Конец века. Жизнь по талонам и угон автобуса с пассажирами в Воронеже

О чем писал «Воронежский курьер» в 90-е годы.

Елена Миннибаева, 16 июля 2016, 12:51

Андрей Архипов

РИА «Воронеж» продолжает экскурсию в прошлое с помощью газеты «Воронежский курьер», которая в 2015 году отметила 25-летие первого номера. Возможно, темы журналистских материалов 1990-х покажутся кому-то смешными или шокирующими, вызовут ностальгию или позволят задуматься, что теория развития истории по спирали – не пустые слова.

1992

В 1992 году на первой полосе «Воронежского курьера» – как крик души, письмо воронежцев Шерстникова и Ефремова. Горожане через газету обратились к главе администрации Воронежской области Александру Ковалеву с просьбой пересмотреть норму отпуска бензина по талонам на мотоциклы. Люди жаловались, что положенных литров горючего им не хватает: «на дачу лишний раз не отправишься, чтобы грядки прополоть».

«Мотоцикл мотоциклу рознь. У нас тяжелые – «Урал», «Днепр». Расходуют они по паспорту не менее 8 литров бензина на каждые 100 км пути, то есть так же, как легковые автомобили. Нам же отпускают всего 20 литров, а легковушкам – по 40 литров бензина на талон. Разве это справедливо?».

  
 Фото – Андрей Архипов

В начале 90-х бензин продавали по талонам, топливо было в большом дефиците. На заправках выстраивались огромные очереди, в них можно было простоять и два, и три часа. Автолюбители старались «отоварить» все талоны сразу, поэтому заправляли не только бензобак, но и несколько канистр. Бывало, что на середине очереди бензин просто заканчивался – тогда приходилось искать другую заправку и стоять в очереди с самого начала.

– Мои родители, чтобы «отоварить» талоны, ездили на заправку ночью. Однажды они откуда-то узнали, когда на АЗС по Курской трассе приедет очередной бензовоз. Встали ночью и поехали на заправку. Разумеется, оказались там уже не одни, но очередь была не такая, как вечером или днем. Отстояли, купили. Помню, делали так несколько раз. Я был маленький – ездил с ними, спал в машине, – поделился воспоминаниями сотрудник охранного предприятия Вячеслав Костров.

 Талоны, сохранившиеся в семье читательницы РИА «Воронеж»
  

В 90-х по талонам выдавали не только бензин. Талонная система распространялась на многие продукты, сигареты, алкоголь и бытовую химию. На каждого человека была определенная норма продуктов. Были поблажки для беременных – им выдавали талоны на печень.

– Я помню дивную историю. Мне было лет семь, и 31 декабря в наш гастроном на улице Ленинградской привезли синих кур. Все окрестные дома побросали салаты, торты и прибежали отоваривать талоны. Стояли дотемна, но кур было много, хватило всем, давали на все отоваренные талоны. Мама, бабушка и дедушка притащили сумки этих кур. Хранить их было негде. И мама потом реально все новогодние праздники переводила этих кур на тушенку. Ее потом еще года три ели в деревне летом, – рассказала парикмахер Ольга Краева.

В том же выпуске от 1 июля была новость под заголовком «Дикость». Речь шла о четырехмесячной девочке, которую горе-мать выбросила в подвал многоэтажного дома по улице Героев Сибиряков, 51. К счастью, ребенка успели найти, младенец выжил, девочку отправили в больницу на обследование.

1996

  
 Фото – Андрей Архипов

С 1 июля 2016 года 1 КВт электроэнергии подорожал на 5,3% – с 3,23 до 3,4 рубля. Для сравнения, в это же время 20 лет назад воронежцам сообщили, что с осени их ждет подорожание на 100%.

«С наступлением холодов все сильнее будут сжиматься пальцы энергетиков на шее потребителя. Выживем ли этой зимой?».

1997

В июле 1998 года воронежцы обсуждали новость об угоне автобуса с пассажирами. В 15:00 водитель автобуса, следующего по маршруту Машмет – Таврово, отошел в диспетчерскую оформить документы. В это время в транспорт зашли семеро пьяных молодых людей. Один из них забрался в кабину водителя, завел автобус и, не закрывая дверей, поехал по встречной полосе.

  
 Фото – Виталий Грасс

«Пассажиры, в основном пожилые люди, начали кричать, требуя остановить автобус. Но компания веселилась вовсю, глядя, как встречные машины с визгом тормозов выскакивают на обочину. Скорость была не слишком большой, поэтому некоторые пассажиры стали выпрыгивать из автобуса на ходу».

Водитель автобуса обратился в милицию. Сразу же был введен план перехвата. Угонщики остановили автобус около поворота в сторону больницы №8. Все пассажиры вышли, а пьяные хулиганы на большой скорости поехали дальше по встречной в сторону Масловки. Правоохранители догнали угонщиков через пару километров. К счастью, в этой гонке по встречке обошлось без жертв.

1998

Летом 1998 года в Воронеже началась замена жетонных таксофонов на карточные. Пластиковые карты по 40 рублей были рассчитаны на четыре часа разговоров, карты за 20 рублей – на два часа.

  
 Фото – Виталий Грасс

«Через таксофонную связь в дальнейшем можно будет выйти на межгород, а также позвонить за рубеж. Это будет дороже, чем если заказывать разговор на станции, но зато удобнее. Таксофоны обещают поставить во всех точках города. Сейчас в Воронеже числится 2800 таксофонов, которые работают на жетонах. Их заменят на более современные в течение нескольких месяцев».

Таксофоны исчезли из обихода горожан с приходом сотовых телефонов. Сейчас уже никто не представляет свою жизнь без мобильной связи. Корреспонденты РИА «Воронеж» попросили горожан рассказать о своих первых сотовых.

Александр Попов, руководитель центра «Доступная среда»:

– Мой первый телефон был «Моторола Профайл», это был здоровенный «кирпич» с кнопками. Он работал по карточкам и соединялся не напрямую, а через оператора. Денег съедал, как паровоз. Но помогал решать вопросы. Батареи хватало часов на пять. Сейчас без телефона себя не представляю. А если он выключен у меня, появляется чувство тревоги внутри. Хотя он сам включается в восемь утра и выключается в девять вечера.

Вадим Кривошеев, главный режиссер Воронежского ТЮЗа:

– В 2003 году примерно у меня появился первый сотовый телефон – «Нокиа». И номер до сих пор тот же сохранился. Благодаря мобильной связи стало проще найти человека и сложнее скрыться от проблем и навязчивости.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.