Контроль за сливами. Как в Воронеже борются с неприятным запахом от ЛОС

Чиновники и руководство предприятия отчитались перед губернатором о результатах работы.

Вероника Петухова, 31 июля 2019, 18:45

Михаил Кирьянов

Чтобы победить вонь, на которую воронежцы жаловались с 2018 года, на Левобережных очистных сооружениях опорожняют застоявшиеся иловые карты. На предприятии уже восстановили технологию очистки сточных вод, вскоре возведут цех обезвоживания. О результатах борьбы с неприятным запахом губернатору Александру Гусеву доложили на выездном совещании, которое прошло на предприятии в среду, 31 июля.

Из-за чего возник неприятный запах?

Горожане стали массово жаловаться на неприятный запах в Советском, Левобережном и Центральном районах в 2018 году. Санврачи проверили качество воздуха, но угрозы для здоровья воронежцев не нашли. В ноябре 2018-го сотрудники Роспотребнадзора пришли к выводу, что проблема в сточных водах.

Отходы жизнедеятельности, которые поступают на ЛОС, проходят механическую, а затем и биологическую очистку с помощью активного ила. Избыток активного ила отправляют на иловые карты, там происходит процесс обезвоживания. Как выяснили специалисты, на ЛОС плохо работала система очистки, а иловые карты застоялись и распространяли неприятный запах.

Еще один фактор – незаконный слив отходов в канализацию, которым занимались некоторые компании. В результате потоки попадали на ЛОС и уничтожали живые бактерии, которые «поедают» вредные вещества в отходах.

– Не все улицы частного сектора имеют централизованную канализацию. Многие частники занимаются тем, что выкачивают отходы из сливных ям и вывозят все это в действующую систему канализации. Еще одна проблема – промышленные предприятия. На их территории не всегда есть законченный цикл, иногда нерадивые промышленники тоже откачивают стоки и сливают в канализацию. Кроме того, на ЛОС попадают не только стоки Воронежа, но и близлежащих районов. Это надо взять под контроль, но просто запретить нельзя. Тогда отходы могут вылить в овраг, ручей или в поле. Все это должно уходить в канализационную сеть, чтобы очищаться, – пояснил корреспонденту РИА «Воронеж» зампредседателя областного правительства Сергей Честикин.

 

 

 

 

Какие меры принимают?

1. Опорожнение иловых карт

Иловые карты Левобережных очистных сооружений спустят. Иловый осадок, который распространяет неприятный запах, вывезут на полигон ООО «Каскад». Осенью 2019-го предстоит перевезти 4,2 тыс. кубометров ила.

– Продолжается работа по перекачке стоков с первой технологической линии. На наш взгляд, с нарушением графика. Уже должно быть откачано 40% ила, пока только 20%. Вывоз осадка пройдет в сентябре-ноябре 2019 года, – сообщила на заседании замруководителя департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области Галина Воробьева.

2. «Подселение» живых бактерий

Чтобы восстановить технологию биологической очистки стоков, на ЛОС привезли живые бактерии – 250 кубометров активного ила с Правобережных очистных сооружений «РВК-Воронеж». «Подселение» провели в начале июня. Специалисты департамента экологии отметили, что ил уже работает. Проверяющие отметили снижение неприятного запаха, обращений от граждан стало меньше.

– Мы видели всю остроту проблемы. Составили определенный план работ и определили «болевые» точки – места, которые больше всего распространяли запах. Эти болевые точки уже ликвидированы. По первой технологической линии приема эта работа еще продолжается. Кроме того, большие изменения произошли в самой технологии очистки. С Правобережных очистных сооружений сюда завезли активный ил. Это не так просто: живой организм с одного места перевозили в другое место. Мы боялись, что ил может здесь погибнуть, но он прижился и уже работает. Сейчас тут 11 видов различных бактерий, до этого было от семи до девяти, – рассказал Сергей Честикин.

Пока для обеззараживания в иловые карты добавляют специальный раствор. Им успели обработать только 10 карт из 21.

Губернатор Александр Гусев призвал подчиненных работать на площадке и не прикрываться формальными мерами:

– Мы не должны составлять отчеты только со слов эксплуатирующей организации. Мы договорились, что здесь должны присутствовать наши люди. Вы никогда не определите вещества, которые дают запах. Извините, но пахнут фекалии. Запах такой, что ни один ваш прибор не справится. Мы договорились, что нужно выходить на площадку и определять, откуда идет запах. Органолептически. А затем думать, что делать, и предлагать решение проблемы. Скорее всего, оставшиеся 11 карт подсушены и уже серьезно не влияют на запах. Тем не менее это нужно проверить.

 

 

 

 

3. Строительство цеха обезвоживания

На предприятии построят цех обезвоживания осадков. Руководство ЛОС должно было показать чиновникам техническое задание и проект, однако документы пока не представили.

– Возможно, собственник по какой-то причине считает, что у него нет ресурсов на строительство. Если у собственника нет желания этим заниматься, пусть сложит с себя бремя ответственности за объект. Те 77 млн рублей, которые в 2010 году отдали за этот объект, вы давно уже возвратили себе. Мы проанализировали вашу инвестиционную программу и понимаем, сколько средств вы не вложили в развитие предприятия. Я прошу представить документы к 5 августа. Мы должны занимать бескомпромиссную позицию. Пусть идут в банк, берут деньги и строят, – заявил губернатор региона Александр Гусев.

4. Контроль за несанкционированными стоками

Автомобили, которые выкачивали канализационные стоки в частном секторе, часто сливали их несанкционированно. В результате на ЛОС попадали отходы неизвестного происхождения.

– На территории города были санкционированные точки сброса, которые контролировали ЛОС и Росводоканал. И огромное количество несанкционированных точек. Машина подъезжала к любому канализационному колодцу и производила сброс. Благодаря совместным действиям всех структур удалось взять под контроль перевозчиков, которые этим занимались. Мы их выявили, провели переговоры и перенаправили этот поток на санкционированные точки сброса. Продолжаем искать тех, кто вывозит несанкционированно. Многие частники, которые занимались этим бесконтрольно, обращаются в департамент и просят оформить документы. Хотят перейти из нелегальной работы в легальную, – сообщил Сергей Честикин на совещании.

На заседании рассказали о владельцах компаний, с которыми вели переговоры. По словам Галины Воробьевой, чиновникам поступило три сигнала о несанкционированном сливе. Владельцем двух машин оказалась женщина, с ней провели беседу. В третьем случае владелец рассказал о договоре с ООО «ЛМ-продукт». Эта компания, в свою очередь, работала с «РВК-Воронеж». По договору «ЛМ-продукт» должна была контролировать качество вод, которые поступают в централизованную систему водоотведения, но своей лаборатории у фирмы нет.

5. Мини-лаборатории

– Мы закрыли точку приема стоков на улице Урывского 10 июля. Но 80% машин с этой улицы переехали на точку приема на Лебедева, которую обслуживают ЛОС. Ежедневно туда сливают стоки 50-70 машин. Наши специалисты говорят, что это тоже могло повлиять на возникновение запаха. Учитывая, что увеличение потока машин на этой точке совпало с жалобами горожан. Мы не можем контролировать, что сливают туда нерадивые водители. Естественно, не с санкции ЛОС, – заявил представитель департамента ЖКХ.

Чиновники утверждают, что сложно отследить, кто и где незаконно сливает отходы в канализацию.

– Давайте введем контроль за тем, что сливается. Кто-то должен в электронном виде делать запись в журнале: что сливают, какой автомобиль, время. И если затем начнутся проблемы, мы сможем сделать вывод. Я еще раз прошу создать отдельную бригаду, которая возьмет под контроль несанкционированные сбросы. Выявит предприятия, которые этим занимаются. Я надеюсь, что вы со всеми потенциальными «загрязнителями» встретились, объяснили им сложность ситуации, предупредили об ответственности и последствиях. Ищите, какие конкретно автомобили сливают, – подытожил Александр Гусев.

Мэр города Вадим Кстенин предложил установить мини-лаборатории на точках слива, чтобы можно было анализировать состав стоков. 

 

 

 

 

Сергей Честикин подчеркнул, что нужно правильно расположить точки сброса. Чиновники считают, что чем дальше они расположены от ЛОС, тем меньше будет запах: по дороге поток разбавят другие сточные воды.

Александр Гусев поинтересовался, какие шаги предприняли, чтобы привлечь виновных к уголовной ответственности. Сотрудник департамента экологии объяснила, что ущерб уже рассчитали, а документы отправили в московский департамент Росприроднадзора по ЦФО. Когда сумму ущерба согласуют, материалы проверки отправят в прокуратуру.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.