«Хороши для нерадивых». Как скажутся на автовладельцах Воронежа новые правила техосмотра

Ужесточение требований и электронные диагностические карты.

Василий Тулупов, 26 февраля 2018, 18:39

из архива

Правительство России и Минтранс внесли коррективы в процедуру прохождения автомобилями технического осмотра. Ужесточен целый ряд требований, и их число увеличилось почти на треть – с 68 до 85-90. Новые правила вступили в силу в четверг, 22 февраля.

В чем именно заключаются нововведения и изменится ли что-то на практике – в материале РИА «Воронеж».

Что такое техосмотр?

Технический осмотр (ТО) транспортных средств – условная процедура, по результатам которой автомобилист получает диагностическую карту, необходимую при оформлении ОСАГО. Прохождение ТО стало обязательным с 1 января 2012 года.

Услуги по выдаче диагностических карт предоставляют автосервисы и страховые службы. В Воронеже и области карты нередко выдавались без реального осмотра автомобиля. Из-за этого целесообразность ТО на протяжении пяти лет подвергалась жесткой критике.

– Когда в 2012 году процедуру техосмотра передали в введение Российского союза автостраховщиков (РСА), это стало чисто коммерческой процедурой. При этом в самом РСА признают, что около 80% автомобилистов в действительности техосмотр не проходят. На каждом углу есть объявления о продаже ТО за 500 рублей, и это чаще всего не вызывает никакого противодействия ни со стороны полиции, ни стороны самого РСА. То есть всех все устраивает, – считает председатель реготделения «Комитета по защите прав автомобилистов» Николай Киселев.

Что отличает новую версию закона?

При техосмотре к машине будут предъявлять более жесткие требования, чем прежде. Например, новая версия закона запрещает загрязнения на рассеивателях внешних световых приборов и установку на них бесцветных или окрашенных оптических деталей – передних и задних фонарей, противотуманных фар.

Одним из самых заметных нововведений стало обязательное отсутствие подтекания рабочей жидкости в гидросистеме усилителя руля. Если у автомобиля шипованные шины, их должно быть непременно четыре. Кроме знака аварийной остановки, будут досматривать аптечки. Хотя по данным нескольких воронежских станций технического осмотра, аптечку проверяли и до корректировок.

Еще один пункт новых правил обяжет автомобилистов иметь полностью исправную систему очистки стекол. Ранее авто получало диагностическую карту, даже если были исправны только один дворник и одна форсунка омывателя стекол.

Помимо этого, ТС не сможет пройти техосмотр, если у него будут нерегламентированные изменения в конструкции, то есть тюнинг, не имеющий задокументированного подтверждения (за такие нарушения сотрудники ГИБДД штрафуют уже несколько лет).

Процедуру техосмотра в обязательном порядке начнут фиксировать на видео с последующей загрузкой этой съемки в централизованную базу Единой автоматизированной информационной системы техосмотра (ЕАИСТО).

– На сертифицированные центры ТО эти нововведения не повлияют. На нашей станции техосмотра, как и на остальных работающих по лицензии точках, вся необходимая техника (камеры видеофиксации) и возможность регистрировать результаты техосмотра в ЕАИСТО имеются еще с 2012 года, – рассказал работник одной из станций техосмотра на Ленинском проспекте Владимир.

Если раньше на станции техосмотра автомобилисту могли выдать распечатанный талон о прохождении ТО, то теперь диагностические карты будут составляться только в электронном виде и заверяться электронной подписью.

Для маршрутных автобусов и грузовиков уменьшилось время прохождения ТО. Однако, по словам Николая Киселева, техосмотр таких категорий ТС не нужен вообще:

– За техническое состояние коммерческого транспорта, маршрутных такси отвечают ответственные инженеры-механики, которые должны регулярно проводить проверки и выдавать путевые листы с полной информацией о конкретном транспортном средстве. А когда ГИБДД устраивает рейды на дорогах по техническому состоянию такого транспорта, то чаще всего они выявляют лишь формальные нарушения – грязные номера или сколотые стекла световых элементов.

Чем грозит нарушение новых правил ТО?

Эксперту, который допустил нарушение при прохождении техосмотра, может грозить штраф в размере до 10 тыс. рублей. Более того, согласно новой редакции закона, умышленная передача недостоверных данных может повлечь уголовную ответственность. Максимальное наказание – от 2 до 4 лет лишения свободы.

По мнению Николая Киселева, на практике наказывать никого не будут:

– За пять лет, что действует обязательная процедура ТО, еще ни один оператор не понес ответственности. Что вполне логично, ведь автомобиль – это техника. Допустим, вы приехали на станцию техосмотра, вас проверили, все оказалось исправно. И в талоне это четко зафиксировано. А через месяц вы на дороге случайно повредили, например, шланг подачи тормозной жидкости и попали в ДТП. За это будет нести ответственность водитель. И спрашивается, за что автовладелец платил на станции техосмотра?

Могут ли из-за таких сложностей поднять цену ТО?

Эксперты не берутся прогнозировать, станет ли техосмотр машины дороже из-за нововведений.

– Мы повышать стоимость услуг пока не собираемся. Будем ориентироваться на средние цены по городу, – рассказал сотрудник станции техосмотра на Ленинском проспекте Владимир.

Дадут ли что-то поправки?

Несмотря на вступление поправок в силу, говорить о коренных изменениях в системе техосмотра рано. Не все игроки рынка даже в курсе нововведений. Журналист РИА «Воронеж» обратился в несколько фирм, выдающих диагностические карты дистанционно, без фактического осмотра машины. И лишь в одной компании удалось получить ответ:

– О новом законе нам ничего неизвестно. Мы работаем вполне легально. Чтобы получить у нас диагностическую карту, вам необходимо заполнить заявку онлайн, и, если все данные будут верны, в течение 15 минут мы вышлем готовую карту вам и параллельно загрузим ее в базу ЕАИСТО.

Водитель с 12-летним стажем Александр С. не верит в изменения для рядовых водителей:

– Все равно найдутся те, кто будет проходить ТО формально, без потери времени. Я регулярно прохожу техосмотр по-настоящему, потому что мне важно знать состояние своего авто. Но многие водители так и будут пытаться обойти систему: раз машина едет, незачем под нее лезть.

А вот имеющий 11 лет водительского стажа воронежец Алексей К. уверен, что новая практика позволит автовладельцам быть внимательнее к своему имуществу:

– Мне кажется, новые правила хороши в первую очередь для нерадивых автолюбителей. Польза в законе есть, поскольку водители теперь будут лучше знать состояние своей машины. Часто проблему просто не видишь, хотя ездишь с ней достаточно долго, а вот на станции ТО тебе и расскажут о твоих проблемах. Ведь на дороге иногда мелочи могут спасти жизнь.

– С начала 1980-х годов официальная статистика показывает, что процедура техосмотра не оказывает реального влияния на безопасность движения. Судите сами, за 2017 год в Воронежской области зафиксировано более 3 тыс. ДТП, из которых по причине неисправности транспортного средства случилось всего лишь 40. То есть процент таких ДТП в регионе, да и по всей стране, мизерный. Зато по причине неудовлетворительного состояния дорожных условий происходит каждое второе ДТП.
Николай Киселев

председатель реготделения «Комитета по защите прав автомобилистов»

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.