Криминальное чтиво. Как 19-летнюю воронежскую студентку признали «киборгом» и убили
Спецпроект о громких делах прошлых лет.
Светлана Тарасова, 19 сентября 2018, 08:00
РИА «Воронеж» продолжает проект, посвященный 100-летию уголовного розыска МВД России. Журналисты и эксперты рассказывают о самых громких воронежских преступлениях прошлого.
В середине 1990-х в распадающемся Советском Союзе, где все опоры ушли из-под ног, вошли в моду экстрасенсы, колдуны и шаманы, «проводники» и мессии. Ранней весной 1993 года в фундаменте воронежской новостройки недалеко от Ботанического сада нашли расчлененные останки 19-летней студентки Юлии. Следователи вышли на след молодых людей, занимавшихся духовными практиками под началом 34-летней Валентины П. Убитая тоже считала Валентину своей духовной наставницей.
Расследование передали самой известной воронежской сыщице тех лет – следователю областной прокуратуры Эмилии Крайкиной.
Розыскное дело
Геннадий Кумаков в 1990-е годы работал старшим оперуполномоченным уголовного розыска Коминтерновского РОВД.
– В конце февраля 1993 года в наш РОВД обратилась жительница города Ливны Орловской области. Она написала заявление о пропаже своей 19-летней дочери, студентки Воронежского инженерно-строительного института Юлии, – рассказал Кумаков.
По словам правоохранителя, женщина приехала в Воронеж 26 февраля 1993 года, поскольку дочь перестала выходить на связь. Но ни в общежитии, ни в институте Юли не было. Растерянной матери вдруг стали открываться неизвестные подробности жизни ее дочери. Выяснилось, что Юля давно забросила институт и целыми днями пропадает у какой-то женщины. Мать нашла ребят, с которыми Юля туда ходила. Те заявили, что девушка отправилась в столицу, поскольку давно туда собиралась.
– Было открыто розыскное дело. Установили круг лиц, с кем общалась девушка. Выяснили, что группа ее ровесников собирается в частном доме на улице Карпинского у некой Валентины П. Она была старше ребят, ей в ту пору перевалило за 30. В ее доме ребята занимались изучением оккультных наук. Мы выехали в этот дом и нашли большую библиотеку весьма специфического содержания, – вспомнил Геннадий Кумаков.
По словам бывшего милиционера, ребята (их было пятеро, включая наставницу), рассказывая о пропаже своей приятельницы, стали путаться. Тогда дознаватели и следователи стали общаться с ними порознь. В какой-то момент, месяца через два после открытия розыскного дела, кто-то из них проговорился, что девушка убита.
«Освободили землю от зла»
– Ребята понесли какой-то бред: дескать, в Юлю вселился дьявол. Темные силы ее захватили, и девушку необходимо было срочно освободить от этой «грязи», – рассказал бывший опер.
Они показали место, где спрятали тело. Это было местечко, которое в народе зовут «долина нищих», в Северном микрорайоне Воронежа, недалеко от Ботанического сада.
– Там стояли стены строящегося частного дома, но котлован еще до конца не был засыпан землей. Это было начало весны, земля была мерзлая. Нашли сверток, завернутый в ковер, там были фрагменты тела, в том числе отрубленная голова девушки с заклеенным изолентой ртом, – сообщил сыщик.
Судмедэксперты зафиксировали не менее 47 повреждений на обнаруженных останках.
– Я общался со всеми ребятами. Симпатичные, приятные, интеллигентные. Никто никогда не мог бы подумать, что они способны на злодейство, тем более расчленить человека, – поделился Геннадий Кумаков. – Они не были расстроенными, до последнего верили в то, что сделали доброе дело. «Убили киборга, освободив землю от черного зла», – говорили они не без гордости. При этом вовсе не производили впечатления сумасшедших. Мы с подобного рода ритуальными убийствами до этого никогда не сталкивались.
Во время следствия стало проясняться, что мистическое убийство имело приземленную подоплеку.
– Натравили на эту несчастную девушку отнюдь не из-за потусторонних сил, а из-за банальной ревности, – объяснил Кумаков. – Богиня Валентина, как она себя называла, положила глаз на одного из своих учеников, а тот стал проявлять интерес к другой девушке. Тогда-то она и объявила ее киборгом.
Богиня Валентина
Валентину правоохранители описывали так: кроткая, доброжелательная, спокойная, небольшого роста, со светлыми недлинными волосами. В ней все было сдержанно, умеренно и приятно. И ничто не намекало на безумие.
В юности Валентина выступала на сцене – пела в хоре Театра оперы и балета. Но ее таланта не хватило даже на то, чтобы выступать в массовке. В 1989-м году Валю отчислили из театра за профнепригодность. Нереализованную сценическую энергию она направила в другое русло. Неожиданно Валентина обнаружила в себе мощную потустороннюю силу и поняла, что у нее есть предназначение – ни больше, ни меньше, спасать мир.
Женщина засела за книги. Читала все, что ей подсказывала интуиция: Евангелие и Фрейда, Блаватскую и «Махабхарату», «Розу мира» Андреева и труды Маркса и Ленина.
Подкрепленный книжной мудростью «дар» Валентины оказался готов для воплощения высокой земной миссии. Но для обретения максимальной силы ей требовалось найти свою «половинку», а кроме того, отыскать учеников, у которых такая же миссия.
Эмилия Крайкина – следователь с огромным опытом, к которой попало дело о секте, – не знала, смеяться ей или плакать, слушая откровения организатора убийства. В СИЗО она подолгу общалась с Валентиной. Женщина отвечала, что посчитала себя богом, когда увидела во сне светящееся слово «гоб», то есть «бог» наоборот. Она якобы начала слышать «шелест мыслей» других людей, предсказывать будущее и чувствовать, как на ее лицо перетекает лицо Кришны.«Больной мир»
Первый ученик – 26-летний газооператор Александр Л. – сам пришел к Валентине в1991 году. Повод был банальным – частному дому требовался ремонт. Валентина разглядела в этом промысел судьбы. «Ясновидящая» увидела в простом парне знак избранности. Александр, поверив в свое предназначение, стал завсегдатаем в ее доме. Туда же вскоре привел свою подругу Ирину, выпускницу Воронежского инженерно-строительного института. Валентина «просканировала ее астрал» и одобрила. Эти двое стали первыми учениками «богини Валентины».
Они конспектировали труды Ленина и Блаватской, сдавали Валентине экзамены. Переводили сны и видения (бессознательное) в слова и мысли (сознательное). В перерывах между духовными практиками ремонтировали дом Вали, который той купили родители.
Позже к команде примкнули еще несколько студентов ВИСИ. Ирина приносила фотографии студентов, по которым Валентина якобы выявляла их сущности. Наиболее достойных приглашала в дом. Однажды ей был «голос», и она сама отправилась в общежитие рекрутировать учеников. Зависла на четверо суток в одной из комнат, где под водочку и селедочку вела туманные разговоры о вселенской битве добра и зла. Там Валентина нашла свою «половинку» –19-летнего Костика.
Доказательством было то, что ее лицо «переливается в лицо Кости, а Кости – в Кришны», и это разглядели другие ее ученики. К тому моменту их было уже восемь.
Уроженец города Набережные Челны, который был моложе Валентины почти на 15 лет, перекочевал из общежития к ней в дом. Костя перестал ходить на занятия, за что вскоре был отчислен. Устроился работать учителем рисования в гимназию №45, но главной его задачей было вместе с Валентиной «лечить больной мир».
Себя и Костю Валентина объявила богами, а остальных – их порождением. Ученикам требовалась духовная очистка, ведь в них время от времени «вселялись темные сущности». На этот случай у них существовал напиток «Озверин», который якобы выявлял гада.
Рецепт его был еще жестче, чем коктейля «Слезы комсомолки» из поэмы Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки». В чайник бросали пригоршню жгучего перца, пакет лаврушки, полпачки соли и еще каких-то горьких приправ. Испытуемого заставляли пить стакан «озверина» до дна. Если того выворачивало, требовали есть содержимое желудка. Тех, кто отказывался, безжалостно изгоняли. Отказавшихся почти не было: ребятам хотелось чувствовать себя избранными.
«Это киборг»
У Валентины осталась обида на Павла Х., который жил с ней раньше. Он ушел. Своим ученикам она объявила, что за отступничество его следует проучить. Трое из ее апологетов 24 февраля 1993 года отправились наказывать предателя. Они разгромили его квартиру – разбили все зеркала, бывший тогда роскошью видеомагнитофон. Палкой от кресла отходили и самого Павла.
На следующий день компанию вызвали в милицию. Допрос в РОВД испортил настроение «богине», к тому же у нее сильно заболел низ живота. Вдобавок Константин, который нес из погреба банку огурцов, оступился и разбил ее. «Это чьи-то колдовские штучки», – решила Валентина.
В компании были Ира и Юля – обе моложе Валентины, обе красавицы. Как ей казалось, девушки пытались обольстить Костика.
Иру Валентина назвала «черной колдуньей с Гималаев» и стала стучать плоскогубцами по ее лбу, рукам и ногам. Появившуюся кровь «ясновидящая» объяснила причастностью Иры к нечистой силе. Валентина взашей вытолкала ученицу из своего дома. Юле повезло меньше.
– На допросах Валентина рассказывала, как предложила Юле раздеться и все с ужасом увидели багрово-синие ноги с чешуйками. «Это киборг», – заключила Валентина, и началась битва с «врагом мира человеческого». Наставница попросила ребят бить девушку в солнечное сплетение, сама била по голове, спине. Били и удивлялись, почему нет синяков. Кололи цыганской иглой и удивлялись, почему нет крови, – вспоминала Эмилия Крайкина. – Побоями дело не завершилось. Валентина заявила, что она и ее любимый ученик и так «светлые», а остальным нужна «трансформация», поэтому именно они и уничтожат «чудовище». Уничтожали Юлю в сарае. Во время пыток на нее надели люминесцентные очки (чтобы та не видела их и не могла заколдовать) и заклеили ей рот. Позже участники говорили, что в тот вечер водки не пили – только «заряженный компот».
Эмилия Крайкина
Фото – Андрей Архипов (из архива)Таинственное исчезновение
«Когда ребята пришли, я увидела, что они стали огромных размеров, на три головы выше обычного, и с чужими лицами», – рассказывала Валентина следователю о своих ощущениях на следующий день после убийства.
Пятерых «инквизиторов» задержали в марте 1993 года. До 16 мая 1995 года они находились в воронежском следственном изоляторе на улице Желябова. Никто из них не высказал сожаления по поводу случившегося. Когда у одного из них спросили, если ему в ком-то почудится дьявол, сделает ли он с ним то же, что с Юлей, тот ответил: «Гарантировать того, что этого не произойдет, не могу». Другой заявил: «Я взял на себя ответственность, потому что знание о том, что я должен это сделать, было заложено в меня изначально».
В мае 1995 года Воронежский облсуд под председательством Николая Николаенко отправил Валентину П., Александра Л., Николая М. и Алексея Ч. на принудительное лечение в психиатрическую больницу со строгим наблюдением. Согласно заключению судебно-психиатрической экспертизы, проведенной Всероссийским научно-исследовательским институтом судебной психиатрии имени Сербского, все четверо были невменяемыми на момент совершения преступления. При этом ни один из признанных невменяемыми ребят раньше не состоял на учете в психиатрической лечебнице.
Константин, возлюбленный Валентины, был обвинен лишь в том, что не рассказал правоохранителям об убийстве. Тому, что он был причастен к преступлению, суд подтверждений не нашел. Парня отпустили на свободу из зала суда.
Дело о секте Валентины П. бесследно исчезло из архива областного суда. Отыскать (и то с большим трудом) удалось лишь приговор по нему. Все фотографии, протоколы допросов и прочие артефакты как в воду канули.
Историю удалось восстановить лишь по воспоминаниям оперативников и следователя областной прокуратуры Эмилии Крайкиной. Корреспондент РИА «Воронеж» пообщалась с Эмилией Крайкиной меньше чем за год до ее смерти.