Книжный Воронеж. Иллюстратор Марина Демченко
Художница – о специфике работы, оплате труда и творческих идеях.
Инна Шульгина, 4 августа 2020, 11:02
РИА «Воронеж» продолжает рассказывать о книгах, связанных со столицей Черноземья, и людях, которые работают над их созданием. Этот выпуск посвящен книжному иллюстратору Марине Демченко. Она занималась художественным оформлением поэтических сборников, детских рассказов и книги в жанре нон-фикшн. Кроме того, девушка выпустила карту «Воронеж на ладони».
– Марина, сколько книг ты проиллюстрировала?
– Восемь. Первая книжка была в 2015 году – сборник рассказов Натальи Стасиной «Мама балуется». Эту работу мне предложили знакомые издатели. Книжка связана с моей родиной: автор живет в Республике Коми. Это сборник сказок и рассказов про детство, о том, что даже взрослым важно порой дурачиться, получать от жизни удовольствие. Мне понравилась эта книжка, и я была рада ее проиллюстрировать. Тем более заказчики дали свободу: я отвечала сама и за количество иллюстраций, и за стиль. Несмотря на то что заказ пришел от знакомых, работа была серьезной и профессиональной. Этот проект был самым интересным, потому что клиенты мне доверяли.
Потом я иллюстрировала три сборника стихов воронежской поэтессы Маши Соколовской, моей подруги. Вот один из них – книга «Дикая церковь». Она необычна для сборника стихов, потому что здесь много иллюстраций. Я совмещала фотографии с рисунками (снимки делали я и Маша), подбирала, какой стих подойдет к атмосфере и колориту фото и какие образы можно создать.
В итоге получился привлекательный для художника эксперимент: в книге переплелись настоящая, рисованная и поэтическая реальности. Было интересно совмещать разные техники. На обложке прячется девочка в облаках – образ лирической героини, которая мечтает о звездах, пишет стихи и находится в постоянном осмыслении себя и мира. Мне захотелось ее спрятать, потому что стихи – это не плакат, который орет на тебя большим шрифтом. Это что-то тонкое, часто заветное. Поэзия работает с образами, метафорами, и, чтобы их заметить, нужно быть тонко настроенным.
Также в Воронеже вышла книжка «Байки хозяйки салона» с моими иллюстрациями. Она о том, как открывают салоны красоты. Ее написала Любовь Рощупкина, которая держит салон в нашем городе.
Помимо прочего, работала с иллюстраторским агентством Bang! Bang!, где вышли три книги для детей. Получается, всего я проиллюстрировала около восьми книг.
– Восемь книг за пять лет – это хорошо.
– Да, но теперь у меня смешанное отношение к книжной иллюстрации. Это непростой процесс, и он почти никогда хорошо не заканчивается. По сути, это можно рассматривать преимущественно как хобби. Художник тратит много сил и времени на оформление книги, и, по моему опыту, заработать на жизнь этим сложно. Три года назад я была на фестивале книжной иллюстрации «Морс» в Москве, где директор издательства «Росмэн» говорил, что средняя плата молодому иллюстратору за книжку – 15 тыс. рублей. В книге может быть как 50 иллюстраций, так, например, и десять, но работа над ней может занять месяц, два, пять, полгода. Поэтому в книжную иллюстрацию идут те, кто болеет именно этим форматом.
– То есть книжной иллюстрацией ты больше не занимаешься?
– Да, хотя мне и нравится трогать свои рисунки, напечатанные на плотной бумаге. Нет достойных по оплате предложений. Ко мне пришло осознание ценности своего труда – я к этому довольно долго шла. Ощущаю себя состоявшимся художником, иллюстратором, автором. У меня есть свое видение, которое считаю ценностью. И если клиент не видит для себя этой ценности, то я не хочу работать с таким подходом. Соглашусь на какой-нибудь проект, только если он меня сильно заинтересует, а мое время будет достойно оплачиваться. К тому же не исключаю, что сама сделаю такой проект – на свои средства или найду спонсора. Сейчас мне интересен формат авторских книг исключительно с иллюстрациями, когда художник сам сочиняет историю и целиком отвечает за весь процесс. Моя мечта – поучаствовать в создании книги про карты и города. Есть много примеров такой тематики. Но пока я не пришла к тому, чтобы написать в издательство о своем предложении.
– Кстати, о картах. В 2017 году ты разработала карту «Воронеж на ладони» и продолжаешь работать над подобными. Расскажи про них.
– В прошлом году у меня было два интересных выездных проекта. Рисовала карту для резиденции Славы Полунина во Франции. Ему понравилось мое предложение сделать карту для их пространства, и я получила заказ. Я 20 дней жила там и работала над картой, это был крутой опыт.
Потом ездила в Болгарию и работала над картой замка и парка рядом с ним. Замок не старинный, больше развлекательное пространство. Мне нравится именно такой формат: путешествовать и работать в интересных местах.
Во время карантина несколько моих проектов перенеслись, но я нашла в Instagram марафон русскоговорящих гидов, проводящих онлайн-экскурсии по своим городам. Десяти из них предложила нарисовать карты для экскурсий. Так я бесплатно сделала около шести-семи карт и потом стала получать небольшие заказы на эту тему. Например, одна из последних работ – карта-игра для Ярославля. Рисую по фотографиям, гиды присылают материалы, идеи. Маленькие карты нарисовать легко, хотя тоже нужно покопаться в интернете: Google-панорамах, Google-картах. Когда много людей подключены к процессу, всплывают удивительные идеи: карты-игры, карты-машинки, карта-квест.
Но проекты, которые требуют большой детализации и выдумки, невозможно сделать хорошо по фотографиям. Поэтому планирую, когда будет возможность, путешествовать, находить проекты интересных мест, городов.
– Чем ты еще занималась во время изоляции?
– Устроилась на работу в сфере компьютерных игрушек, чтобы немножко поддержать себя в этот период. Было много задач за это время, так что я не скучала.
– Возвращаясь к книжной иллюстрации, что тебя больше привлекает: взрослые или детские книги?
– Конечно, мне симпатичны сказки. Но я не ставлю ограничений. Например, у классного иллюстратора Анны Десницкой есть книжка «История старой квартиры», где много деталей и образов, а фактура представлена с музейной идентичностью. В книжке показана одна и та же квартира в разное время и с разными деталями, рассказывается история семьи, которая жила в ней. Мне нравятся проекты, в которых переплетаются история и интерес к материальному миру. Так что можно сказать, что мне интересны и детские, и взрослые книги.
– Многие писатели ставят себе задачу: ни дня без строчки. Как работает художник?
– Редко бывают дни, когда мне совсем ничего не хочется делать по работе или по своим проектам. Я даже чувствую себя неудовлетворенной, если хотя бы немного не поработаю. Это мой образ жизни. Не знаю, есть ли перегибы, но сейчас так: ни дня без линии.
– Какие иллюстраторы тебя вдохновляют?
– Из русских книжных иллюстраторов мне нравится Игорь Олейников и Кирилл Челушкин. Из коммерческих симпатичен Сергей Курбатов. Он тоже совмещает фотографии с рисунком, и его работы даже для коммерции всегда поэтичны. Вдохновляют люди и из других сфер – современной хореографии и клоунады.
– Ты придерживаешься каких-то правил в своем творчестве, есть границы?
– Сейчас у меня есть представление о том, какой стиль мне симпатичен и в каких интонациях хочется работать. Например, не хочу делать что-то мрачное, разрушительное. Даже в негативных сторонах реальности ищу приятное, чтобы тем самым приумножать созидательное.
– Важно ли художественное образование, чтобы стать книжным иллюстратором?
– Оно полезно, но не принципиально. Я окончила художественную школу и Воронежский государственный архитектурно-строительный университет. Многие художники могут научиться сами, для этого есть возможности. Но это в любом случае труд. Художественное образование не даст уверенности, что ты станешь хорошим иллюстратором, – просто немного поможет.
– Как продвинуться книжному иллюстратору, с чего начать?
– Художники начинают с Instagram, но, видя эти тенденции, хочется ретроградно сказать: все начинается с труда, который вкладывается в любимое дело. Никакой успех, даже в рамках одной картинки, не приходит сразу. Это долгий процесс обучения, «наступания» на старые грабли, совершенствования, пота. Когда много работаешь, повышаешь мастерство. О продвижении много написано в интернете. Instagram лишним не будет, можно начинать вести его еще во время учебы. Это часто мотивирует людей на обратную связь. Можно писать издательствам, лично искать клиентов. Часто будут звучать отказы со всех сторон – к этому надо быть готовым. Если иллюстратор отправит портфолио 20 разным людям и получит один-два ответа – уже успех.
Книжная иллюстрация – непростой путь. В Воронеже есть художники-иллюстраторы, но они в большинстве своем идут в сферу компьютерных игр, потому что это нормально оплачивается. Идеальный вариант для человека, который горит желанием уйти в книжную иллюстрацию, – иметь возможность не думать о необходимости обеспечивать себя какое-то время, например в течение года. Тогда можно достичь хороших успехов, его деятельность будет хорошо оплачиваться.
Хотя, может быть, и бывают варианты лучше. Но мои знакомые иллюстраторы из других городов всегда совмещают рисунок с другой работой – с журнальной иллюстрацией, рекламой, графическим дизайном, преподаванием. В России такие тенденции. Одну мою знакомую, иллюстратора высокого уровня, уволили из книжного издательства в период карантина. Вряд ли что-то изменится в ближайшее время.