«Как пролетел век, я и не заметила». Ветерана из Воронежской области поздравили со 100-летием

Зинаида Тужикова из Каширского района рассказала о своей судьбе

Елена Куйдина, 20 февраля 2023, 16:00

Елена Куйдина

Ветеран труда, труженик тыла в годы Великой Отечественной войны Зинаида Тужикова из села Круглое Каширского района Воронежской области отмечает 100-летний юбилей в понедельник, 20 февраля. Именинницу поздравили родные, а также представители администрации района. Зинаида Дмитриевна, кроме того, получила поздравительную телеграмму от губернатора Александра Гусева.

Дорогая Зинаида Дмитриевна! Примите мои самые сердечные поздравления со столетием!!! Непростой, но интересный и счастливый Ваш век. Вы прожили его очень достойно. Низкий поклон за все, что Вы сделали для Победы, страны и своего родного села. Вам всегда помогали труд, любовь и вера. Спасибо за правильные понимание и оценку современной действительности. Старайтесь, пожалуйста, не болеть и сохранять силу духа! Еще не один урожай с огорода должен быть приготовлен с Вашим участием!
Александр Гусев
губернатор Воронежской области

От имени главы администрации, Героя России Александра Пономарева именинницу поздравила заместитель главы администрации – руководитель аппарата Ольга Усова.

– Уважаемая Зинаида Дмитриевна! Сердечно поздравляю Вас со знаменательным юбилеем – 100-летием со дня рождения! В этот день примите слова благодарности и признательности, которые Вы заслужили своим трудом, мудростью, стойкостью, добрыми делами. Ваш богатый вековой опыт и запас жизненной силы по праву вызывает уважение окружающих. Вы прошли немало трудностей, испытаний, и Ваша жизнь является образцом патриотизма, чести и благородства. Желаю Вам доброго здоровья, душевного спокойствия, чтобы каждый день был наполнен семейным счастьем, приятными тёплыми моментами и заботой родных! – говорилось в поздравлении.

За чашкой чая Зинаида Дмитриевна с какой-то тихой радостью и умиротворением вспоминала о прожитой жизни.

– Как пролетел век, я и не заметила, – улыбается бабушка. – Но я счастливая. За своим мужем жила как за каменной стеной. Никогда мой Николай Иванович меня не обижал. Теперь нет ни его, ни моего сыночка Коли. Но я не одна, у меня две дочери. Люба живет рядом. А Галя – со мной.

Родом из Круглого

Родители Зинаиды Дмитриевны родились и выросли в Круглом, работали в сельском хозяйстве, воспитывали детей. Беда пришла, откуда и не ждали. Работая в поле, отец попал под телегу и получил тяжелую травму ноги, долго боролся с гангреной, его пытались лечить и в Воронеже, и в Москве, но спасти так и не удалось. Мама Любовь Емельяновна Мешалкина в 28 лет стала вдовой с четырьмя несовершеннолетними детьми. Замуж так и не вышла. Работала поваром в тракторной бригаде, держала хозяйство и с детства научила детей понимать, какой ценой достается хлеб на столе. Никто из детей Любовь Емельяновну не подвел. Она сама принимала активное участие в устройстве их дальнейших судеб. В поисках лучшей доли Зину вслед за старшей дочкой Варей пристроили на авиационный завод в Воронеже, но прежде «выхлопотала» для Зины паспорт. В то время колхозникам получить его было довольно сложно.

На заводе

Уже шел май 1941 года.

– Взяли меня уборщицей, – вспоминает Зинаида Дмитриевна. –  Старалась я изо всех сил. Мастер подошел и говорит: «Такая ты молоденькая, надо специальность получать, давай-ка я тебя учеником сварщика возьму». Я обрадовалась, согласилась. Три месяца отработала и – война. Мужчин стали забирать на фронт, а вместо них мы – женщины и дети – остались работать за станками.

Во второй половине сентября 1941 года на Воронеж упали первые немецкие авиабомбы. Завод тоже стали бомбить. Было страшно, но в цехах, в которых собирали Ил-2, работа не прекращалась ни на минуту, хотя после бомбежек повреждалось оборудование, гибли люди.

Эвакуация в Куйбышев

Зинаида Дмитриевна помнит, какими быстрыми были эвакуационные сборы. В октябре 1941 года в Куйбышев (ныне – Самара) из Воронежа отправили первые эшелоны с рабочими и оборудованием: вывозили самолеты, агрегаты воздушных машин, станки, стремянки. Все это выгружали в Куйбышеве на станции Безымянка. Новое место для завода оказалось не более как чистым полем. Станки устанавливали прямо под открытым небом.

– Дисциплина была железная, – вспоминает ветеран. – Морозы доходили до 40 градусов, а мы работали по 12 часов в сутки. Масло в станках замерзало. Тут же костры разжигали, чтобы самим согреться и оборудование отогреть. Жили в вагончиках по несколько семей. Чуть позже к нам с сестрой Варей приехала мама, ведь в Круглом было опасно – немец находился совсем близко. Нам дали квартиру, 18-метровку, в бараке, недалеко от завода. Мама жила с нами до 1943 года, а как Воронеж освободили, уехала домой.

По словам Зинаиды Дмитриевны, работа была тяжелой, а питание скудным, хлеб выдавали по карточкам.

– Нам, девчонкам, хватало, а ребятам – нет. Они падали от голода в обмороки, – вздыхает женщина. – Зато, когда объявили об окончании войны, радости не было предела. Мы выбежали из цехов, стали обниматься, плакать. Говорили: «Ох, Господи, теперь мы поедем домой». Но домой нас не пускали. Кто работать будет, самолеты строить? Только в 1946 году я поехала в отпуск в Круглое.

Возвращение домой

Вернуться домой из Куйбышева разрешили только в 1949 году. Зинаида Дмитриевна уже была опытной сварщицей, пошла на Воронежский авиационный завод, который возобновил свою работу. Здесь же, на заводе, в конструкторском бюро трудился и будущий муж Зинаиды Дмитриевны. Николай Иванович прошел всю войну, вернулся с фронта, жил в Круглом у родной тети, которая воспитала его, рано оставшегося без родителей.

Молодые люди часто вместе ездили на поезде со станции Колодезная на работу и с работы, гуляли вместе. Искорка влюбленности, которая вспыхнула между ними, быстро переросла в серьезное чувство.

Молодые поженились, жили в доме матери Зинаиды Дмитриевны. После появления первенца – Галины – в 1953 году Любовь Емельяновна сказала дочери с зятем, что жизнь идет, пора подумать о своем уголке.

– Мы купили хибару рядом с маминым домом, – вспоминает Зинаида Дмитриевна. – Одна комнатка, коридор. Пол земляной. Хибару эту потом снесли, а на ее месте построили новый дом. Плотники только сруб деревянный сделали, а все остальное мы с мужем сами достраивали.

Хорошо помнит тот дом с земляным полом дочь Галина Николаевна.

– Дом был без всяких удобств. Да что говорить! У нас только в 1961 году электричество появилось. Керосиновые лампы висели под потолком. Когда новый дом построили, радости не было предела. Папа – и столяр, и плотник – своими руками пол, потолок, двери, окна сделал. Мама работала в строительном цехе авиазавода, сама освоила все ремонтные премудрости и нас научила красить, шпаклевать, белить и так далее. Вот в этом доме, построенном родителями, живем до сих пор, – вспоминает женщина.

Дети

Дети внесли изменения в трудовую биографию женщины. Она ушла с авиационного завода в 1953 году, после рождения Галины, занималась воспитанием дочерей и сына, которые появились друг за другом. А когда они подросли, стала работать в местном колхозе, потом перешла на Нововоронежский хлебозавод и опять – на авиационный.

Как рассказывает Галина Николаевна, пока мама работала, им нужно было и воды домой в ведрах на коромыслах наносить, и печь затопить, и картошку почистить, и кур покормить, но мамины задания выполнялись безоговорочно. С третьего класса Галина уже самостоятельно варила суп на керогазе. Однажды керогаз вспыхнул. И быть бы пожару, но девочка догадалась накрыть керогаз половиком.

–  Современному ребенку трудно даже представить бытовые условия того времени, но так было, – говорит Галина Николаевна. –  И ведь никто не жаловался. Хотя испытывали нужду. Мама сварит три яйца да кусочек сала отрежет и предупреждает нас, что это кушать нельзя, это обед отцу на работу. Холодильников мы не знали. Суп варили и опускали в погреб, чтобы не закис. Но так все кругом жили. А у нас в доме у первых появились шифоньер, швейная машинка «Зингер». Папа заработал.

Швейная машинка была настоящим спасением для семьи. На ней Зинаида Дмитриевна обшивала детей. Сама кроила и даже умело украшала платья девочек вышивкой. На себя времени не хватало, но для нее платья шила младшая сестра Анна Дмитриевна. А муж покупал себе костюмы в магазине. И это был особый ритуал: он внимательно рассматривал предлагаемые вещи, оценивал, примерял, обходил несколько магазинов в поисках лучшего, а потом только принимал решение о покупке. У Зинаиды Дмитриевны терпения на походы мужа в магазин не хватало. И она посылала с отцом дочь Галину.

– Папа с большой любовью относился к нам и маме, – вспоминает Галина Николаевна. – Он не обременял маму заботой о нем. Сам за собой ухаживал: гладил свой костюм, чистил обувь и, когда позволяло время, готовил вкусные супы. По характеру папа был большой дипломат. Грамотный. Всегда спокойный, общительный, рассудительный и очень терпеливый. Никогда голос не повышал. Мама любила настоять на своем. И папа ей уступал, шел навстречу, но когда требовалось принимать принципиальное решение – он это делал. Если мама на нас ворчала, он вступался и говорил: «Зин, да хватит тебе...» Это было удивительное соединение двух разных характеров в одно целое.

Секрет долголетия

По словам Галины Николаевны, истоки долголетия ее мамы – Зинаиды Дмитриевны – в умении принимать жизнь такой, какой дает Господь, радоваться каждому новому дню и благодарить Бога за каждый прожитый.

– Мамина мама – моя бабушка – была глубоко верующей, она постоянно ходила в храм, пока его не разрушили в войну, читала Псалтирь по покойникам, – говорит Галина Николаевна. – Бабушка привела своих детей к вере. Моя мама читает Евангелие и Псалтирь, знает много молитв наизусть и всегда молится.

Здоровье Зинаиду Дмитриевну никогда не подводило, и больничные листы она не брала. По ее словам, она была в больнице, когда детей рожала и когда аппендицит удаляли, и все – других поводов для госпитализации и лечения у нее не было. Сейчас иногда жалуется на боли в коленке. Дочка ее успокаивает: «Мама, а ты хочешь, чтобы нигде никогда и не кольнуло?»

Зинаида Дмитриевна не привыкла сидеть сложа руки. Она всегда находит для себя посильную работу. В летний период, по словам дочери, немалую нагрузку по консервированию фруктов и овощей берет на себя.

– Пока я на огороде, мама овощи с фруктами и зелень вымоет, разложит по банкам, так что мне остается приготовить сироп или маринад, залить да крышки закрутить. Но последний год уставать стала...

Еще бабушка любит смотреть по телевизору интересные передачи и, конечно, свежие новости. На прощание мы спросили у Зинаиды Дмитриевны, в какое время ей особенно нравилось жить. Она, не задумываясь, ответила:

– При нашем президенте Путине. Мы очень хорошо живем, все у нас есть. Благодарю Бога за Владимира Владимировича, очень я люблю его. Как же он заботится о России. Врагов у нас много, а он не боится никого. Я всегда только за Путина!

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.