Компактный город. Архитекторы и урбанисты оценили проект генплана Воронежа
Предлагаемые изменения теперь видны на интерактивной карте.
Евгения Полухина, 7 сентября 2020, 13:40
В Воронеже продолжается общественное обсуждение проекта генплана. Документ определяет, в каком направлении будет развиваться город в ближайшие десятилетия. Воронежцы могут разобраться в проекте при помощи интерактивной карты. На ней отображены изменения функциональной планировки, а также новшества, которые ждут транспортную и социальную инфраструктуру.
Что предлагает генплан
Проект для Воронежа подготовил ГАУ «Институт Генплана Москвы». Документ рассчитан на 2021-2041 годы. Генплан, который действует до конца этого года, был принят еще в 2008-м. На тот момент Воронеж еще не входил в число городов-миллионников. Поэтому возникла необходимость создания принципиально нового документа, который учитывает все современные тенденции.
Компактный город
Разработчики предложили реализовать в Воронеже идею «Компактный город». То есть развиваться должны регрессивные застроенные территории в центре, чтобы город не рос вширь. На месте неэффективно используемых производственных объектов должна появиться общественно-деловая, смешанная или жилищная застройка. При этом даже действующие предприятия генпланисты предлагают вынести на периферию.
Как рассказал председатель Союза строителей Воронежской области Владимир Астанин, застройщики готовы взяться за регрессивные территории, хоть это и дорого.
– Это процесс не быстрый, будут вестись переговоры с собственниками, в особенности когда речь идет о действующих предприятиях. В целом наши ведущие застройщики готовы поэтапно заниматься реновацией. К примеру, обсуждалась судьба бывшего экскаваторного завода, площадки станкозавода. Освоение застроенных территории гораздо сложнее, чем строительство в чистом поле. Но, с другой стороны, в центральной части появляется жилье не эконом-класса, оно пользуется спросом. Престижная недвижимость тоже нужна – в этом суть развития. В центральной части появляется элитное, на периферии – эконом.
Идею создания «компактного города» поддержали независимые эксперты.
– Что касается развития застройки, отмечу несколько моментов: сокращение промзон в радиусе 5–10 км от центра – хороший шаг. Сейчас много городской земли просто не используется, в то время как город все больше расползается вширь. Воронежу необходимо обновление неиспользуемых промзон, к примеру, создание на их месте лофтовых или общественных пространств. Но важно, чтобы на местах промзон не появлялись двадцатиэтажные дома, как это произошло на месте жиркомбината. Застройка высотными домами лишь увеличит нагрузку на инфраструктуру города, – отметил соавтор сообщества «Удобные Воронеж» Юрий Родионов.
– Вынос предприятий из центра города также был продуман, еще когда принимали генплан в 2008 году. Мы с боями вынесли из центра ликеро-водочный завод, мясокомбинат, мыловаренный завод. Таким объектам нечего делать в центре, – рассказал бывший главный архитектор Воронежа Анатолий Бородецкий.
Центром не ограничатся
Городские власти продолжают утверждать, что во главе угла идея развития именно компактного города. Однако воронежские застройщики решили иначе – в конечном варианте, который представили на обсуждение, периферийные территории отдают под многоэтажки. Речь идет об улицах Ильюшина, Острогожской, Антонова-Овсеенко.
Владимир Астанин рассказал, что была организована встреча застройщиков с разработчиками генплана. Строители выступили с рядом предложений, которые услышали.
– Таким крупным застройщикам, как ДСК, «Выбор», нужна четкая стратегия развития на пять лет. Чтобы планировать строительство, надо понимать, на какой территории строить. Участки уже должны быть либо в собственности, либо в аренде. Поэтому во время наших встреч с Институтом Генплана важно было, чтобы застройщики полностью раскрыли свои территориальные разработки. В итоге в проекте появились новые площадки, которые изначально разработчики не учитывали, следуя концепции «компактного города», – пояснил Астанин.
Общественники утверждают, что планы по созданию огромных жилых массивов на окраинах не увязываются с транспортной схемой, предложенной самими же генпланистами. В частности, урбанист Илья Бейлин полагает, что, если тысячи людей поселятся на периферии, пробок в городе прибавится.
– Болезненно, что в Левобережном районе за улицей Ильюшина будут застраивать большой район. Но изначально же генпланисты обещали «компактный город». Эта концепция получила одобрение, но застройщики продавили свои интересы. В целом эти районы я называю «воронежское заМКАДье», потому что там плохая транспортная доступность. Новая застройка только усугубит эти проблемы, – отметил Бейлин.
Транспортная схема
Генпланисты также разработали схему развития улично-дорожной сети Воронежа. В мэрии считают, что предложения разработчиков позволят обеспечить транспортную связь правобережной и левобережной частей, перераспределить автомобильный поток и систематизировать скоростное движение.
– Разработчики сделали генплан на основе того, что действует сейчас. Там нет ничего принципиально нового. Многое из того, что мы задумывали, было реализовано, но далеко не все. Это нормально, так же происходит и в Москве. Идеи правильные, просто их надо воплотить в жизнь, – рассказал Анатолий Бородецкий. – Самое главное в генеральном плане – схема развития улично-дорожной сети. Ранее в городе была безграмотная схема. Транспорт проходил через центр города. Мы, принимая генплан в 2008 году, закольцевали ее. На правом берегу это получилось, а на левом пока нет. Надо продолжать. Кроме того, не был построен дублер Московского проспекта (мы задумывали его по улице 60-й Армии). Сейчас опять речь идет о строительстве дублера.
Проект предполагает как локальные изменения – реконструкцию ряда улиц (Московский проспект, Плехановская), Северного и Вогрэсовского мостов (там проложат рельсы для трамвая), так и масштабные. Будет сформирован полукольцевой обход центра. Для этого проведут реконструкцию проспекта Труда, улиц Машиностроителей, Космонавтов, Ворошилова, Бурденко. Построят дорогу от Бурденко до Текстильщиков.
В планах создание так называемого ВКАДа – большого кольца. Будут модернизированы улицы Антонова-Овсеенко, Героев Сибиряков, Отличников, Минская, Землячки. Появятся два новых моста через водохранилище – между Вогрэсовским мостом и Левобережными очистными сооружения и в районе железнодорожного моста (через водоем).
Возвращение в Воронеж трамваев также предусмотрено генпланом. Рельсы хотят проложить не только там, где они были исторически, но и запустить новые ветки.
Несмотря на оптимизм городской администрации, общественники ставят идеи генпланистов под сомнения.
– Мы удивлены транспортной составляющей генплана. Никаких концептуальных изменений улично-дорожной сети в нем не увидели. Только локальная модернизация. К примеру, Московский проспект остается городской улицей, а не магистралью. Мы считаем, что на протяжении всего проспекта необходимо делать многоуровневые развязки, убирать светофоры. Городской улицей должен стать дублер проспекта, – отметил соучредитель «Города и транспорта» Юрий Новиков. – Предполагается создание «южного радиуса» (ВКАД). Но аналог МКАД из него не получится. У МКАД есть дублирующие кольца. Строительство только одной закольцованной дороги проблему пробок не решит. Сеть необходимо делать радиальной, то есть несколько колец для транзитного движения. Такие магистрали отделены от городской застройки, они находятся либо на эстакадах, либо в туннелях. С остальной дорожной сетью они связаны многоуровневыми развязками. Городская улица проектируется по-другому: там есть пешеходные переходы, светофоры. «Южный радиус» упорно пытаются провести вдоль военного аэродрома. Что бы ни было нарисовано в плане, военные никуда не уйдут, поэтому проектировать там дорогу бессмысленно.
Юрий Новиков раскритиковал и планы по внедрению рельсового транспорта. По его словам, непонятно, почему трамваи решили пустить по ряду улиц.
– К примеру, на улице Землячки рельсов никогда не было. Непонятно, зачем они там вообще нужны. Разработчики предлагают через промзоны и гаражи проложить рельсы по Землячки в Отрожку. Две параллельные линии будут идти по Землячки и Богдана Хмельницкого, причем обе выйдут на железнодорожный мост, а затем пойдут в Северный. Получается связь частного сектора с частным сектором. Кроме того, непонятно, зачем прокладывать рельсы через частный сектор на Шишкова. Ощущение, что проектировщики продумывали рельсы с учетом того, что в 2041 году в Воронеже будет население около 5 млн человек. Только в таком случае эти решения оправданы. Трамвайная сеть нужна городу, но в гораздо меньшем объеме. Если мы в нынешнем частном секторе предлагаем трамвайные линии, то, наверное, там надо менять всю застройку – строить деловые зоны и жилье минимум в 12 этажей, – пояснил он.
Илья Бейлин считает, что ряд предложений разработчиков действительно улучшит транспортную ситуацию в городе:
– Нравится дорога через Северный лес, она отчасти решит транспортную проблему. Она будет идти параллельно Московскому проспекту. Понимаю, что это болезненно, но внутреннюю мобильность дорога улучшит. В целом ряд решений мне нравится. К примеру, нужна дорога от Бурденко к Электросигнальной (пересекает Московский проспект). Она позволит решить проблемы перемещения между центром и Коминтерновским районом. Обозначена связанность города с аэропортом – планируют запустить быструю электричку от аэропорта к Остужева. Это полезное для бизнеса решение. Но есть и негативные моменты. Транспортная схема позволяет создать дорогу через Нагорную дубраву. Но там люди становились грудью перед бульдозерами. Уже сейчас в группе микрорайона в социальной сети жители активно возмущаются генпланом. Получается, что мнение населения опять не услышали.
Зеленые зоны
В проекте говорится об увеличении озеленения. К 2041 году планируют достигнуть показателя в 26 кв. м озеленения на одного жителя. Сейчас – 8,9 кв. м при норме 16. Это заявление поставил под сомнение Илья Бейлин.
– Судя по карте, некоторые зеленые точки прекратят свое существование. Меня удивило, что не отмечен энтомологический сад ВГАУ, который посадили в 2011 году. На улице Мордасовой есть небольшой сквер, но на генплане все, что между Северным лесом и улицей Владимира Невского, закрашено в розовый цвет, то есть застройка. Там есть инфраструктура для отдыха людей, несколько исторических курганов. Мне не понятно, почему это не отразили на плане, – заявил Илья Бейлин. – Неожиданно было то, что под общественно-деловую застройку отдали территорию недалеко от ЖК «Каштаново» (Антонова-Овсеенко). Там сейчас добывают песок. Кроме того, у этого района недостаточно хорошее транспортное сообщение, а деловая застройка привлечет туда еще несколько тысяч человек. Печально, что уменьшится площадь природного бассейна между Ломоносова и Шилова (поля ВГАУ). Между ЖК «Русский авангард» и улицей Морозова по плану многоэтажное строительство. Опасение вызывает судьба маленьких рек на окраинах. Речку «Песчанка» уже практически «разобрали» на ручейки. Строительство не учитывает нагрузку на нее, а также на реки Таврово и Усманка. Я боюсь, что при такой застройке «Песчанка» лет за десять прекратит свое существование. Если провести природоохранные мероприятия, то ее можно спасти.
Юрий Родионов, считает, что в части рекреационных зон генплан подразумевает положительную динамику развития:
– Сюда относится и закрепление идеи развития, и сохранение зеленых территорий в границах города. Определенную настороженность вызывает пункт «комплексная экологическая реабилитация долин малых рек». В целом идея хорошая, но все зависит от реализации. Уже есть плохой пример из Вологды, где реку просто закатали в бетон. Надеюсь, у нас по этому сценарию не пойдут. В генплане зафиксировано много числовых характеристик относительно озеленения города и увеличение количества зеленых насаждений. И вместе с тем важно, чтобы новые рекреационные зоны, как в общественных местах, так и на придомовых территориях, создавались с учетом мнения жильцов близлежащих домов. Хотелось бы увидеть, помимо роста числовых показателей, рост качества работ на всех этапах: от подготовительного до авторского надзора. Пока что Воронеж не движется по пути, обозначенному в новом генплане. К примеру, количество деревьев сокращается. Здесь «заслуга» и девелоперских проектов, под которые вырубают, например, Яблоневый сад, и варварской обрезки деревьев.
Социальная инфраструктура
В мэрии заверяют, что при застройке территории будут руководствоваться принципом обеспечения горожан объектами социальной инфраструктуры. В частности, речь идет о приближении мест оказания услуг к домам, увеличении объектов культуры и спорта.
– Уже сейчас при освоении новых территорий используется принцип шаговой доступности социальной инфраструктуры. Застройщики, возводя многоэтажки, предусматривают наличие рядом детских садов, школ, поликлиник, спортивных объектов. Этот же принцип отражен в генплане. Яркий пример – социальный узел на улице Ломоносова, где появится самая большая в России школа, – пояснили в пресс-службе мэрии.
Правда, не понятно, каким образом это будет реализовывать в районах уже существующей застройки. Свободных площадок в центре нет.
Справка РИА «Воронеж»
Общественное обсуждение генплана проходит в новом формате. Это не традиционные слушания, а голосование онлайн на портале «Активный электронный гражданин». По этому пути пошли, чтобы в период пандемии исключить массовое скопление людей.
С проектом горожане могут ознакомиться на официальном сайте мэрии, площадке «Активный электронный гражданин», а также в управах районов. Принять участие в голосовании можно до 29 сентября. Итоги подведут до 9 ноября.
Организацией общественных обсуждений занимается комиссия по землепользованию и застройке. Обратиться за разъяснениями можно по телефонам 8 (473) 228 36 58, 228 3699, или же прийти в будний день по адресу: улица Кольцовская, 45 (управление главного архитектора) – приемные часы с 9 до 18.