Храм в Южном парке. Из-за чего начались споры вокруг православной стройки

Главные точки зрения на строительство церкви.

Екатерина Трещикова, 20 июля 2015, 17:23

Роман Демьяненко

Стройка будущего храма в честь мученика Виталия заняла шестую часть парка «Южный» в Левобережном районе Воронежа. Трехметровый забор отделил полтора из девяти гектаров зеленой зоны на Юго-Востоке Воронежа. Начало рассчитанного на год строительства вызвало противодействие местных активистов и интерес политиков. Общественники протестуют против вырубки деревьев, епархия уверяет, что вместо 20 деревьев высадит 40, а сам парк станет более благоустроенным, чем до начала строительства. С каких точек зрения смотрят на историю еще не возведенного храма ее участники, разбиралась корреспондент РИА «Воронеж».

История №1. Активисты и борьба до последнего

Дом бывшей школьной учительницы биологии, сотрудницы Воронежского медуниверситета Елены Туровской находится в 50 м от Южного парка. По ее словам, местных жителей никто не спросил, согласны ли они, чтобы на части этого зеленого уголка города появилась церковь. Активисты, выступающие против строительства, готовы бороться до конца.

Такое соседство ждет местных жителей в течение года

Елена Туровская предположила, что история нового храма началась с микрорайона Песчановка. В частном секторе у водохранилища живет немало пожилых людей. Они и захотели храм поближе к дому. Пока им приходится добираться до Успенского храма на остановке «Полины Осипенко» на автобусе, пусть и на бесплатном. Именно жители Песчановки собрали 5 тыс. подписей за строительство храма в «Южном» и передали их в городскую администрацию. Такому количеству просителей мэрия была не вправе отказать. Чиновники пообещали подобрать участок под строительство – самый непривлекательный.

– Как собирали эти подписи, я не знаю. Я живу в доме на второй линии от парка, но меня и жителей дома не спрашивали. В декабре 2013 года прошли первые общественные слушания, о них случайно узнала моя дочь, ей удалось подтянуть на них только моего сына и своего друга. Их неподготовленная аргументация эффекта не принесла: большинство на слушаниях – были сторонники храма и православные активисты, – рассказала Туровская.

Она боится, что храм привлечет в парк попрошаек и других асоциальных элементов, которых якобы привлечет милосердие прихожан.

– Если на скамейках парка будут ночевать бомжи, появится риск подхватить вшей, туберкулез или другие заболевания. Раньше молодежь все ночи и вечера проводили в подъездах, а когда реконструировали парк, ушла туда. Отнимут у него территорию, и молодежь снова станет подпирать наши квартиры, – возмутилась Туровская.

Активисты опасаются, что на лавочках будут ночевать нищие

Активисты считают, что за счет строительства парка мэрия «сэкономит» средства на его благоустройство. Спонсоры, как утверждают активисты, уже нашлись, поэтому единственный способ отстоять парк – договориться с администрацией на открытие счета, куда местные жители могут жертвовать деньги на благоустройство (но не строительство) этих же 1,5 га. Активисты рассматривают и вариант с судебным иском: на слушаниях говорили о строительстве храма в честь иконы Божией Матери, а проект подготовлен по храму в честь мученика Виталия.

Говоря о том, что произойдет, если активисты и мэрия не смогут прийти к компромиссу, Елена Туровская вспомнила 90-е годы. Тогда жители Машмета получили первый опыт борьбы со строителями в парке. Некая строительная фирма решила поставить в Южном жилой дом. Чтобы сохранить парк, мужчины привязывали себя к деревьям и так стояли сутками напролет.

По кустарнику установили забор, березу сломал ветер

История №2. Православная общественность и украшение района бетонных коробок

Главные оппоненты противников храма в Южном парке – православные активисты. Именно они выступали на всех общественных слушаниях в поддержку строительства и устраивали свои на митинги и пикеты. Война между сторонниками и противниками церкви особенно жестоко идет в социальных сетях, рассказала Елена Туровская.

– Сначала их аргументы были исключительно религиозного толка: храм облагородит вас, освятит территорию, принесет благодать, а колокольный звон и вовсе лечит от болезней. Про деревья отвечают так: «Что это за березы? От них больше вреда, чем пользы: если раньше они кислород выделяли, то теперь только потребляют!» Если человек с аргументами не соглашается, его начинают «обрабатывать»: обвиняют в том, что они неправославный, свидетель Иеговы, человек нетрадиционной ориентации и так далее. Складывается ощущение, что все делается по методичке: последовательность воронежских православных активистов точно такая же, как и у московских, – рассказала Туровская.

Один из тех, кто активно спорит с ней и ее единомышленниками в группе «Против строительства в парке “Южный”» в социальной сети «ВКонтакте» – воронежец Сергей Прокопенко. Раньше он жил около парка. Именно поэтому и заинтересовался этой дискуссией, рассказал он корреспонденту РИА «Воронеж». На образ «бота с методичкой», нарисованный Еленой Туровской, в личном общении он не похож.

По мнению защитников проекта, храм облагородит Южный парк

– Территория храма в таких случаях всегда облагораживается и становится изюминкой любой локации. Пример – храм на Полины Осипенко с фонтаном, садом и прудом с рыбками. Своей архитектурой храм, несомненно, украсит район бетонных коробок. Кроме того, общины храмов занимаются общественно-полезной деятельностью и благотворительностью. Так, молодежный отдел Богоявленского храма регулярно устраивает поездки с костюмированными представлениями и подарками для детей из детских домов. Наконец, русская самобытность создавалась под влиянием православия, и уход от него означает разрыв с культурным наследием. Религия – не только хранительница морали в современном обществе, но и сокровищница многих ответов, получить которые больше нигде нельзя, – пояснил Сергей Прокопенко.

История №3. «Зеленые» политики и поиск политических сторонников

С организацией митинга против строительства храма протестующим помогла партия «Яблоко». На выступлении 9 июля в «гайд-парке» у памятника Никитину в центре Воронежа активисты держали и самодельные, и красочные зеленые партийные плакаты. Правда, политическую символику жители Машмета и сочувствующие закрывали или отрывали.

– Нам, действительно, предложили помощь с плакатами. Но что они будут с символикой партии, не сказали. Мы не хотим, чтобы вопрос строительства храма стал политическим. Нам важно отстоять любимый в парке участок, а не пропиарить партии перед выборами, – сообщила Елена Туровская.

Активисты закрыли партийную символику на плакатах

Представитель совета воронежского регионального отделения партии «Яблоко» Константин Димитриев не стал говорить корреспонденту РИА «Воронеж», какую еще помощь предлагали «яблочники» местным жителям. Партийцы еще надеются, что противники строительства еще согласятся на альянс. Не отрицал политик и того, что ситуация вокруг храма в Южной парке подогревается предстоящими в сентябре выборами.

– Партия «Яблоко» с момента основания проводит последовательную природоохранную политику. Мы против всяческих вырубок деревьев в городе, тем более в тех условиях, в которых находится район Машмета. Однако если жители не захотят «политизировать», как они выражаются, свое движение, то ничего не получится. Им не нужно отказываться от помощи. Мы сами ищем потенциальных сторонников, и не только перед выборами. Просто никто не пишет про оппозиционные партии, – рассказал представитель регионального совета воронежского отделения партии «Яблоко» Константин Димитриев.

Воронежский оппозиционер, журналист газеты «Мы – граждане» Александр Болдырев рассказал, что его возмутил сам факт строительства в зеленой зоне.

– Я приехал в этот парк и увидел, как строители ставят забор. Место для строительства храма – самая красивая часть парка, поэтому логичнее было бы поставить его на одном из пустырей, которые есть рядом с парком. Ни я, никто другой из известных мне активистов не выступает против Русской Православной Церкви. Эту спорную ситуацию надо решить путем переговоров с воронежской епархией, – предположил Болдырев.

Александр Болдырев же утверждает, что «выборы не играют в этом вопросе главной роли». Впрочем, сам он жителями района он пока «плотно не общается» и помощь им не предлагал. Однако, заверил оппозиционер, оказать ее готов.

История №4. Епархия и власть закона

Иерей Константин Филиппов, настоятель будущего храма (построенного в парке или за его пределами) от общения с журналистами воздержался.

В епархии корреспонденту РИА «Воронеж» сообщили, что поводом для образования прихода стало письмо будущих прихожан с 500 подписями. Из числа этих людей был сформирован приходской актив. Всего в окрестностях парка проживает более 70 тыс. человек, а до ближайшего строящегося храма в честь апостолов Петра и Павла на Машмете около 5 км, до Успенского семинарского храма и того больше – десять остановок на общественном транспорте.

– Участок выделен государственной властью в установленном законом порядке. Тем более на публичных слушаниях было определено, что большинство жителей одобряют строительство храма в отведенном месте. На месте постройки под вырубку попадает менее 20 деревьев. План последующего благоустройства территории предполагает высадку более 40 деревьев – озеленение будет увеличено более чем вдвое, – добавили в епархии.

Вокруг храма планируется создание мини-водопадов, клумб и розариев, установка скамеек и сети уличных фонарей.

Часть берез при строительстве попадет под вырубку

Как рассказал корреспонденту РИА «Воронеж» источник, знакомый с проектом будущего храма, в его цокольном этаже будет находиться крестильная, воскресная школа, библиотека и трапезная, верх полностью будет отдан под храм. Он будет деревянным, в стиле храмов северной Руси, с маковками и шатровыми элементами – а не «похожим на китайскую пагоду», как утверждают противники строительства храма. На его территории установят альпийские горки с прудиками, две детские площадки, скамейки, туалет, проложат дорожки и создадут систему уличного освещения с множеством фонарей и подсветкой. Все 1,5 га земли, которые станут территорией храма, будут ограждены невысоким кованым забором с несколькими калитками, которые каждый день до полуночи будут открыты для всех горожан. Не будет, по мнению источника, и проблем с бомжами – для них постараются найти работу при храме.

Здесь планируется установить современную детскую площадку

Официально

В марте 2013 года воронежская мэрия рассмотрела предложение иерея Константина Филиппова о строительстве храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» в одном из участков парка «Южный». 23 апреля на заседании гордума приняла решение об изменении на земельном участке по адресу Менделеева, 12в территориальной границы Р1 (зона лесов и лесопарков) на О4, где культовые сооружения являются основными видами разрешенного строительства.

Мэрия Воронежа передала в безвозмездное пользование участок площадью 14 098 кв. м под проектирование и строительство храма Местной религиозной организации православный Приход храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» 5 мая 2015 года, 15 мая 2015 года было выдано разрешение на строительство храма. Согласно документу, площадь земельного участка – 14098 кв.м, площадь застройки – 530,7 кв. м, общая площадь здания 673,1 кв.м, этажность – 3.

Пока в плане парка храм не значится

P.S. Что думают жители Левого берега

Единого мнения о строительстве храма у завсегдатаев парка нет. Пенсионерка Нина Воронкова давно мечтала о церкви по соседству – ходить в нее будет удобно, а молодежи, «которая тут пила или кололась», не станет. Другая пенсионерка, Евдокия Смольянова, категорически против храма. Она когда-то сама сажала деревья в парке, и ей больно смотреть, как с годами их становится меньше. Смольянова опасается, что десятком спиленных деревьев дело не кончится: строительная техника погубит кустарники, траву и, не исключено, некоторые деревья.

– Я за храм, но только не на этом месте. Они у нас на каждом шагу: недавно построили на Новосибирской, есть на БАМе, на Полины Осипенко, на ВАИ и в Масловке, строят в Таврово. А на Правом берегу сколько? Раньше я приходила сюда подышать свежим воздухом, теперь забором, а скоро буду пылью и газами от машин, – добавила пенсионерка.

«Раньше я приходила сюда подышать свежим воздухом, теперь забором»

Ветеран Чечни Алексей больше настроен против настоятеля: дескать, тот слишком молодой, поэтому при храме не будет должного порядка, а церковные ограды подопрут бомжи.

Для молодой мамы Анастасии Минаевой, как и для всех выступающих против строительства, «Южный» – в промышленном районе единственное место, где можно подышать чистым воздухом. Елена Сидоренко, мать двоих детей, о том, что будут строить на огороженной территории, узнала от нас и удивилась.

– Не нужен здесь храм. Мы в этот участок приходили и со старшим ребенком, и с младшей: гуляли, шишки собирали, играли в мяч. А теперь этого не сделаешь: деревья спилят, парковку для машин сделают – как гулять и играть? Раньше тут белки даже были, теперь их нет. По-моему, строительство храмов с прудами и качелями – это лишь мода и деньги, – поделилась мнением женщина.

А пенсионерке Наталье Кудрявцевой «все равно»: можно было и без храма обойтись, но «как начальство требует – пусть так и будет».

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.