Сегодня, 2 июня, в Воронежской медицинской академии гостили звездные гости – рекордсмен по суммарному времени пребывания в космосе (более 800 суток - прим. РИА «Воронеж») космонавт Сергей Крикалев и врач-космонавт Олег Котов. Герои России приехали в Воронеж по приглашению медакадемии. По словам ректора ВГМА Игоря Есауленко, академия тесно сотрудничает с центром подготовки космонавтов еще с советских времен.
– Мы работаем с исследователями, которые изучают влияние космоса на человеческий организм. В советское время мы не могли открыто об этом говорить, многое было под грифом «секретно». В нашем музее хранятся материалы кафедр, активно занимавшихся космическими темами в сотрудничестве с московскими учеными,– рассказал ректор воронежской медицинской академии Игорь Есауленко.
В Воронеже космонавты открыли свою общую фотовыставку. В холле ВГМА вывесили 47 уникальных снимков, сделанных с борта МКС. В числе самых интересных - фотография Воронежа с высоты 400 километров. Этот снимок Олег Котов сделал в феврале 2014 года.
– Меня давно студенты-медики к себе в гости приглашали, вот я и сделал снимок Воронежа,– рассказывает историю фотографии 100-ый космонавт России Олег Котов. – Фотографировать мне нравится, но сказать, что есть любимый космический снимок, не могу. Уверен, что лучшая фотография та, которую я еще не сделал.
На вопрос одного из преподавателей, как космонавтам удается угадывать место, над которым они пролетают, Герой Советского Союза и Герой России Сергей Крикалев (один из четверых человек в стране, удостоенных обоих званий - прим. РИА «Воронеж») заметил, что космонавты никогда не угадывают, а всегда точно знают свое местонахождение.
– Помните, как мы все в школе работали с контурными картами? Они были пустыми, и нужно было запомнить, где какая страна находится, а потом по памяти нанести их. Примерно так же и у нас все происходит. Мы детально изучаем карту мира, чтобы потом безошибочно сказать, что сейчас я пролетаю над Москвой, а потом будет Воронеж, а позже Пекин,– открывает секреты космической подготовки Сергей Крикалев.
После открытия выставки гостям утроили экскурсию по медакадемии. Показали новый бассейн и просторный спортзал. Затем зашли в буфет, где космонавтов угостили свежевыжатым апельсиновым соком.
– А что обычно космонавты во время полета пьют? – поинтересовались у Крикалева и Котова студенты.
– Воду, чай, но сок тоже бывает. Не такой, конечно, вкусный, как здесь, но тоже ничего, – улыбаясь, ответили космонавты.
Когда космонавты проходили мимо часовни, кто-то спросил, а верят ли они во внеземные цивилизации и видели ли космонавты что-нибудь сверхъестественное?
– Скорее всего, мы не одни во Вселенной. Конечно, зеленые человечки к нам в гости не приходили, но после того, как полгода пробудешь в замкнутом пространстве, что угодно может померещиться, – пошутили космонавты.
Студенты, пришедшие на встречу с Героями России в центральную медицинскую аудиторию, приветствовали своих гостей стоя. Большой зал был забит до отказа. Космонавтов засыпали вопросами, от философских (чувствуют ли они в космосе одиночество Вселенной) – до бытовых (как в условиях невесомости летчики соблюдают элементарную гигиену).
– Помыться в космосе – большая роскошь! Там нет такого большого количества воды, и даже если бы она была, то в условиях невесомости разлетелась бы каплями по всему кораблю. Поэтому мы используем традиционный метод поддержания чистоты – влажные полотенца, пропитанные спиртовым лосьоном. Мы принимаем такие «водные процедуры» два раза в день – каждый раз после занятий спортом, – объяснил Сергей Крикалев.
– А что находится в аптечке космического корабля во время полета? – поинтересовались будущие медики.
– В ней все самое необходимое, начиная от средств против царапин и обезболивающих таблеток до стоматологического оборудования (в случае необходимости космонавты могут сами себе поставить зубную пломбу - прим. РИА «Воронеж»). А когда мы начали работать с американцами и формировать международный экипаж, то увидели, что у них аптечка без преувеличения в половину стола и в ней находятся вещи, которые мы никогда с собой не брали в космос. Например, на их взгляд, одна из самых ценных вещей в аптечке – дефибриллятор. Я думаю, эта вещь лишняя в полете. Ведь мы все перед стартом проходим медосмотр, нас готовят к полету, пристально наблюдают за состоянием и с больным сердцем точно не допустили бы до полета, – уверен Сергей Крикалев.
– Есть ли у вас талисманы, которые всегда берете с собой в космос?
– Ну, каких-то мистических амулетов у меня лично нет. Правда, я всегда брал с собой в полет мягкую игрушку, которую мне вручили мои дети. Черного котенка зовут Димплер – это сочетание имен сына Димы и дочки Леры. Так что можно сказать, что он и есть мой талисман, а еще – плюшевый ветеран космических полетов, - ответил Олег Котов.
– А вы помните, что ощутили, когда впервые оказались в невесомости?
– Невесомость можно сравнить с воздушными ямами, которые можно ощутить в лифте или в самолете. Так вот представьте, вы летите, летите в ракете - и бац... воздушная яма на полгода,– развеселил всех собравшихся космонавт Котов.
– А вы какие-нибудь сувениры своим родным из космических командировок привозите?
– Ничего сверхъестественного с МКС привезти нельзя. Хотя сын у меня как-то просил привезти ему камень из космоса, но сделать это не удалось. А из последнего полета взял на память ложку, которой полгода ел на корабле.
– А космонавты до сих пор питаются едой из тюбиков?
– Нет, сейчас в тюбиках мало чего осталось, может только соусы, приправы какие-нибудь. В основном все продукты в виде консервов или сублимированной еды (чтобы получить, к примеру, сублимированное мясо его замораживают до -50 градусов, а потом сушат в условиях вакуума - прим. РИА «Воронеж»). Все сублиматы упакованы в пластиковые пакеты. Когда хочешь поесть, добавляешь туда воду, все разбухает и становится пригодным к употреблению.
После встречи со студентами звездные гости посадили на «Аллее космонавтов» в Воронеже две ели и сфотографировались со студентами на фоне медакадемии.