Крестьянский быт и забытая музыка. Как прошел фестиваль «Воронеж фольклорный»
На празднике воссоздали интерьеры старинных крестьянских изб
Алина Белая, 15 июня 2021, 16:34
12 июня в Воронежском центральном парке прошел IV Губернский фестиваль «Воронеж фольклорный», который организовали департамент культуры Воронежской области и Воронежский областной центр народного творчества и кино. Горожане окунулись в атмосферу старинного крестьянского быта, посетили ремесленные мастер-классы, послушали народные песни в исполнении фольклорных коллективов. О том, как прошел праздник, читайте в материале РИА «Воронеж».
В фестивале «Воронеж фольклорный» приняли участие фольклорные и этнографические ансамбли, мастера-ремесленники, коллекционеры народной одежды, творческие коллективы культурно-досуговых учреждений со всей Воронежской области.
– Это четвертый по счету губернский праздник «Воронеж фольклорный». Каждый год он проходит по-разному. Почему мы провели его в День России? Считаем, что именно в этот день мы должны еще раз вспомнить свои традиции, – рассказала руководитель департамента культуры Воронежской области Мария Мазур.
Всю территорию парка разбили на тематические зоны. На сцене Зеленого театра выступили Воронежский русский народный хор имени К. И. Массалитинова и фольклорные коллективы из всех районов Воронежской области.
А на главной аллее парка развернулась масштабная интерактивная выставка «Путешествие в старину». На ней горожане увидели 30 тематических площадок – пространственные композиции интерьеров старинной крестьянской избы. Внутри – маленькие люльки для младенцев, аккуратно застеленные кровати с красиво расшитым постельным бельем, макеты русских печей и старинные предметы домашней утвари. Как они назывались и для чего были нужны, горожанам рассказывали сотрудники районных и сельских домов культуры.
Например, в «избе» Лискинского района детям и взрослым предлагали попробовать взять ухватом котелок и погладить белье старинным способом: для этого ткань наматывается на скалку и катается прообразом утюга – рубелем (деревянной доской с вырубленными желобками).
Сотрудники Рамонского районного дома культуры представили выставку с предметами старинного русского быта и предложили взрослым и детям пройти три уровня викторины «Знаток русского быта».
– Игру мы придумали специально для фестиваля. На удивление сегодня мы встретили много людей, которые угадывают, что такое рубель, валек, сечка и другие предметы русского быта, – рассказала сотрудница Рамонского районного дома культуры Татьяна Прусакова.
На площадке Кантемировского района выделялся десятилетний мальчик Кирилл Репкин, который рассказывал о народных промыслах на суржике – смеси русского и украинского языков. В своем районе мальчик известен тем, что создал дома музей предметов крестьянского быта. Любовь к старине школьнику привила его прабабушка.
– Кирилл начинал с того, что с трех лет собирал старинные вещи, которые принадлежали его прабабушкам и прадедушкам. Сегодня собирает старинные предметы быта со всего района. Недавно он нашел осколки древних горшков. Мы сейчас восстанавливаем традиционный костюм Кантемировского района. Кирилл нам помогает – он запомнил многое, что рассказывала его прабабушка, – рассказала руководитель Дома культуры Кантемировского района Ирина Караева.
На подворье Воробьевского района все желающие могли попробовать вручную перемолоть зерна в жерновах и получить из них муку. Жернова представляют собой положенные друг на друга тяжелые каменные диски. Нижний круг неподвижен, вращается лишь верхний. В середине жернова имеют сквозное отверстие, в которое засыпают зерно. Когда верхний диск начинает вращаться, зерно перемалывается в муку.
Рядом с жерновами стоял старинный ткацкий станок, который привезли из Воробьевского историко-краеведческого комплекса. Педагог дополнительного образования Татьяна Третьякова показала мастер-класс по ткачеству домотканых ковриков.
– Ткацкий станок был не в каждом доме – его могли себе позволить зажиточные семьи. Для ткачества раньше использовались конопляные нити, – пояснила Татьяна.
На площадке Борисоглебского района, расположившейся на парковой аллее, вели светские беседы переодетые в костюмы XIX века актеры Борисоглебского драматического театра имени Н. Г. Чернышевского.
– Мы воссоздали атмосферу купеческого города конца XIX века. Разыгрываем сценку в доме семьи Любимовых – это реальные персонажи, которые жили в Борисоглебске в конце XIX века, – пояснили артисты.
Почти в каждой избе и подворье были ремесленники, которые показывали мастер-классы по лепке из глины, художественной резьбе по дереву, изготовлению деревянных ложек. Так, мастер художественной резьбы по дереву Александр Носов показал, как деревянные заготовки для ложек – баклуши – превращаются в ложки. Несколько легких движений мастера с помощью ложкореза – и в деревянной палочке уже появляется углубление, которое в старину называли по-разному – «едало», «хлебало» и «черпало».
Для изготовления ложек ремесленник выбирает в основном мягколиственные породы – например, липу. После обработки ложки расписывают различными узорами, затем опускают в пищевой лак и помещают в муфельную печь.
Гончар Леонид Сухотерин из Павловска показывал детям мастер-класс по лепке из глины. Мастерству учился у старых ремесленников. С собой в Воронеж он привез местную глину белого цвета.
– Я ходил по горам и озерам, искал подходящую глину. В конце концов нашел. Она была рядом с меловыми горами, – признался Леонид Сухотерин.
На площадке Нововоронежа свои изделия показали резчик по дереву Николай Черных и художник-керамист Ольга Попова. Оба мастера работают в районном Доме культуры. Ольга руководит кружком декоративно-прикладного творчества, где учит детей лепить из глины воронежскую глиняную игрушку. Внутри игрушек – звенящий язычок-колокольчик.
– Эти игрушки мы создаем на основе традиционной воронежской игрушки, которую воссоздает народный мастер Воронежской области Галина Ивановна Арефьева. В старину такие игрушки назывались «заманками», – пояснила Ольга Попова.
Свои работы на фестивале показали и народные мастера, делающие матрешек и кукол. Среди них – мастер художественной росписи по дереву Татьяна Вязовая из Острогожского района. Мастер расписывает матрешек в традиционные красные цвета с узорами, характерными для барановских платков. Некоторые матрешки художницы «одеты» в воронежский костюм.
– Я расписываю матрешки темперными красками, потом покрываю лаком, – поделилась Татьяна.
Вместе с Татьяной Вязовой из Острогожского района приехала мастер-кукольник, профессиональный художник Светлана Устьянова. Начинала Светлана с изготовления простейших обереговых кукол из ниток и безликих тряпичных кукол. Постепенно пришла к созданию кукол из полимерного запекаемого пластика. Сейчас девять кукол Светланы можно увидеть на выставке «Мир кукол в дворянской усадьбе», которая проходит в музее-усадьбе имени Д. В. Веневитинова.
– Художник-кукольник постоянно учится. В этом творчестве нет предела совершенству. Мои куклы авторские, но в них присутствует русский дух. Вот, например, куколка, костюм которой выполнен из павлопосадского лоскута, – рассказала Светлана Устьянова.
Пожалуй, самой интересной была выставка старинных музыкальных инструментов, которые своими руками сделал создатель Воронежского музея забытой музыки Сергей Плотников. Среди них – многоствольная и одноствольная флейты, дудки, калюка, пыжатка, пищик, рожок владимирский и даже волынка. Как утверждает Сергей, «волынка» – название не шотландского, а русского народного музыкального инструмента. Шотландцы же играют на инструменте под названием «бэгпайп».
– Древние мастера делали мешок для волынки из бычьего мочевого пузыря (в этом случае получали маленький мешок) либо из козлиной шкуры, – рассказал ремесленник.
Музыкант показал и сделанные своими руками гусли. Самый древний их вариант – гусли лировидные, на таких играли Садко и Добрыня Никитич. Более поздний вариант – гусли крыловидные. Еще один интересный струнный инструмент – гудок, на котором играли смычком-«погудальцем».
– В старину на Руси музыку называли гудьбой. Все музыкальные инструменты назывались гудебные сосуды, – пояснил Сергей Плотников.
Пожалуй, самый любопытный струнный инструмент в коллекции музыканта – колесная лира.
– На Руси лирниками были только слепые музыканты. Зрячим музыкантам работать на колесных лирах не давали – инструмент забирали и ломали, чтобы те не отнимали хлеб у калек. Пели лирники духовные песнопения, – рассказал музыкант.
Завершился фестиваль концертной программой «В песне – русская душа». Перед зрителями выступили ведущие фольклорные, вокально-хоровые и хореографические коллективы Воронежской, Курской, Белгородской областей и фолк-группа «Ярилов зной».