Красоты Арктики. Как прошла экспедиция воронежских школьников на Северный полюс
Андрей Лебедев и Ульяна Кузьмина рассказали о путешествии на атомном ледоколе
Эльвира Бутырина, 7 сентября 2021, 13:00
11 дней без интернета и без связи, белые медведи, научные лекции и общение с настоящими полярниками – именно такой запомнится поездка на Северный полюс воронежским школьникам, которые приняли участие в просветительской экспедиции «Ледокол Знаний. Homo Science project».
В необычное путешествие Андрей Лебедев и Ульяна Кузьмина отправились из Мурманска 14 августа. Всего на атомном ледоколе «50 лет Победы» было 80 студентов и школьников со всей России в возрасте от 12 до 23 лет. Все они – победители и призеры различных олимпиад и всероссийских конкурсов.
Награда за знания
Андрей Лебедев – 11-классник, учится в школе № 35. В Воронеж он переехал из Иркутской области, поэтому суровыми погодными условиями его напугать довольно сложно. В этом году Андрей стал участником федерального конкурса «Большая перемена», который проводился при поддержке госкорпорации «Росатом». Главным призом стала экспедиция на Северный полюс.
– Конкурс объявили за две недели до отплытия ледокола, я был очень удивлен этим, потому что основной конкурс завершился еще зимой. Нужно было снять минутную видеовизитку про технологию, которую можно внедрить в Арктический регион в следующие 50 лет. Я выбрал технологию плавучей термоядерной электростанции. Вообще термоядерная энергетика интересна мне как хобби, нравится изучать этот источник энергии, – рассказал Андрей Лебедев.
Ульяна Кузьмина – ученица 10-го класса школы № 94 имени генерала Лизюкова. О возможности побывать на Северном полюсе она узнала осенью прошлого года и сразу решила принять участие в конкурсе.
– Я всегда мечтала побывать на Северном полюсе и решила попробовать свои силы. Зарегистрировавшись на сайте конкурса, я прошла 4 этапа непростой викторины, в которой были вопросы из курсов физики, биологии, химии, истории, музыки и других дисциплин. Сложность заключалась в том, что за каждую секунду размышлений количество баллов, которое получаешь при правильном ответе, уменьшалось. Поэтому искать что-либо в интернете было бесполезно, надеяться стоило только на собственные знания. После чего составлялся рейтинг из 5000 зарегистрировавшихся ребят, в соответствии с количеством баллов. В этом рейтинге я вошла в число 100 лучших участников, – пояснила Ульяна Кузьмина.
На следующем этапе нужно было снять видео на тему «Что я сделаю, когда попаду в Арктику?». Все это оценивалось жюри, и был составлен список 25 участников с лучшими роликами. Ульяна Кузьмина стала 16-й в списке победителей.
– Сложность видеовизитки состояла в том, что по времени она не должна была превышать минуту. И все мысли о Северном полюсе, все идеи, все мои увлечения нужно уместить в этот небольшой промежуток времени. Я решила записать все идеи и, вместо того чтобы рассказать о чем-то одном, подумала, что лучше обо всем и сразу. Так появилась идея моей визитки, – рассказала девушка.
Лекции от полярников и мастер-классы блогеров
Школьники рассказывают, что скучать на ледоколе им было некогда. Каждый день они вставали в 7:30 утра, в 23:00 был отбой. Дни были расписаны буквально по минутам: познавательная программа экспедиции включала научные игры, конкурсы, лекции и тренинги, а также экскурсию по ледоколу.
– Помощник капитана показал, как все работает изнутри, и нам даже разрешили посмотреть на ядерный реактор. Еще мы смогли задать все вопросы о работе ледокола и судоходстве, которые у нас накопились, – поделилась Ульяна.
Все 11 дней участники находились на ледоколе без связи и интернета. Однако сами они уверены, что это пошло им только на пользу.
– Нам сказали сделать проект: никакого техзадания, ничего, просто привязкой к Homo Science. Это было очень интересно – без подсказок и интернета просто выдумать из головы, как популяризировать науку. Ребята подготовили 20 проектов, шесть из них прошли отбор для финального представления в Мурманске. Мой проект, к сожалению, не прошел, но это был классный опыт, – рассказал Андрей Лебедев.
В экспедиции вместе со школьниками и студентами принимали участие советский и российский путешественник, председатель Полярной комиссии Санкт-Петербургского городского отделения Русского географического общества, почетный полярник России Виктор Боярский, антрополог Елена Сударикова, эксперт общественного совета Госкорпорации «Росатом» Дмитрий Горчаков, блогер Дмитрий Побединский и другие.
– Дмитрий ведет канал «Физика от Побединского» на YouTube. Я был очень рад его увидеть, это мой кумир, благодаря ему я увлекся физикой и астрономией в свое время и продолжаю этим заниматься. Было приятно с ним поговорить и послушать его, посоветоваться насчет личных проектов, – отметил Андрей Лебедев.
Кроме того, в экспедиции работала творческая лаборатория от создателей подкаста «Объект А» – это цикл историй об изобретениях, людях, открытиях, ученых, из которых складывается пазл атомной индустрии.
– Там нас учили обращаться с оборудованием, было очень интересно. И ребята сделали свой ледокольный подкаст, 11 дней они записывали интервью с участниками экспедиции, их эмоции и ощущения. Еще была серия лекций от российского полярника Виктора Боярского, которые было очень интересно слушать. Это сильный духом человек, пример для подражания, – рассказал Андрей Лебедев.
Уникальная фауна
Ребята рассказали, что за время путешествия они видели белых медведей, тюленя, птичьи базары, моржей и нерпу. По словам Андрея Лебедева, это были самые яркие впечатления.
– Мы должны были стоять день в акватории Мурманска, а итоге капитан решил остаться в заливе Эссена. Мы поразились красоте Арктики. Как раз там мы и встретили белых медведей. Ночью они подошли очень близко, – поделился Андрей Лебедев.
По словам школьников, за время путешествия они два раза проходили у архипелага Земля Франца-Иосифа.
– Находиться у этих островов – невероятно. Особенно, когда знаешь о тех местах, в которых ты находишься. Путешественник Виктор Боярский подробно рассказывал нам о каждом из островов, которые мы проходили. И я ни разу не пожалела, что всегда, когда была возможность, выходила на палубу. Также мы подошли очень близко к ледяному барьеру высотой 30 м, от борта судна до ледника оставалось расстояние около 2 м. Арктика очень впечатляет и восхищает. Мне кажется, каждый, кто туда попадет, запомнит это навсегда. Это как прикоснуться к другому миру, – поделилась впечатлениями Ульяна Кузьмина.
– Я испытал детскую радость, которую давно не ощущал. Ведь я мечтал оказаться на Северном полюсе еще с 2019 года, после просмотра ролика Руслана Усачева, и спустя два года мне удалось осуществить свою мечту, – рассказал Андрей Лебедев.
Ульяна Кузьмина призналась, что ее поразила фауна Заполярья и чистые воды океана.
– На протяжении всей поездки из эмоций у меня были только безграничное счастье и восхищение. Не передать словами ощущение, которое возникает, когда смотришь на бескрайние льды, ломающиеся под весом ледокола, – рассказала школьница.
Ответственность за планету
Ребята признаются, что экспедиция их очень изменила.
– Когда стоишь на точке Северного полюса, под тобой 4,5 км воды и лед вокруг, у тебя просыпается ответственность за нашу планету, за будущее, за экологические проблемы, которые сейчас есть, а также желание сохранить всю эту красоту для следующих поколений, – подчеркнул Андрей Лебедев.
Ульяну Кузьмину путешествие замотивировало «учиться еще больше и идти к своей цели». Самое главное, что привезли ребята из экспедиции, – это новые знания и идеи.
– Человек всегда возвращается немного другим из любой поездки. От этого путешествия я получила опыт общения с замечательными, умными, интересными людьми, – рассказала девушка.
Андрей Лебедев поделился планами на будущее и рассказал, что мечтает снова оказаться на Северном полюсе.
– Новый конкурс стартует уже в сентябре, есть и другие конкурсы, я подам заявки. И если пройду, то, конечно, поеду еще раз на Северный полюс. Недостаточно туда съездить один раз, нужно насмотреться, прочувствовать до конца, – рассказал молодой человек.