Конец века. Первая лапароскопическая операция в Воронеже и призрак в «полтиннике»

О чем писал «Воронежский курьер» в 90-е годы.

Елена Миннибаева, 14 февраля 2016, 18:42

Андрей Архипов (из архива)

РИА «Воронеж» предлагает необычную экскурсию в историю. С помощью газеты «Воронежский курьер», которая в 2015 году отметила 25-летие со дня выхода первого номера, мы вспомним, что волновало воронежцев в 90-е. Возможно, кому-то темы статей того времени покажутся смешными, что-то вызовет ностальгию, а отдельные материалы заставят задуматься о том, что теория развития истории по спирали – не пустые слова.

1991

25 лет назад в Воронеже активно работали уличные «лекари», которые за минуты обирали доверчивых людей, обещая вылечить их от всех недугов.

Фото — Виктория Васильченко

«По улице Ф. Энгельса шла 19-летняя студентка ВИСИ. Вдруг к ней подошла незнакомая женщина. «Я вижу, вы страдаете искривлением позвоночника. Я - экстрасенс, могу вам помочь» - девушка смутилась, но ненадолго, потому что в этот момент к ним подбежала вторая незнакомка и со слезами на глазах стала благодарить за то, что экстрасенс ее когда-то вылечила. Эта беседа убедила девушку согласиться на лечение. А для этого надо было отдать «лекарю» свои личные вещи прямо на улице. Их экстрасенс обещала отдать через несколько дней».

Мошеннице девушка отдала песцовую шапку, дорогое пальто и вязаные варежки. В этот же день жертвой этой же лжецелительницы стала другая молодая женщина, гулявшая с ребенком. В этот раз была другая легенда. Мошенница сказала, что у женщины больны мать и ребенок.

«Услышав это, женщина привела «экстрасенса» домой и отдала за «лечение» кольца, серьги, шубу за 11 тыс. рублей и 2 тыс. рублей наличными!» (по данным пенсионного фонда России, средняя зарплата в СССР в 1991 году равнялась 308 рублям – РИА «Воронеж»).

1993

В номер от 11 февраля 1993 года журналист Владимир Андреев поведал мистическую историю, происходящую в стенах дворца культуры 50-летия Октября. В городе стали ходить слухи про привидение, которое облюбовало «Полтинник». Странные вещи стали происходить в подвале здания. Охранники всерьез говорили о пугающих по ночам скрипах, звуках хлопающих дверей и отчетливом стуке женских каблуков о мраморный пол. Сторож Александр рассказал следующее.

Фото — Андрей Архипов

«Началось это в ноябре, когда в подвале начали ремонтировать потолок. До меня это видел мой товарищ, тоже сторож. После этого он уволился с работы. Я обычно дежурю с собакой, и вот однажды, в начале третьего ночи, застучали эти самые каблучки. Моя овчарка начала скалиться и выть. Я вышел в коридор и увидел удаляющийся от меня силуэт девушки, на первый взгляд лет 17-18. В белом платье, похожем свадебное, в туфлях на высоком каблуке. Она шла медленно. То пропадала, то появлялась вновь. Я испугался и не мог сдвинуться с места. А собака продолжала скалиться и рычать».

Журналист «Воронежского курьера» спросил у сторожа, не мог ли он принять настоящую девушку за приведение. На это Александр ответил, что, если бы это был человек, овчарка кинулась бы на чужака, а не застыла бы на месте.

Существование странной девушки в белом подтвердил и начальник промышленно-коммерческого отдела организации, базирующей в то время в «Полтиннике». Привидение он видел в своем кабинете.

«Когда мне все это рассказывали ребята, я просто над ними смеялся. И в разгар этих событий они предложили мне посидеть ночью в кабине и послушать звуки. У меня как раз были неотложные дела, и я остался ночью поработать. Вскоре услышал цоканье шпилек об пол возле моей приемной и стал смотреть в зеркало, так как говорили, что прямо на привидение смотреть нельзя. Я слышал, как она зашла ко мне в приемную, а затем увидел ее отражение. Она подошла к зеркалу, взглянула на свое отражение и быстро стала уходить».

По рассказам директора предприятия, арендующего подвал, во время всей этой истории с привидением, четыре человека уволились из фирмы, так как из-за встреч с «девушкой» у них начали сдавать нервы. Ходили разговоры, что специально для изгнания нечисти в ДК приглашали экстрасенса, который сказал, что привидение – это дух девушки, которую убили и замуровали в фундамент здания. Еще одна версия – историю с привидением придумали воронежские первопроходцы рекламы и пиара.

1994

В феврале 1994 года в статье «Режут без ножа» журналист Леонид Шифрин рассказал о впервые проведенной в Воронеже лапароскопической операции. Она проходила на базе хирургического отделения больницы Юго-Восточной железной дороги. Показательную операцию по удалению желчного пузыря проводил московский профессор Константин Лапкин, у которого накануне прошли обучение воронежские врачи.

Фото — Андрей Архипов

«Методика уникальная. Если раньше для удаления желчного пузыря необходимо было делать разрез брюшной полости длиной до 15 см, а после операции больному приходилось выписываться не ранее, чем через 10-14 дней, да плюс еще два месяца находиться на больничном, то новый метод позволяет выписываться уже через 4-5 дней после операции, а через две недели трудоспособность полностью восстанавливается.

Фото — Андрей Архипов

 Вместо разреза скальпелем в брюшной полости пробивается две-три дырочки размером не более копеечной монеты. Через одну из них вводится объектив видеокамеры- внутреннее изображение брюшной полости высвечивается на мониторе. А потом вводятся манипуляторы, с помощью которых проводится операция».

Фото — Андрей Архипов

В России первая подобная операция была проведена в январе 1991 года. К 1994 году всего четыре фирмы в мире производили нужное для таких операций оборудование. Медтехника для Воронежа была приобретена в немецкой компании. Руководство больницы выделило для этого пять тыс. долларов.

Фото — Андрей Архипов

«Более 80 врачей, специально приглашенных из линейных дорожных больниц, наблюдали за ходом операции на двух больших телемониторах. А московский представитель фирмы-поставщика оборудования комментировал происходящее на экранах. Через час операция успешно завершилась, а спустя несколько минут началась еще одна аналогичная»

1995

На первой полосе одного из февральских номеров «Воронежского курьера» была статья о молодой африканке, которая умерла от СПИДа в поезде «Воронеж-Москва». В это время рядом с девушкой не было никого из медперсонала, только ее родственник. За несколько недель до смерти Мезен обратилась в Воронежский диагностический центр с жалобами на очень плохое самочувствие. Оттуда ее отправили в тубдиспансер. Документов у африканки не было, но врачи в помощи больной не отказали. Сопровождал девушку мужчина, который представился ее родственником. В течение недели Мезен лечили от туберкулеза. Но пациентке становилось хуже. Она таяла на глазах. Все стало ясно, когда пришли анализы положительные анализы на ВИЧ.

            

«Мезен была обречена на скорую смерть. Родственник, не отходивший от ее постели все эти дни, хотел отвезти ее умирать в родительский дом в Эфиопию. Но медики не разрешили, заявив, что девушка умрет в дороге. И тогда мужчина решился на отчаянный шаг. Он вынес на руках умирающую девушку из больницы. У крыльца его ждала машина. Медперсонал лишь смотрел им вслед – никто не препятствовал «беглецам». Как, впрочем, никто и не помог посадить больную девушку в автомобиль. Вечером они уже ехали в поезде, (интересно, как они смогли купить билет, если у девушки не было документов?) но до Москвы пара не доехала. Мезен скончалась на руках у Месфа»

После оказалось, что СПИД у девушки обнаружили еще два года назад, когда она поступал на подготовительное отделение белгородского пединститута. ОВИР сразу же оформил африканке выездную визу.

«Куда после этого подалась иностранка со страшным диагнозом – это наши государственные службы, похоже, уже не интересовало. Получается, что два года больной СПИДОм человек обитал в нашей стране и никому до этого не было дела. Почему-то ни белгородский вуз, ни милиция, ни посольство не поинтересовались, где она, если по российским законам ее должны были выдворить из страны в течение пяти суток»

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.