Книжный Воронеж. Где и как публикуются молодые воронежские авторы
Пытаются ли писатели пробиться в издательства в эпоху самиздата
Инна Шульгина, 1 февраля 2021, 19:00
Опубликовать книгу в ХХI веке довольно просто. Процветают самиздат, платные книжные платформы, типографские услуги. Через издательства опубликоваться куда сложнее – и не факт, что это будет бесплатно.
Несколько молодых воронежских авторов рассказали журналисту РИА «Воронеж» о своем опыте публикаций, о том, зачем они пишут и готовы ли «обивать пороги издательств».
Ната Косякина:
– С момента, как научилась говорить, я
придумывала стишки и напевала их. Впервые записала стишок в восемь лет, а
спустя два года начала собирать стихи в тетради. Судя по этим тетрадям,
особенно много я писала в 12-14 лет. Думаю, в сложный подростковый возраст
стихи меня спасали. Были и прозаические вещи: рассказы и две попытки создать
роман.
Но проза так и осталась там, в детских тетрадях.
А вот стихи росли и развивались вместе со мной. До переезда в Москву, который
произошел три года назад, меня сильнее всего интересовала тема потери себя. Как
человек перестает быть «живым», почему живет на автомате? Что происходит при
этом с его профессионализмом, помогает ли в таких ситуациях любовь? И есть ли
возможность это духовное умирание остановить? Но после переезда тема перестала
быть главной.
Думаю, у меня наступил какой-то перелом, творческий кризис, идет поиск чего-то нового. Редко когда стихи ограничиваются одной темой. Просто одна, беспокоящая, может выделяться в какой-то период.
В 2019 году у нас с поэтом Михаилом Потаповым вышел совместный сборник стихов в питерском издательстве семьи моего любимого писателя Александра Житинского. С Житинскими свел Дмитрий Быков, с которым мы познакомились в Воронеже, когда он приезжал с лекцией о литературе и журналистике. Это он убедил нас, что пора выпускать книгу, и подсказал формат перевертыша. Сам позвонил в издательство и договорился о работе с нами.
Книгу выпустили за свои деньги. Доход она не приносит. Мы вряд ли с ней даже из минуса выйдем, но понимали это заранее. Наверное, крупные издательства берутся иногда выпускать книги за свой счет – если автор популярный или есть конкурс на книгу. Еще можно выиграть возможность напечататься. Мы решили все делать своими силами.
Раньше публиковалась в журнале «Подъем», в каких-то общих сборниках (по итогам совещаний союза писателей Воронежа, в университетском альманахе). Сама в издательства не стучалась. Мне вообще казалось, что я недостаточно зрелый поэт, чтобы выпускать книгу.
В 2020 году у каждого из нас вышло еще по книге стихов – «Живите сами» и «Будет по-другому» в ЭКСМО. Это электронные книги – их нам сделали в рамках новой серии, за счет издательства.
Я почти не публикуюсь в журналах. Выкладываю стихи в свой блог в Insragram и группу «ВКонтакте». Локально, но зато там люди, которым это действительно интересно. Там я вижу аудиторию и могу понимать, кто меня читает. Плюс раз в год я читаю стихи на радио в программе Дмитрия Быкова «Один». А кто сейчас покупает и читает журналы, кроме самих филологов, я, честно говоря, не знаю. Не имею в виду, что их никто не читает, нет. Просто я сейчас от них оторвана. Еще публиковалась в литературном проекте Teens write.
Я была бы рада где-нибудь печататься. Просто из крупных журналов никто мне не ответил: такое чувство, что там глухая стена. Пробовала участвовать в литературных конкурсах, но увидела, как там судят, и поняла, что это какая-то ерунда. Качественную поэзию там просто не услышали, хотя сидели дяди из журналов. И сейчас я просто понимаю, что мне это не нужно. Соревноваться стихами вообще странно, по-моему.
Оксана Кириллова:
– Я начала писать, как только научилась держать ручку, – в пять лет уже что-то кропала. В первых сказках – буквы в другую сторону. Помню, приближался День Победы, и мама во время прогулки рассказывала о войне. У меня в голове родился маленький сюжет про солдата, который спас принцессу и женился на ней. Пришла домой, полная вдохновения, и все записала.
Я всегда писала для себя, потому что не могу не писать. Сначала показывала книги только самым близким родственникам. В средней школе стала давать их и друзьям, а уже в университете – всем, кто просил. В первый раз опубликовала роман в интернете только в 26 лет. Незадолго до этого знакомый сделал мне сюрприз – издал несколько экземпляров моей книги самиздатом. Меня это заинтересовало: я не знала, что так бывает.
Мой жанр – реализм с оттенком мистики. За размещение книг не плачу. Обложки делаю сама, корректура и редактура тоже за мной. Но для последней книги нашла художницу: мне захотелось, чтобы обложка была бомбической. Это психологический полутриллер об энергетическом вампиризме. Выйдет примерно через месяц – две трети я уже отредактировала.
В Сети можно найти около пяти моих книг за деньги (в интернет-магазинах), еще столько же – бесплатно (на сайтах «Литнет», «ЛитРес: Самиздат» и других). Периодически выкладываю книги по частям в писательских группах в соцсетях. Получаю немало приятных отзывов, на данный момент больше всех запомнился один – от незнакомой девушки, которая читала мою книгу в очереди на почте и так хохотала на смешных моментах, что люди на нее оборачивались.
Печатный тираж по необходимости заказываю на той же электронной платформе, через которую выкладываюсь в интернет-магазины. В основном заказываю экземпляров по 10 – не для распространения, а для «своих».
Стараюсь свое творчество не навязывать. У меня есть группа во «ВКонтакте», которую я изначально задумывала как полупродажную, но на начальных этапах продвижения поняла, что мне это не надо. Пока мне интересно писать, а не пробивать в продажу. Хотя, конечно, всегда радуюсь, когда мои книги покупают.
Одну из книг – «Листы картона» – я презентовала в «Амитале» два года назад. Распечатала штук 20 за свой счет.
Печататься через издательства пыталась, но довольно вяло. Одно, довольно крупное, предложило заплатить за распространение сумму, в 10 раз превышавшую мою зарплату. Я отказалась. Еще одно неизвестное издательство заинтересовалось, предложило бесплатный тираж, но был подвох в авторском договоре…
Понимаю, издательству, как и любой компании, нужны гарантии, что оно вложит деньги и время не зря. Поэтому, чтобы оно заинтересовалось, желательно писать чуть ли не в названии письма что-нибудь вроде: «Моя книга похожа на «50 оттенков серого». Но стоит ли оно того? Сейчас у напечатанного в интернете романа даже больше шансов «выстрелить» у читателей – и потом уже приглянуться издателям.
Еще один хороший способ быстро раскрутиться – участие в конкурсах. Я иногда участвовала, даже побеждала, но тут важна регулярность.
Наверное, когда-нибудь я начну заниматься всем этим более активно. Ну а пока – пишу и наслаждаюсь. И рада, если кому-то еще это нужно.
Иван Гладких:
– Я начал писать в 17-18 лет. К счастью, ничего из тогда написанного не сохранилось. Примерно с 25 лет я пишу стихи, которые считаю возможным кому-то демонстрировать. Пишу о жизни, ее радостях и горестях. Мне импонируют любые темы – при условии их качественного исполнения.
Несколько раз участвовал в конкурсе «Стихоборье», и мои стихи включили в сборники по итогам поэтических соревнований. Еще публиковался в одном из сборников «Рубиконовские чтения» по итогам поэтических чтений в типографии «Рубикон».
Но главный успех – книга «Дело в шляпе», которая вышла в 2018 году. С ее публикацией помогла председатель правления Воронежского регионального отделения СРП Галина Умывакина. Воронежский поэт Мария Бахтина рассказала, что Галина Митрофановна оказывает содействие «молодым талантам» и с ее помощью можно бесплатно издать свой сборник. Я обратился к Галине Митрофановне, и она сказала, что такая программа действительно есть. Ее реализует Минкульт России. Мне обозначили требования (в основном технические и по срокам), и я начал работать над книгой. Когда макет был готов, отправил материалы по оговоренному ранее адресу. Через некоторое время получил денежный грант на издание. Сам выбрал типографию и отправил заказ.
В Сети публикуюсь на платформах «Стихи.ру», «ВКонтакте», «Изба-читальня», «Литпром». Обращаться в издательства не пробовал – не вижу смысла. Исключительным талантом, таким, чтобы меня издавали бесплатно и платили гонорары, я не себя не считаю, а платить не хочу. Да и многие ли покупают поэтические сборники в книжных магазинах? Я не покупаю.
Саша Некрасов:
– Впервые попробовал что-то написать лет в 12, потом периодически к этому возвращался. В основном это была попытка отрефлексировать происходящее, какие-то юношеские стихи. В 18 лет написал первую повесть. Ее прочел только один человек, поскольку я тогда очень стеснялся себя и своей писанины. Чтобы побороть робость, в 22 года начал заниматься стендапом. Параллельно завел паблик в ВК, где публиковал разного рода эссе и рассказы.
В каком жанре работаю, сказать сложно. Я стараюсь не думать об этом. Пробую разные приемы, иногда стилизую под любимых писателей. Бывает полная фантасмагория, бывает гонзо-репортаж из жизни. Можно обозвать это удобным словом «метамодернизм».
В прошлом году написал книгу, где попытался совместить формат поста, и романа. Так и назвал – «Построман». Напечатал самиздатом и продал подписчикам, которые давно хотели что-то подержать в руках от меня. Я сам сверстал ее, обложку мне сделали подписчики. Отправил в типографию. Через месяц все было готово. Тираж был небольшой – около 200 копий, практически все распроданы. Распространяю исключительно через паблик, отправляю по почте.
«Построман» – про любовь, как и все книги. Парень встречает девушку в паблике. Сюжет чередуется с постами, все связано друг с другом. До конца непонятно, существует девушка или это фейк. Существует парень или он просто персонаж. В общем, все очень запутанно и до ужаса сентиментально. Я решил, что в каждом экземпляре будет свой финал, поэтому оставил последнюю страницу пустой и где-то вписывал от руки, где-то сжигал страницу, где-то поливал вином.
Я не пытался публиковаться через издательства, потому что сейчас, чтобы опубликоваться, нужна какая-то раскрученная медийная история. Издать книгу несложно, тем более, самиздат снова в моде.
В электронном виде все публикую бесплатно. Основная моя площадка – ВК, но немного выкладываю в Telegram и Instagram.
Пока не поступало предложений от издательств, а сам я не привык обивать пороги. У меня нет амбиций «большого писателя». Я просто играю со словами. Забавно, что эта игра нравится еще кому-то.
Я легко могу не писать. Но когда мне хочется развлечь себя словами, я этим занимаюсь.