«Клава, где твой паспорт?» В сотый день рождения воронежский ветеран Семен Буйлов вспомнил свою свадьбу
Юбиляр счастливо прожил со своей супругой полвека
Екатерина Бутцева, 3 декабря 2024, 13:52
В боевом расположении духа и приподнятом настроении ветеран Великой Отечественной войны Семен Федорович Буйлов встречал гостей в свой сотый день рождения в понедельник, 2 декабря. На его вековом юбилее побывали корреспонденты РИА «Воронеж».
Детство
Семен Федорович родился в селе Большой Мартын Лимановского района (ныне Панинский район) Воронежской области. Отец Федор Севастьянович работал печником, мать Мария Романовна занималась хозяйством. В семье было восемь детей: семь сыночков и лапочка дочка. Семен – самый младший.
– Из детства помню, как мы все на печке сидели, грелись. Обувать, надевать было нечего. Пошел в первый класс, домашнее задание делал на табуретке при свете «коптушки» (самодельный светильник. – Прим. ред.). Зимой в школу брат меня отвозил на санях, запряженных лошадью, летом я сам бегал, – вспоминает именинник.
Жили хоть и бедно, но праздники отмечали с особым размахом. Отец и его два брата были очень музыкальными, пели, плясали. Семен Федорович тоже перенял любовь к музыке и позже выучился играть на гитаре, мандолине и аккордеоне.
Отец героя публикации сам изготавливал кирпичи и построил дом. В хозяйстве были корова и лошадь, что по меркам того времени считалось богатством.
– Мама топила печку, пекла хлеб, доила корову. Отец и братья все работали в поле: сеяли, собирали урожай. Ездили в Воронеж, где продавали пшеницу, чтобы прокормить семью, – вспоминает Семен Федорович.
В 1934 году семью раскулачили. Буйловы вынуждены были покинуть дом, лошадь и корову отдать в колхоз. Им самим пришлось скитаться по родственникам. По словам героя публикации, он в это время жил у своего дяди, а его братья тоже – у родственников и знакомых.
Война
В 1942 году Семена Федоровича мобилизовали. Прошел обучение в Саратовском военно-пехотном училище, а оттуда его направили на фронт. Летом 1943 года герой публикации принимал участие в сражениях на Курской дуге. В ходе боевых действий, будучи командиром отделения, был ранен осколком мины в левую руку и одновременно получил сквозное пулеметное ранение в грудную клетку, чудом остался жив. Проходил лечение в московском и челябинском госпиталях, после чего его комиссовали, как инвалида 3-й группы. В наградном листе значится: «В бою участвовал один раз». В 1945 году Семен Буйлов был удостоен медали «За боевые заслуги», а в 1985-м награжден орденом Отечественной войны II степени.
Еще до мобилизации Семен Федорович поступил в энергетический техникум, после комиссования он его окончил. Работал в горэлектросети электриком, на Воронежской государственной районной электростанции (ВОГРЭС) – дежурным по щитоуправлению. По распределению попал в село Алексеевка Белгородской области, где трудился на эфирокомбинате начальником электроцеха. Вернувшись в Воронеж, работал до пенсии на крупном энергоснабжающем предприятии региона энергетиком. На пенсию Семен Федорович вышел в 1985 году.
Семья
Необычным образом Семен Федорович решил создать семью. В послевоенное время герой публикации вместе с родителями жил в Воронеже, в трехкомнатной квартире, в доме с мезонином, который находился на улице 9 Января.
– Во дворе еще дома были, там интеллигенция жила. У нас было три комнаты: в одной жили дедушка с бабушкой, другая – проходная, огромная кухня и дальняя комната. Все из деревни направлялись к ним – тогда так было принято. Одна деревня – значит, родня. Так и моя мама с подружкой приехала в город поступать в медицинский техникум. Осталась жить. Он как-то к ней подходит и говорит: «Клав, а где твой паспорт?» Она готовилась к сессии, некогда было, и показала, где лежит документ. Проходит какое-то время, он опять к ней: «Нам сегодня регистрироваться идти», – смеясь рассказывает дочь Семена Федоровича Ирина.
По ее словам, до этого момента между молодыми людьми даже намека не было на какие-то романтические отношения. Общались как друзья в одной компании, потом брак несколько месяцев скрывали от родителей. В 1952 году у них родилась первая дочь Лариса, а потом Ирина. С супругой Семен Федорович прожил более 50 лет. От двух дочерей у юбиляра внук Кирилл и внучка Наталья, к сожалению, несколько лет назад она умерла. Внучка очень любила дедушку, ухаживала за ним. Хотела перевезти его к себе, даже оборудовала для него комнату в квартире, но не сложилось. Подрастают правнук и правнучка – дети Кирилла.
– Я на даче все лето проводил с бабушкой и дедушкой. Тогда особо стройматериалов не было, и дед все сам делал. Дачу построил, я ему тогда помогал ее утеплять. Он возил меня на велосипеде в поля, мы там собирали сено, потом мешали его с глиной и этим изнутри обмазывали дом – утепляли. Дедушка учил меня рубить дрова, обтесывать бревна и работать с разным инструментом. Сделал для меня турник, а еще мы с ним играли в шахматы, – вспоминает Кирилл.
На даче на Дальних садах Семен Федорович разводил пчел. По словам внука, он не только мед и другие полезные продукты получал от этих насекомых, но и пытался с их помощью лечиться. Также юбиляр держал на даче кроликов и кур.
По словам дочери Ирины, Семен Федорович всю жизнь занимался своим здоровьем и развитием. Даже после того, как в 70 лет получил два перелома шейки бедра, ходил на лыжах, постоянно посещал баню, объездил по путевкам всю страну, прекрасно вальсировал и дочерей пытался этому обучить. Все праздники в семье проходили как концерт с обязательным участием Семена Федоровича: он играл на инструментах, танцевал – все как в былые времена в Большом Мартыне.
– Я считаю, секрет его долголетия в любви к себе, – отметила Ирина.
Менее подвижным Семен Федорович стал в 91 год, когда вновь сломал ногу. Но и сейчас юбиляр без дела не сидит, его руки все время тянутся к электрике, ради интереса разбирает телефоны, смартфоны и другую электронику. Живет один, переезжать ни к кому из родственников не желает, ежедневно к нему приходят две сиделки и дочь Ирина приезжает проведать отца.