«Кончилась лафа». Из воронежских аптек и киосков исчезли спиртовые настойки
По мнению продавцов и провизоров, пропажа «Боярышника» с прилавков – временная мера.
Светлана Тарасова, Ольга Бренер, Леонид Шифрин, 21 декабря 2016, 21:21
Специалисты Роспотребнадзора начали рейды по воронежским торговым точкам в среду, 21 декабря. После трагедии в Иркутске, где из-за отравления косметическим средством «Боярышник» погибли 60 человек, санитарные врачи проверяют табачные киоски и аптеки, где чаще всего продают спиртосодержащие настойки и лосьоны. Зачем воронежцы покупают «Боярышник», каковы причины и масштабы проблемы, выяснили корреспонденты РИА «Воронеж».
«Фуфырики»: исчезновение года
Корреспонденты РИА «Воронеж» обошли семь аптек и несколько табачных киосков в Левобережном районе, где ранее в 100-граммовых стеклянных бутылочках за 40-60 рублей продавались лосьоны и спиртосодержащие жидкости для растирания. Все спиртовые настойки боярышника, календулы, перца, зверобоя, пустырника исчезли с прилавков. В некоторых аптеках удалось найти средства ухода за кожей и спиртосодержащую мицеллярную воду для снятия макияжа: цена 200-граммового флакона – более 200 рублей.
На вопрос журналиста, где теперь можно купить «фуфырик», продавщица одного из киосков заявила, что «лафа кончилась».
– Сейчас проверками замордуют. Алкашам теперь придется «незамерзайку» для автомобилей пить: брать на обочинах пятилитровую баклажку за 150-200 рублей и «оттягиваться», – пояснила женщина.
В нескольких аптеках покупателю посоветовали идти в продовольственный магазин за водкой. Одна из провизоров рассказала, что все аптеки готовятся к проверкам по поводу торговли недорогими спиртосодержащими жидкостями, поэтому их временно убрали с прилавков.
В последнее время в полицию не поступало заявлений по поводу отравления спиртосодержащими жидкостями типа «Боярышник», сообщила руководитель пресс-службы ГУ МВД по Воронежской области Наталья Куликова. Никаких специальных операций и проверок мест, где могут продавать такие жидкости, воронежские полицейские не планируют.
Потребители лосьонов – вне статистики
По словам заместителя главврача областного наркодиспансера Александра Орлова, повсеместная продажа в регионе спиртовых настоек и косметических средств людям с алкогольной зависимостью «отлажена уже несколько лет». Проблема поднималась на заседании городской антинаркотической комиссии – но, по мнению Орлова, ее можно решить только на законодательном уровне и с помощью правоохранительных органов.
– На учете в областной наркологической службе состоит больше 10 тыс. человек. Но потребители настоек боярышника, красного перца, пустырника нам статистику не добавляют, поскольку не обращаются к наркологам, отказываются от наблюдения и лечения. У этих людей нет мотивации «завязать» и вернуться к полноценной жизни. По данным Роспотребнадзора, в регионе 60% отравившихся алкоголем – безработные, еще 15% – пенсионеры. То есть подавляющая часть – люди с низким уровнем доходов, – пояснил Орлов.
Активно употреблять спиртосодержащие суррогаты в Воронежской области начали гораздо раньше, чем в Иркутске – в 2006-2007 годах, подчеркнул эксперт.– Тогда в Воронеже чуть ли не на каждом столбе висели объявления о продаже 75%-го спирта в любом количестве. И помните – по городу сразу начали ходить «желтые люди». Это «активные пользователи» объявлений, получившие тяжелое поражение печени. «Пожар» погасили, когда милиция «накрыла» несколько гаражей, где торговали техническим спиртом. Сегодня настойки типа «Боярышник» открыто продаются в табачных и газетных киосках. Это привлекательный товар для малоимущих или безработных алкоголиков. На ситуацию смогут повлиять только жесткие запретительные меры, тогда можно будет подключать полицию, – отметил Орлов.
«Боярышник» еще «сдетонирует»
У спиртосодержащих настоек и заводского алкоголя – абсолютно разный покупатель, заверил директор Бутурлиновского ликеро-водочного завода Геннадий Иванов.
Тот, кто пьет «Боярышник», не употребляет заводской алкоголь. Соответственно, производители этих жидкостей ликеро-водочным заводам не конкуренты. Скорее, их конкуренты те, кто выпускает другую «химию» – «незамерзайку» или «дихлофос». Даже если настойки типа «Боярышника» вообще исчезнут из свободной продажи, то наши объемы продаж не вырастут. Кстати, по официальной статистике, в 2016 году только половина алкогольной продукции на российском рынке – легальная. В 2015-м ситуация с «левым» алкоголем была еще хуже,Геннадий Иванов
директор ЛВЗ
По словам Иванова, тема «Боярышника» для него непонятна вообще.
– На флаконах большими буквами было написано «для наружного употребления». Кто-то нюхает клей, кто-то травится «дихлофосом» – это выбор каждого человека. Но, я думаю, ситуация с этим «Боярышником» скоро сдетонирует еще где-нибудь в России, не исключено, что и в нашей области, – сказал Иванов.
«Продажу настоек надо запретить»
По мнению председателя воронежского «Центра защиты прав потребителей» Светланы Андреевой, производители недорогих спиртосодержащих жидкостей изготавливают их, ориентируясь на конкретную целевую группу – алкоголиков и бомжей, которые точно не будут предъявлять претензии к качеству.
Производители разного рода «Боярышников», конечно, лукавят. Они прекрасно знают, что «снаружи» эти жидкости никто использовать не будет – только пить! Да, пьют в основном маргиналы, люди опустившиеся. Но ведь и наркотики употребляют в основном из той же среды. Это не значит, что нет смысла бороться с оборотом наркотиков. Кто-то на этих «фуфыриках» наживается. И очень неслабо наживается!Светлана Андреева
председатель «Центра защиты прав потребителей»
Эксперт привела в пример опыт Италии, где за контрафакт наказывают производителя, продавца и покупателя, поэтому там нет масштабного распространения алкогольного суррогата.
– У нас производитель на голубом глазу говорит, что он представить себе не мог, что настойку для ванн можно употреблять, как напиток. И ему как бы верят. Пока люди не начнут умирать пачками, никто не почешется, чтобы навести порядок, – заявила Андреева.
В России надо запретить продажу всех спиртовых настоек и дешевых косметических средств, а в аптеках продавать только по врачебному рецепту, уверен руководитель регионального общества анонимных алкоголиков Николай Бакулин.
– По моей оценке, более 70% обратившихся к нам алкоголиков уже дошли до этих средств. И никакие разговоры о развитии «культуры пития» ситуацию не спасут. У большинства алкоголиков нет денег «на культуру пития», а выпить надо срочно. Алкоголик «со стажем» пьет не для того, чтобы пить, а чтобы не быть трезвым. Он прячется в этом от собственного безумия, и здесь наркологическая помощь часто бывает бессильна. В этой ситуации необходим жесткий запрет на продажу настоек – просто чтобы уберечь человека от гибели. Только тогда появятся новые шансы на выздоровление, – заявил Бакулин.
«Вытекающие» последствия
В Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) корреспонденту РИА «Воронеж» сообщили, что давно выступают за ужесточение контроля за оборотом спиртосодержащей жидкостей – не только настойкой боярышника, но и косметическими лосьонами.
– Так называемые «фуфырики» подпадают под категорию спиртосодержащих. А это уже подпадает под компетенцию Единой государственной автоматизированной информационной системы, которая следит за оборотом такого рода продукции. Соответствующий закон вступит в силу в январе 2017-го. Таким образом, выпуск всех настоек будет контролироваться как любая алкогольная продукция – со всеми вытекающими последствиями. Продавать их в уличных автоматах уже будет нельзя, а «Боярышник» можно будет купить только в специализированных магазинах, – пояснил пресс-секретарь ведомства Александр Куликов.
Справка РИА «Воронеж»
По данным департамента здравоохранения, Воронежская область входит в число регионов, где количество алкогольных интоксикаций снижается. В 2016 году токсикологи зарегистрировали 272 случая алкогольного отравления, девять из них – со смертельным исходом. В 2015-м было 359 случаев алкогольных интоксикаций, восемь человек скончались.