Художник оперы «Тангейзер» показал в Воронеже абстрактных животных
Первая выставка графики петербуржца Олега Головко открылась в Камерном театре.
Ксения Аносова, 26 октября 2016, 09:56
Первая персональная выставка графики театрального художника из Санкт-Петербурга Олега Головко открылась в арт-галерее Воронежского камерного театра во вторник, 25 октября. Экспозиция «Бумажная геоГРАФИКА» объединила две серии: «Театр теней» и «Бумажный человек». Желающие могут увидеть картины до 25 ноября. Вход свободный.
Представленные на выставке картины не подписаны. Олег Головко признался, что ему было трудно придумать название к выставке. Художник считает, что не всегда правильно давать названия картинам и выставкам.
– Географика – такая почвенническая графика: от земли, от материала, от акварели, от карандаша. Это не к тому, что я плохо учил географию. Сейчас художник не может сказать, что он выразит всего себя одной картиной. С другой стороны, сама галерейная практика предполагает, что работы формируют галерейное пространство. Поэтому даже фигуративные художники начинают выпускать работы сериями. Хотя сериями работали все графики. «Капричос» у Гойи – это тоже серия работ. Программное мышление, когда художник сам создает себе контекст и текст одновременно, – это как раз признак такого постмодернисткого мышления, – объяснил Олег Головко корреспонденту РИА «Воронеж».
Серия «Театр теней» – размышления художника о том, что является светом и тенью. Головко отметил, что эти рассуждения больше художественного склада, чем философского:
– Привычка рассматривать лист бумаги как какую-то игру с пространством, она тут есть. Бумага плоская, и в то же время она начинает по-своему жить и существовать внутри.
В серии «Бумажный человек» присутствуют анималистические мотивы – изображения, напоминающие птиц, слонов, рыб. Через эти абстрактные образы художник хотел передать свои наблюдения и размышления о людях. Эти работы, в отличие от картин «Театра теней», сделаны в цвете.
– Что такое абстрактное искусство? Это просто беспредметное искусство, где только психология восприятия зрителя является законом, которому следует художник. Конечно, опыт абстрактного искусства не может не присутствовать у любого, даже самого фигуративного художника, у самого отпетого реалиста. У меня тоже это есть, но я не делаю на этом акцент. Про любого человека можно сказать, что он похож на шкаф, на дом, на рыбу, на робота. Да, я проводил такие аналогии – человек-животное, человек-здание, человек-робот, – рассказал автор.
Олег Головко известен оформлением оперы «Тангейзер», поставленной Тимофеем Кулябиным в Новосибирском театре оперы и балета в 2014 году. Опера получила скандальную известность из-за неоднозначной трактовки образа Христа и была запрещена.
– В опере «Тангейзер» я был задействован во всем, в чем можно было быть задействованным. Там была заложена прекрасная идея того, что художник сам для себя является цензором. Когда художник переходит те границы законов художественного творчества, который сам же и создал, он начинает заниматься саморазрушением. Опера же закончилась трагически, персонаж Тангейзер потерял возможность творить. Самое комичное во всей этой истории, что любители цензуры ополчились на такую вполне себе христианскую идею. Не знаю, может, эти люди были скрытые сатанисты, я вот все ломаю голову, так ли это. Там не было даже тени провокации. Постановка прошла в Новосибирске четыре раза, критики прекрасно поняли, про что этот спектакль. Неоднозначно восприняли какие-то люди, одетые в спортивные штаны и кожаные куртки. Их было человек 100. Вот именно их мнение, видимо, оказалось самым ценным для чиновников Новосибирской области, – посетовал Олег Головко.
Олег Головко также был художником-оформителем спектакля Тимофея Кулябина «Три сестры», который был показан в Воронеже на шестом Платоновском фестивале летом 2016 года. На открытии выставки в Камерном Головко сообщил, что продолжает работать с новосибирским театром «Красный факел»:
– Это далеко не единственный театр, с которым я работаю, но это тот театр, с которым у меня сложилась самая длинная история, больше 10 лет. Раз в год в «Красном факеле» я выпускаю с Тимофеем Кулябиным постановку. Это связано с тем, что в театре меня хорошо знают: актеры знают, цеха знают. Последняя премьера у нас была в октябре 2016 года, я оформлял «Процесс Кафки».