Книжный Воронеж. Судья, ставшая писателем после 40 лет

Ирина Соляная за 2 года публиковалась в 11 «толстых» журналах.

Дарья Снегова, 10 августа 2020, 19:00

Дарья Снегова

РИА «Воронеж» продолжает рубрику о книгах и писателях, связанных со столицей Черноземья. Сорокачетырехлетняя писательница, родившаяся в Калаче и окончившая университет в Воронеже, Ирина Соляная обратилась в редакцию, чтобы на своем примере показать читателям: начать заниматься творчеством никогда не поздно.

Творческая профессия

– Я всю жизнь прожила в сельской местности. Училась в обычной школе, окончила юридический факультет ВГУ, 15 лет работала адвокатом в Воронеже и в Калаче. В какой-то момент поняла, что эта профессия для меня себя исчерпала, и чуть больше пяти лет назад перешла на судейскую работу в родном районе.

Ирина считает судейскую работу более творческой и динамичной:

– Нужно разобраться в ситуации, применить закон, который зачастую бывает далеко не однозначным, с множеством противоречивых комментариев. Каждый юридический документ, каким был сухим и жестким он ни казался, каким бы формализованным ни был его язык, должен стать понятным абсолютно каждому. В этом судья похож на литератора. Это и есть творчество.

В писательском деле Ирина Соляная попробовала себя не так давно.

– Можно сказать, я «свежий» автор, – улыбнулась она, – хотя, как говорится, «молодая была немолода». В 2012 году неожиданно для себя написала один рассказ, выслала его в любимый на тот момент журнал «Аврора». Рассказ назывался «Народный избранник» и был основан на адвокатском опыте. Это, наверное, единственный случай, когда я писала о реальных людях. В маленьком городе в этом смысле тяжело – все всех знают. Рассказ быстро напечатали, и, можно сказать, благословили заниматься литературным творчеством. Но я к этим советам не прислушалась и надолго «замолчала».

Ирина призналась, что в какой-то мере сыграли свою роль социальные стереотипы:

– Мне казалось, что творчество будет очень сильно вредить моей работе, меня не поймут в семье. Большинство пишущих людей в моем окружении – люди не то что несерьезные, но ведущие не самый достойный образ жизни: «Я ничем не занимаюсь, нигде не работаю, выпиваю, потому что я творческий человек». Не хотелось, чтобы меня с ними ассоциировали.

Первая премия

В следующий раз Ирина Соляная взялась за перо в 2019 году.

– Наугад я отправила свою новую работу на конкурс для литераторов, которые начали писать после 40 лет, «Антоновка сорок плюс». Позже мне позвонили и сказали, что ждут на церемонии награждения. На тот момент мне было 43 года, и меня очень ободрил тот факт, что меня приглашают на солидное московское мероприятие. Я взяла маму и дочку, и мы поехали просто погулять по Москве, никто даже не ожидал, что я получу первую премию.

Именно поездка в Москву кардинально изменило взгляд нашей героини на писательство:

– В Москве я увидела совершенно других людей. Они мне понравились, и я решила задержаться в этом сообществе. Все они были заняты делом, ведь писательство сейчас не может быть основной профессией, если ты, конечно, не Дарья Донцова. Мой рассказ быстро опубликовал журнал «Юность», в котором вообще-то очень сложный и строгий отбор текстов. После этого я вдохновилась и начала активно работать, специально взяла отпуск, чтобы погрузиться в творчество.

Сюжеты своих произведений Ирина описывает с заразительным энтузиазмом:

– Представьте, есть некая тетрадь, и если вписать туда какое-то имя, этот человек умирает (я только потом узнала, что есть аниме на похожую тему). Эту тетрадь украл один человек и стал самопровозглашенным палачом. Очень быстро его нашли соответствующие структуры и взяли под свое крыло. В жизни у палачей нет ни рогов, ни хвоста, в их облике нет ничего дьявольского. Тот же Чикатило уходил от погони только потому, что имел заурядную внешность. Конечно, здесь есть некая метафора судейской профессии: мы всегда находимся на грани, всегда есть соблазн начать «играть в людей». С этим рассказом в 2019 году приглашали поучаствовать в прекрасном конкурсе «Петроглиф». Он проводится в Карелии: начинающие писатели в огромных сапогах едут в заброшенные домики и там обсуждают свои произведения, сплавляются на байдарках, ходят в музеи. Редактор Ирина Василенко, на самом деле очень жесткая женщина, сказала мне: «Ирина, еще три таких рассказа, и вы навсегда в литературе». Конечно, все это было сказано иронично немного в шутку, но меня вдохновило.

За два года Ирина Соляная написала около двух десятков рассказов. Все они опубликованы, «в столе» ничего не осталось. Каждое произведение так или иначе связано с ее юридическим опытом.

– Мне кажется, пока я числюсь среди начинающих писателей, могу себе позволить все что угодно. Я писала и реалистическую прозу, и магический реализм – вдохновлялась любимым Стивеном Кингом, и философское. Я еще не выбрала свою нишу. Очень люблю детективы, они ведь такие разные. Вы знаете, что такое «уютный детектив»? Это легкая история без кровавых сцен, без сцен насилия – истории о мисс Марпл, например, когда расследование проводит человек очень далекий от следствия, но с богатым жизненным опытом, либо очень удачливый. Убийство и другие страшные события происходят за кадром.

Уютный детектив Ирины «Контракт номер 47, или Принцип кентавра» вошел в длинный список премии «Русский детектив». Окончательные результаты огласят в сентябре.

Самоорганизация

Ирина Соляная рассказала, как ей удается совмещать должность судьи, домашний быт и писательство:

– Чтобы стать профессионалом на территории литературы, нужно очень много работать. Я не верю в людей, которые написали единственную вещь и тут же стали знаменитыми и востребованными. Возможно, они опубликовали одно произведение, но какую подготовку при этом провели! Например, после смерти Сэлинджера нашли огромное количество готовых, но не опубликованных рассказов. Автор не считал их достойными. Харпер Ли писала «Убить пересмешника» десятилетиями. Конечно, ремесла без таланта не бывает, но Харпер Ли – это пример очень кропотливой работы. Поэтому такая небольшая по объему книжка с одной сюжетной линией стала картиной века. Когда меня спрашивают, откуда я беру время, я всегда говорю, что секрет в высокой степени самоорганизации. У меня перед глазами есть замечательные образцы: например, Майя Кучерская – мать троих детей. В моей жизни нет ничего ненужного, просмотра телепередач, сериалов. Я не могу себе позволить три часа сидеть с подружкой в кафе. При этом читаю много художественной и профессиональной литературы. У меня дома прекрасный цветник, и пока я поливаю цветы, слушаю лекции, аудиокниги. Я не могу позволить себе сесть и прочесть «Хаджи-Мурата» Толстого, но вот так совместить по 20–30 минут в день – могу.

Продуктивность и высокая организованность – свойства хорошего писателя, уверена Ирина Соляная.

– Захар Прилепин – это, конечно же, портрет времени. Он самый настоящий персонаж и уже заигрался свои субличности. Раньше я не воспринимала его как серьезного писателя, но потом прочла «Обитель». Все, что там описано, очень достоверно, все это существовало – и люди, и архетипы. Не побоюсь этого слова – великое произведение. Он безумно продуктивный, так же как его антагонист Дмитрий Быков. Быков прекрасный поэт и, если бы поменьше занимался политикой и побольше литературой, столько бы стране пользы принес! Хорошему писателю всегда в первую очередь хочется писать. Быков и Прилепин пишут, потому что им есть что сказать этому миру. Меня спрашивают: «У вас бывает писательский затык?» А что это? Я пишу всего два года, я только начала это все постигать и учиться.

В отпуске Ирина ежедневно смотрит лекции и вебинары, которых очень много в свободном доступе на YouTube. Как правило, это мастер-классы известных авторов.

– Скоро буду учиться у Майи Кучерской на двухмесячных курсах Creative writing school – в связи с пандемией они открыли онлайн-обучение. Хочу поучиться выстраивать композицию произведения. Моя дочь видит, что я постоянно работаю, берет пример – на самоизоляции очень круто прокачала навык рисования, – заметила Ирина Соляная.

Писать в стол – не ее вариант:

– Это позиция лентяя и неудачника, который не находит в себе сил заниматься продвижением. Писатель может состояться, только если его творчество доступно и оценено.

Продвижение и критика

– Для продвижения нужно участвовать в конкурсах, в том числе издательских, даже самых маленьких. Их много, и это замечательная возможность для автора заявить о себе. Главное – хорошо понимать аудиторию. Если ты хорошо выступил, тебя опубликуют. Пусть это будет безгонорарная публикация, но тебя уже заметят и услышат. Однозначно нужно присылать произведения в издательства. Я пишу рассказы в том числе потому, что так выше вероятность, что тебя прочитают и издадут. Никто в издательстве не будет читать роман неизвестного автора. До романа нужно дорасти. Нужно попасть литературную среду. Там могут дать совет не только как писать, но и как издать. У нас в районе такой среды нет, поэтому и приходится выбираться на литературные семинары. Если ты сантехник, то нужно общаться с сантехниками, а литератору нужно общаться с литераторами, – уверена Ирина.

Ирина уверена, что начинающим писателям необходима критика, чтобы расти:

– Хочешь, чтобы тебя хвалили – вперед на Стихи.ру или на Facebook. Я хочу, чтобы мои книги нравились читателям, а для этого их нужно хорошенько отругать. Сейчас работаю над повестью, в которой есть фантастический элемент. Это жизненная история, она произошла у моего коллеги-судьи в Курске. Один гражданин строил дом и случайно нашел клад, сообщил об этом в полицию. Клад сфотографировали и повезли в Гохран на оценку. А по дороге он пропал. Что произошло дальше в реальности, я не знаю, но мне показалось, что это очень интересная завязка. В первую очередь мне была интересна история полицейского, который присвоил этот клад. Внезапное богатство нужно как-то легализовать, а потом еще и жить с тем, что вчера ты служил закону, а сегодня стал вором. Мне показалось, что этих психологических проблем недостаточно – пусть на драгоценностях лежит проклятие, которое наказывает человека, но так, чтобы он сразу этого не понял. Все, кому он пытался помочь, страдали: пожертвует на детдом, а там крыша сгорит, подарит девушке ожерелье – она умирает. Он начал искать причину во внешнем, не понимая, что сам стал библейским «хищником». На литературном семинаре мне сказали: «Оставь Достоевского и выброси Стивена Кинга».

Повесть можно найти в свободном доступе в интернете.

– Конечно, выкладывать на широкую аудиторию незаконченный текст – это большой риск. Но когда ты живешь в деревне, самые образованные люди – это твое начальство и школьные учителя. И те и другие очень далеки от литературы. Единственное, что остается – это выложить текст онлайн и посмотреть комментарии, понять, что люди думают о нем.

«Послушайте свое сердце»

Ирина Соляная, как почти любой автор, много читает.

– Я выросла на классике. Начала читать с четырех лет. Мой дедушка был редактором газеты «Ленинский путь» (сейчас – «Калачеевские зори»). По тем временам у него была, наверное, лучшая библиотека в области. Он собирал ее с маниакальным упорством. К нам в дом были вхожи Василий Песков и Юрий Пульвер. Культурная среда была абсолютно не сельской. Чтение было под большим контролем: отсекалась всякая дрянь, откровенное графоманство. При этом отдавалось предпочтение странным, необычным книгам. Дед любил поэзию и приучил к ней меня. Для него было совершенно нормально, глядя в окно, начать: «Шаганэ ты моя, Шаганэ! Потому что я с севера, что ли…» Очень много обсуждали прочитанное. Дед разжигал азарт: «Как, ты не читала «Волшебный рог Оберона»? Быстрей наверстывать!» – вспомнила Ирина. – Я всегда прочитываю короткий список премий. Слушаю рекомендации тех людей, которых уважаю. Как начинающий литератор, читаю огромное количество учебной литературы. Я очень рекомендую всем книжку Александра Митты «Кино между адом и раем». Она о сценарном мастерстве и искусстве построения драмы. После этой книги я посмотрела фильм «Крестный отец» и наконец-то поняла, за что дают «Оскар». Возможно, вот так хирургически разбирать произведения обычному человеку не нужно, но мне, как писателю, это интересно.

Ирина Соляная часто возвращается к прочитанному. Одна из ее любимых книг – «Хищные вещи века».

– В юности я была на непримиримой позиции Жилина. Потом перешла на сторону хиппи: «Зачем бороться, места всем хватит». А теперь сижу и думаю: «Живи своей жизнью, Жилин, она ведь такая короткая, ты никого не спасешь», – поделилась писательница.

– Мне кажется, невозможно разделять личность автора и произведение. Все, что ты пишешь, ты пишешь о себе. Бунина и Достоевского нельзя воспринимать без их дневников. У того же Прилепина могут быть экстремальные, крайние позиции, но он «герой нашего времени» с зашкаливающим отрицательным обаянием, – добавила она.

После судейской пенсии Ирина мечтает с головой погрузиться в писательскую работу.

– Я жалею, что потеряла очень много времени, – призналась она. – Наше поколение 40-летних – упущенное. Мы пережили очень много плохого вместе со страной. Многие сломались, перестали хотеть большего, думают: я торгую в ларьке, и на этом все, или я учитель, и на этом все, или я адвокат... Мне кажется, моя история должна мотивировать. За два года я многого добилась. Но в самом начале я просто села и начала писать, постоянно и упорно. Я хочу обратиться ко всем сорокалетним: послушайте свое сердце, сделайте то, чего хотите на самом деле. И ничего не бойтесь.

Справка РИА «Воронеж»

Ирина Соляная публиковалась в «Авроре», «Южной звезде», «Литературной газете», «Сибирских огнях», «Молоке», «РусскомПереплете», «Юности», Формаслов», «ЛиTTERA», альманахах «45 параллель», «Неман».

Попала в шорт-лист конкурса «Новый старт» 2019 года издательства «Анимедия», победила в номинации «Проза» международной премии «Антоновка сорок плюс» первого сезона 2019 года, в том же году стала финалистом конкурса-фестиваля русской словесности «Во славу Бориса и Глеба», номинантом премии года журнала «Сибирские огни». В 2020 году Ирина вышла в финал фестиваля короткого рассказа «КоРА», одержала победу на международном конкурсе поэзии «Поэзия Ангелов Мира», вошла в лонг-лист премии «Русский Гофман» и конкурса «Русский детектив» в номинации «Дебют», стала серебряным призером фестиваля «Седьмое небо» в 2020 году.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.