«Хорошо, если зарабатывает муж». Почему учителя уходят из школ в Воронеже
Позиции педагогов и чиновников.
Анастасия Сарма, 2 сентября 2019, 16:50
В школах Воронежа не хватает учителей начальных классов. Об этом доложила руководитель городского управления образования и молодежной политики Любовь Кулакова 19 августа. Позднее в мэрии пояснили, что дефицит учителей обусловлен прежде всего увеличением количества первоклассников: если в 2018 году в школы города впервые пошли 11 194 ребенка, то в этом году – 12 735.
– Вместе с тем к началу нового учебного года проведена работа по комплектованию штата. В настоящее время проблема решена. Руководители образовательных учреждений активно используют банк данных о соискателях педагогических должностей, взаимодействуют с воронежскими педуниверситетом и институтом физкультуры, – рассказали в управлении образования и молодежной политики в понедельник, 2 сентября.
И все же корреспондент РИА «Воронеж» поговорила с учителями начальных классов и выделила основные причины, почему педагоги не рвутся работать в школы областного центра.
Высокая загруженность
Рабочий день учителя начальных классов лицея «Многоуровневый образовательный комплекс (МОК) №2» Ольги Асоян начинается в 8 утра, а заканчивается в 23, а то и в 23:30. С 8:00 до 13:00 она ведет уроки, потом возвращается домой, где полтора-два часа отдыхает от фонового школьного шума – детских криков и беготни. Дальше садится за две стопки тетрадей (математика и русский язык) – по 30 штук в каждой.
– Раньше я начинала проверку с пяти-шести тетрадей, требующих усилий со стороны нервной системы, а потом проверяла остальные, наслаждаясь процессом. А сейчас хороших тетрадей пять-шесть, а в остальных приходится много писать красной ручкой – выполнить то, что ребенок не сделал, написать рекомендации, – рассказала Ольга.
После этого ей пора готовиться к урокам на следующий день – найти нужный материал, который будет интересен ученикам. Приходится задействовать компьютер, чтобы сделать презентацию на интерактивной доске.
– На подготовку трачу больше часа по каждому предмету, а их четыре: окружающий мир, математика, чтение, русский язык. Завидовать этой работе ни в коем случае не надо, – подчеркнула педагог.
В самой школе много бумажной работы: отчеты и заполнение классного журнала для перестраховки – на случай, если система в «Дневнике.ру» даст сбой.
Еще одна головная боль всех учителей «началки» – обязательная внеурочная деятельность. Это дополнительная нагрузка, которая в сумме должна составлять до 10 часов в неделю. К «внеурочке» относятся экскурсии, спектакли, различные проекты, вроде съемки фильмов.
– За «внеурочку» платят копейки, а связывает она по рукам и ногам, потому что занимает много времени. Внеурочную деятельность учитель должен придумать сам и сам вести. А если я этого не хочу? Нет, не имеешь права! У учителей такая дополнительная обязаловка висит камнем на душе, – призналась учитель начальных классов одной из воронежских школ Елена Е. (фамилию педагог попросила не указывать).
Скромная зарплата
Если набрать в интернете «учитель начальных классов воронеж вакансии», то сайты по поиску работы выдают десятки предложений. В объявлении воронежской средней школы №48 зарплата учителя «началки» – от 12 тыс. до 15 тыс. рублей, в гимназии имени Кольцова – от 18 тыс. рублей.
Именно столько получает молодой учитель начальных классов средней школы №43 Маргарита Никитина, педагогический стаж которой – шесть лет. У девушки уже есть первая квалификационная категория.
– Работы много, она интересная, но большая загруженность, а зарплата маленькая. Прожить на нее невозможно. Хорошо тем, у кого есть хорошо зарабатывающий муж. Но чаще, чтобы свести концы с концами, нужно иметь дополнительный доход. А если работать на другой работе, то как качественно подготовиться к урокам? Именно по этой причине молодые не хотят идти в учителя, – считает Маргарита.
По словам Елены Е., ставка педагогов «началки» – самая низкооплачиваемая. Труд учителей среднего звена оценивают выше.
– Наша школа имеет высокий статус и в этом году стала площадкой Российской академии наук. Казалось бы, работать в такой – престижно, но на деле школа сталкивается с нехваткой кадров, – рассказала Ольга Асоян.
По данным городского управления образования и молодежной политики, средняя заработная плата воронежских учителей начальных классов за 2017 год составляла 24,6 тыс. рублей, за 2018-й – 26,8 тыс. рублей (прибавка на 8,8%), за истекший период 2019-го – 27,1 тыс. рублей (прибавка в 1%). С 1 октября 2019 года запланировано повышение среднего заработка учителей «началки» на 4,3%. Для сравнения: по данным Воронежстата, по итогам первого полугодия 2019-го средняя зарплата в регионе составила 32,5 тыс. рублей.
Примерное положение об оплате труда педагогов гордума приняла в 2018 году (первая редакция – в 2013-м). В документе прописаны рекомендуемые размеры постоянных повышающих надбавок (коэффициентов) к должностному окладу: за квалификационную категорию (1,2 – I квалификационная категория, 1,4 – высшая квалификационная категория) и за стаж непрерывной работы (от 1,02 до 1,07).
– Молодым специалистам (до 30 лет), заключившим трудовой договор в течение года после окончания профессиональных образовательных организаций либо образовательных организаций высшего образования по профилю деятельности, также положен повышающий коэффициент к заработной плате: от 1,2 до 1,25 на пять лет с даты трудоустройства. То есть разница в заработных платах при прочей равной нагрузке составляет не более 27%, – пояснили в управлении образования и молодежной политики.
Потеря авторитета
Надежда Дахина проработала учителем начальных классов больше десяти лет. Последним местом стала воронежская школа №103. Причиной увольнения в декабре 2018 года послужил конфликт с родителями.
– Я решила сделать передышку и подумать, нужна ли мне работа в школе. Многие родители не выбирают с учителем выражений, ведут себя неадекватно. Мама ребенка-хулигана, который бил других детей, пригрозила мне жалобами в разные инстанции. К сожалению, есть родители, которые считают, что только их мнение – единственно правильное, – рассказала Надежда.
Бывшая учительница начальных классов, 24-летняя Анастасия И., считает, что нынешние родители превозносят детей и те приходят в школу «залюбленными». Из-за этого страдает дисциплина:
– Те приемы, которые учителя применяли раньше, не всегда можно использовать сейчас – контроль за поведением педагога усилился. Во многих дошкольных и школьных учреждениях появились камеры, а родители обсуждают поведение учителя в чатах. Многие родители ставят авторитет учителя под сомнение.
Ольга Асоян добавила, что педагоги находятся в состоянии постоянной травли:
– Для возвращения учителей в школу повысить одну зарплату недостаточно – нужно вернуть им былой авторитет.
Елена Е. заметила, что родители зачастую относятся к педагогу как к личному врагу:
– Под сомнения ставят действия учителя – например, в родительских чатах и соцсетях мамы обсуждают, зачем родителям заказывать какое-нибудь пособие или рабочую тетрадь, которые рекомендовал учитель. Некоторые спрашивают: а законно ли данное решение учителя? Это неприятно.
Ольга Асоян указывает и на то, что современная школа предъявляет к детям высокие требования. Чтобы сделать домашнюю работу, ребенку нужно затратить психологические усилия. И здесь на помощь школьнику должны прийти родители, но они заняты работой, а после работы им не до уроков.
– В основной массе я сталкиваюсь с родителями, которые пытаются возложить обязанности по воспитанию ребенка на других, – рассказала Ольга.
Недовольное руководство
Елене Е. бывает трудно из-за давления директора и завучей:
– Помощи от нашей администрации не получаем. Слышим только укоры: «Опять ваши дети бегают на перемене!». Как будто другие дети не бегают. За свою долгую учительскую карьеру я встретила только одного завуча, который был интеллигентным человеком. Если раньше завучами становились люди, заслужившие эту должность, то сейчас это ставленники гороно – административные работники, которые до этого не работали в школе. Учителей они не ценят, говорят: «Не нравится работать – уходите!». Вновь пришедших учеников завучи распределяют по классам. В результате у учителей, которые в хороших отношениях с администрацией, более сильные классы, а у новичков – слабые. Учителю это не приносит вдохновения. И ведь потом с него спросится. После контрольных работ и тестов методист отчитывает: «Как всегда, у вас низкий процент качества образования!».
Более привлекательные позиции в других сферах
Светлана Горбунова по образованию учитель начальных классов, окончила Воронежский государственный педуниверситет. Однако карьеру построила в торговле.
– На летних каникулах я не стала уезжать домой в область, а осталась подрабатывать в Воронеже продавцом. За эти два летних месяца во мне разглядели администратора. Когда ближе к сентябрю передо мной встал выбор – пойти работать администратором либо учителем начальных классов, я решила остаться в продажах. Сейчас я доросла до директора магазина, – похвалилась Светлана.
На решение поменять профессию повлияла зарплата.
– Моя сестра работает учителем начальных классов. Требования к педагогу ужесточились, их стало больше, а зарплата на прежнем уровне. Да, уроки длятся с 8 до 13 часов, но подготовка к ним и проверка тетрадей убивает массу времени, – отметила Светлана Горбунова.
Анастасия И. тоже решила радикально поменять род деятельности. Теперь девушка трудится в офисе в службе подбора персонала:
– Я ни разу не пожалела, что получила специальность учителя начальных классов, но, поработав в школе, я поняла, что это не мое. Начинающий учитель получает зарплату, равную прожиточному минимуму. «Стимулирующие» выплаты (баллы) начисляются не за то, что ты хорошо выполняешь свою работу, а за дополнительную деятельность – конкурсы, мероприятия. С таким объемом у тебя нет личного времени. При этом школа – неплохой вариант, чтобы развиваться, учиться новому.
– Молодежь не остается в профессии, потому что видит, что труд и время, которое она затрачивает, материально не компенсируются, – вторит Ольга Асоян. – Молодые учителя находят более оплачиваемые места и уходят из школы. Раньше человек знал, что, проработав пять лет, он получит категорию и надбавку к зарплате, а сейчас понимает: школа – не то место, где можно заработать.
Недостаток практики
По мнению Анастасии И., в педвузах и училищах отводят мало часов на практику:
– Во время учебы мы получаем много теории, и молодые специалисты оказываются морально не готовы к тому, что будет происходить на работе. Во время школьной практики рядом с тобой учитель и методист, и дети при них ведут себя хорошо. А когда приходишь учителем, понимаешь, что все не так просто.
Ольга Асоян тоже считает, что привлечь молодежь в школу можно, изменив систему образования в педагогических вузах:
– Основа знаний – педагогика и методика, но студентам педагогических вузов они должным образом не преподаются. Поэтому молодым учителям тяжело.
Плохой отбор и, как следствие, «текучка кадров»
Все наши собеседники свидетельствуют, что в условиях дефицита кадров иногда школы в спешном порядке вынуждены нанимать педагогов с низким уровнем знаний. Неграмотность учителя вскрывается, когда он допускает орфографические ошибки, переписываясь с родителями («Жду ваших детей в фае») и исправляет правильные ответы учеников.
– Раньше при трудоустройстве в школу смотрели на опыт работы, сейчас берут всех. Кто-то идет, чтобы получить двухмесячный летний отпуск и взять больничный. Кто-то трудоустраивается, чтобы доработать до декрета и получить бюджетные выплаты, – рассказала Надежда Дахина.