Камышиная возня

Валерий Дьяченко из Подгоренского района создает музыкальные инструменты всех народов и эпох.

Леонид Шифрин, 19 ноября 2013, 19:22

Андрей Архипов

Старенький домик, в котором 37-летний мастер живет с супругой Натальей и 9-месячной дочуркой Нелли, приютился у меловой горы, как и положено для села Белогорье. Каждую зиму Валерий встает на коньки и рассекает по глади Молочного озера, чтобы подкатить со стороны воды к камышовым зарослям. Толстые стебли - и есть будущие дудочки и свирели.

Три года тому назад музыкант Дьяченко вместе с супругой Натальей - выпускницей ВГУ - объехали почти все фольклорные фестивали России и Украины, бродили по ярмаркам и рынкам, по мастер-классам, выставкам-продажам. Но вот добрались до придонских плесов Белогорья. Провели в палатке на берегу Дона несколько дней и поняли, что это – то самое место, которое они искали.

Купили разваливающийся домик под горой, который Валерий сейчас потихоньку подмазывает – подкрашивает. А когда надоедает – берется за изготовление народных музыкальных инструментов.

– Я родился в Старом Осколе, там же в 2000 году у меня и появилось это увлечение. Начал с этнического барабана. В ход пошла липа и козья шкура. Ее, кстати, для ударных инструментов нужно много. Но здесь, в Белогорье, многие держат коз, так что купить и выделать шкуру для очередного барабана – не проблема, – говорит Валерий, пока его супруга Наталья разливает в чашки ароматный чай, настоянный на придонских травах.

– У меня нет музыкального образования, игре на всех инструментах я учился сам. Выступал в нескольких фольклорных группах, мотался по белу свету, при этом сам для себя и товарищей делал инструменты. Мы не только играли и пели, но и занимались аранжировкой на современный лад русских народных мелодий 17-18 веков, – продолжает Дьяченко.

В принципе мастер может изготовить любой инструмент – от пианино до скрипки, от африканского барабана джембе до восточной багламы (разновидность лютни). В его коллекции – воронежская дудка «калюка», свирель из камыша, похожий на балалайку тувинский топшур, алтайский варган, индийская флейта бансури. Технологии изготовления он изучил по книгам, Интернету, многое делал по наитию. Так топшур (щипковый музыкальный инструмент с двумя струнами) изготовил из сирени, струны из лески, а смычок сплел из конского волоса.

– Игра на народных инструментах изменяет ауру человека, – считает Валерий, – создается определенная вибрация в организме, успокаиваются нервы. Я как раз сейчас пишу исследование на эту тему. И даже незнакомые между собой люди становятся «оркестром», когда вместе начинают наигрывать общий для всех простейший ритм. Музыка всегда объединяет.

Нас она объединила тоже. Корреспондент РИА «Воронеж», которому в детстве на ухо не то, что медведь – слон наступил, получил в руки что-то типа бубна и наказ мастера: «Мы с женой играем, а ты отбивай ритм, как сумеешь, увидишь – все получится!».

Минуты три мы точно играли! И нечто похожее на мелодию уносилось через открытую форточку в сторону донских берегов.

От всего увиденного и услышанного малышку Нелли потянуло в сон, и ее отец, отложив инструменты в сторону, позвал нас на кухню, где показал, как делает свирели из толстых стеблей камыша.

– Тут важно понять, где прожигать отверстия, – пояснил Валерий, – а для этого определить, в какой тональности инструмент будет звучать. Я это делаю с помощью специального инструмента – тюнера, а потом на слух прожигаю остальные отверстия в тростнике.

В его мастерской под горой в стадии производства находятся гусли, которые Дьяченко делает для местного мужского монастыря. Как они будут звучать, пока тайна для всего мира, который, оказывается не так уж и велик - от ноты «до» до ноты «си», и от одного фольклорного фестиваля – до другого.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.