Компактный город и развитая агломерация. Как изменят Воронеж в ближайшие 20 лет
Губернатор, мэр и эксперты обсудили генплан на строительной выставке.
Дарья Снегова, 29 марта 2019, 16:30
Воронеж нельзя рассматривать как самостоятельную административную единицу в части градостроительной политики – надо говорить о городской агломерации. Такое заявление сделал губернатор Воронежской области Александр Гусев на пленарном заседании «Генеральный план Воронежа – взгляд из будущего». Оно прошло в рамках ежегодного строительного форума «Воронеж Build 2019» в Expo Event Hall сити-парка «Град» в четверг, 28 марта.
– Нам повезло дважды. Мы успели организовать разработку генплана и выбрать правильного исполнителя этих работ. Надеюсь, что тот подрядчик, который у нас есть, сумеет сделать это качественно и профессионально. Генплан – это документ для специалистов, а нам важно вовлечь в это жителей, – отметил глава региона в самом начале заседания.
Какие глобальные изменения ждут застройку Воронежа и где золотая середина между интересами властей и девелоперов – в материале РИА «Воронеж».
Не количественный, а качественный рост территории
На пленарном заседании особое внимание уделили выбора между обновлением существующих городских территорий и разрастанием города вширь. Участники единогласно сошлись на том, что быстрого и однозначного ответа быть не может.
Губернатор заявил, что не одобряет расширение административных границ Воронежа:
– Сейчас мы сконцентрированы на том, чтобы замещать аварийное жилье новым. Часть территорий, которые сейчас выводятся из-под аварийного и ветхого жилья, возможно оставлять в качестве общественных пространств – зеленых зон, скверов. Также в центральной части города, безусловно, есть дефицит земли под социальные объекты. Кроме того, статус городских и сельских территорий уже достаточно размыт. Мы понимаем, что агломерация, с точки зрения комфорта проживания, многое сгладила. Сельские территории потеряют некоторые преференции, став частью города, это чувствительно для людей. Поэтому я не сторонник расширения административных границ.
Александра Гусева поддержал мэр Воронежа Вадим Кстенин:
– У нас уже есть поселок Краснолесный в 60 км от города, испытывающий неудобства от отсутствия инженерных и транспортных структур. Потеряв сельские льготы, люди не приобрели городского сервиса.
Мэр выступил за развитие депрессивных и регрессивных территорий – бывших военных складов и промышленных предприятий в центре города. Несмотря на высокую цену земельных участков, эти территории используются неэффективно.
Хрущевки снесут, а частный сектор трансформируют
Вадим Кстенин ответил на вопрос модератора заседания, председателя Союза строителей Воронежской области Владимира Астанина о сносе хрущевок и панельных домов первой серии, а также о будущем частного сектора Воронежа.
– Основная причина недостаточных темпов работы по этому вопросу – экономика процесса: участки, где необходимо массовое расселение жилья, требуют от застройщика предоставления около 30% площадей для этих целей. Поэтому сегодня все стараются осваивать территории, не несущие таких затрат. Что касается частного сектора, то здесь существует сложившийся институт частного собственника, который в нашей стране никто не пытается корректировать. Поэтому речь может идти только о прямых договоренностях между застройщиками и собственниками индивидуальных жилых домов. Процесс достижения таких договоренностей очень сложен, но мы приложим максимум усилий, чтобы частный сектор цивилизованным методом трансформировался в очень культурное, точно не многоэтажное строительство, – объяснил градоначальник.
Особая экономическая зона: транспорт вместо жилья
До конца 2019 года власти намерены привлечь более пяти резидентов в индустриальный парк «Масловский» (расположен на территории Воронежа и Новоусманского района), а также увеличить площадь особой экономической зоны (ОЭЗ) «Центр» – в Каширском районе уже зарезервирован участок в 1 тыс. га.
– Нужно ли окружать жильем промышленную зону? Я считаю, что это не является обязательной задачей. Приближенность к месту работы – вещь удобная, но жить на окраине и быть удаленным от основных городских центров притяжения тоже не совсем комфортно. На период строительства там может появиться какое-то жилье арендного плана. Наша задача – сделать так, чтобы транспортная доступность города была достаточно высокой. Поэтому массового строительства жилья производить не нужно, – уверен Александр Гусев.
Пока нет метро, займутся улично-дорожной сетью
По мнению Вадима Кстенина, к вопросу внеуличного транспорта нужно подходить еще осторожнее, чем к разработке генерального плана, так как цена ошибки может быть фатальной.
– К сожалению, в России есть ряд таких нереализованных проектов – средства потрачены неэффективно. Это точно не путь Воронежа, привыкшего принимать очень взвешенные решения. Сегодня вместе с японскими специалистами мы разрабатываем технико-экономическое обоснование. Даже эти специалисты с огромным опытом реализованных проектов будут работать в течение трех-пяти лет. Но это «план А». У нас, безусловно, есть и «план Б» – стратегический порядок развития улично-дорожной сети и транспорта города Воронежа, – поделился мэр.
Несколько проектов уже находятся на этапе разработки проектно-сметной документации. Губернатор согласовал начало строительства ряда знаковых и ресурсоемких объектов:
строительство современной Остужевской развязки; расширение улицы Острогожской (ее называют «дорогой спасения» для микрорайона Шилово), этот проект в дальнейшем ляжет в основу кольцевой автодороги; проект соединения улиц Шишкова и Тимирязева – первый шаг к разгрузке транспортной системы Северного микрорайона; проект строительства дублера Московского проспекта (скорее всего он появится в следующем году), правительство нашло способ снизить стоимость строительства этого объекта почти на 1 млрд рублей; реконструкция путепровода на улицах 9 Января (эта улица ляжет в основу строительства дублера Московского проспекта) и Ленина.Каким видят настоящее и будущее Воронежа столичные эксперты
Еще один участник пленарной дискуссии, замдиректора Института Генплана Москвы Александр Колонтай, сообщил, что в ближайшие дни завершается первый этап работ – подготовка концепции генерального плана Воронежа.
Александр Колонтай представил инфографику, анализирующую основные болевые точки и противоречивые моменты перспектив развития Воронежа. Будущий генплан должен учесть все эти моменты.
– Основываясь на информации большого количества рейтингов, мы видим, что Воронеж – крепкий середнячок по устойчивому развитию, – начал свое выступление эксперт. – При этом настораживают аутсайдерские позиции по имиджевой привлекательности города. Это, безусловно, влияет на инвестиции.
Специалист остановился на том, кто будет жить в Воронеже:
– За последние годы Воронеж прирос населением. Разработчики генплана выделили несколько вариантов развития события. Один из них – увеличение к расчетному сроку (40 лет) населения на 100-200 тыс. человек с учетом миграции извне. Если рассчитывать на естественный прирост населения (на сегодняшний день отрицательный), то к расчетному сроку население уменьшится на те же 100-200 тысяч. Получается, что будущее Воронежа зависит от мигрантов. В город, в основном, приезжают жители соседних стран СНГ, на втором месте – миграция из Воронежской области. К сожалению, хорошие специалисты уезжают в Москву и Санкт-Петербург, в Воронеже остаются низкоквалифицированные кадры.
Александр Колонтай констатировал, что вокруг компактного центра города – целый рой новостроя:
– Выявился целый ряд закономерностей. В агломерации наблюдается четкая секторная ориентация, привязанная к основным транспортным магистралям. Все сектора агломерации (северный, южный, западный и восточный) развиваются почти равномерно. Но транспортные условия движения с севера и юга пока недостаточны, чтобы пропустить тот поток, который, возможно, появится в будущем.
Замдиректора Института Генплана Москвы условно поделил Воронеж на две части: зону расселения и центральную часть, где концентрируются рабочие места.
– Если сложить их вместе, мы получим практически идеальный город. В этом плане Воронеж похож на Вену, занимающую первое место в рейтинге городов с высоким качеством жизни. С одним минусом – там, где находится ядро города, размещается старая промышленность. Север в Воронеже преимущественно жилой, а юг – рабочий. Из-за этого возникает диагональное движение через центр города и, соответственно, все проблемы – ежедневные переезды и перегруженность транспорта, – пояснил Александр Колонтай.
В Воронеже все еще много промышленности и загрязненных зон. Исследование столичных специалистов показало, что есть принципиальная разница между благоприятной экологией западной части Воронежа и менее благоприятной – восточной. Воронеж окружен зелеными лесами и хорошо аэрируется вдоль долин рек, но внутри города находится грязное производство. С учетом розы ветров происходит инфильтрация: летом наблюдается загрязнение северной части, а зимой – южной.
– Природа у вас хорошая, но с центром надо работать, – сделал вывод столичный эксперт.
Если верить статистике, то 1 кв. м жилья в Воронеже можно купить за одну среднюю месячную зарплату. По мнению специалистов института, это слишком хороший показатель доступности жилья, то есть либо цифры доходов некорректные, либо жилье некачественное. Вдобавок в последние годы резко вырос объем индивидуальной застройки.
Александр Колонтай считает, что главная проблема Воронежа – в высокоплотной многоэтажной застройке периферии и низкоплотной и низкокачественной застройке внутри города. Плотность центра и окраин различается в 30 раз. С точки зрения городской экономики – это полное нарушение правил городского землепользования.
– Необходимо либо снижать плотность на периферии, либо повышать ее в центре. Особенно это актуально в связи со старением жилого фонда, – уверен замдиректора.
Руководствуясь геоморфологией города – плато между двумя долинами – эксперты московского института построили основной «каркас» Воронежа: две продольные оси и одну поперечную, обеспечивающие долгосрочную благоприятную историю развития города на много столетий вперед. Также они отметили объекты, блокирующие это естественное развитие.
– Исходя из этого, мы получаем планировочное решение, где центр получает необходимую плотность. Сейчас эта модель очень сложно реализуема, но мы будем стремиться к ней шаг за шагом, – пообещал Колонтай. – У города большие перспективы и много проблем, требующих больших средств, – до 8 млрд рублей в год. Оценка финансового потенциала заставляет сомневаться в том, что у Воронежа есть такие возможности. За 2017 год муниципалитет смог потратить на градостроительство 1 млрд – 3,8% от бюджета. Или должна меняться бюджетная политика города и страны, или город должен стать таким привлекательным, чтобы эти вопросы можно было решить внебюджетными способами. Что такое Воронеж будущего? Компактный город и развитая агломерация.
В конце дискуссии все участники сошлись во мнении, что генплан нельзя пока заменить каким-то другим документом.