Как правильно выбрать велосипед
РИА «Воронеж» выяснило, на каких велосипедах предпочитают кататься воронежцы.
Софья Успенская, 24 июля 2013, 19:52
Совместный проект
Велосипед я хотела давно. Вот прямо с тех пор, как у меня был темно-красный «Таир», который большую часть времени стоял у папы в гараже, и вытаскивали мне его оттуда раза три за несколько лет – почему-то это была очень сложная процедура. С тех пор велосипед казался мне какой-то вечно далекой мечтой – то для него не хватало квартиры с прихожей побольше, то компании, чтобы кататься, то денег, то времени, то чего угодно еще. Моя история типична. Как минимум у нескольких моих друзей ровно такие же отговорки. Еще у нескольких есть велосипеды, которые живут на балконах и выезжают оттуда примерно пару раз за лето.
Тем временем в Воронеже появляется все больше людей, которые не хранят велосипеды и не мечтают о них, а куда-то едут, пристегивают их к новым велопарковкам и участвуют в велопарадах и покатушках. Как они делают это? И почему им не мешают ни узкие коридоры, ни дороги, ни дураки? И как, наконец, сесть на велосипед и поехать по Воронежу, наплевав на все пробки? Чтобы выяснить это и дать волшебный пинок тем, кто, как и я, никак не сядет в седло, мы решили запустить это проект - совместно с движением «Веловоронеж».
– Для перемещения по Воронежу велосипед - вещь архиполезная, особенно если нет необходимости часто ездить с левого берега на правый (очень уж долгий и муторный подъем в горку от любого из мостов). Передвигаться гораздо удобнее, чем на маршрутках, пробок для тебя практически не существует, давки и духоты в общественном транспорте – тоже, и вечером не приходится ждать маршрутку. Средняя скорость выходит примерно как у ПАЗика. Немного неудобно, правда, то, что для вела по правилам запрещен поворот налево. Мы с мужем ездим на велах уже четвертый год, причем и на работу, и по делам, и просто погулять, Евгения Бойко, веловоронежецНачнем с начала. Что делать, если ваш «Таир» давно заржавел в папином гараже, а от выбора в спортивных магазинах разбегаются глаза? Чем отличаются все эти «горные», «круизеры» и «гибриды» друг от друга? Какой нужен именно мне? Слушаем специалиста.
– При подборе велосипеда существуют некоторые нюансы, которые помогут вам в дальнейшем получать максимальное удовольствие от катания. Большинство людей, которые собрались приобрести велосипед, не знают, как правильно и по каким критериям его выбирать, зачастую руководствуясь лишь ценой. Первое и самое важное, что нужно сделать при выборе велосипеда – определиться, для каких условий и целей вы его приобретаете. Все современные велосипеды условно можно разделить по назначению на следующие группы: горные, шоссейные, гибриды, городские и трюковые, Игорь, менеджер магазина SportivГорный велосипед (также маунтинбайк, МТБ)
Практически всегда имеет диаметр колеса 26", более широкие, чем у остальных велосипедов, покрышки и уменьшенный относительно гибрида и шоссейника размер рамы. Рама у МТБ многократно усилена и имеет трубы большего сечения, чем у остальных. Маунтинбайк в зависимости от модели предназначен как для скоростного катания по пересеченной местности, так и для спуска с гор в экстремальных погодных условиях, среди камней и глубокой грязи.
Гибрид
Гибрид - велосипед, который внешне сочетает в себе особенности горного и шоссейного велосипеда. Гибрид имеет колесо 28”, покрышка и обод у него уже, чем у горного, но шире, чем у шоссейника. Рама по размеру похожа на шоссейную, а по форме – на раму горного велосипеда. Гибрид предназначен для поездок как по грунтовой дороге, так и по шоссе.
Городской велосипед
Это в первую очередь средство передвижения, а не спортивный снаряд. В Европе к таким велосипедам уже давно относятся как одному из видов транспорта, а не как к экзотике. Высокий, широкий и сильно загнутый кверху руль, широкое седло – все это направлено на обеспечение вертикального положения при катании, которое, как известно, является самым комфортным.
Специализированные и Трюковые велосипеды
К группе трюковых отнесем условно разновидность горных велосипедов - триальные, и ВМХ (Bike Motо Xtreme).
Триальные предназначены для преодоления препятствий в горах и в городе при помощи прыжков и различных специфических движений. Триальные велосипеды бывают двух видов – stock (с диаметром колеса 26"), и mod (с диаметром колеса 20”). Stock дает возможность прыгнуть выше и дальше, более технично и зрелищно, mod - более маневренный.
ВМХ – велосипед с многократно усиленной рамой, часто изготавливаемой из алюминиевых сплавов или из стали. ВМХ имеет колеса диаметром 20” с очень большим количеством спиц (до 48) для наибольшей прочности. Также ВМХ может иметь выступы по бокам от оси втулок, называемые пегами, они несут вспомогательные функции при выполнении различных трюков. ВМХ не имеет амортизаторов.
Шоссейный велосипед
Это легкий и скоростной велосипед, предназначенный для езды по гладкой поверхности (асфальту или специальному покрытию). Гоночный шоссейный велосипед предназначен для езды исключительно по гладкой поверхности.
Следующий этап подбора – выбор ростовки и навесного оборудования. Рассмотрим процесс выбора на примере наиболее популярного велосипеда - горного.
Современные велосипеды изготавливаются в основном из следующих материалов: алюминиевые сплавы и сталь. Титановые и скандиевые сплавы, карбон используются реже и в основном при производстве спортивных моделей. Использование при производстве рам технологических новшеств и дорогих материалов преследует в основном следующие цели: максимально уменьшить вес рамы и обеспечить наибольшую прочность. Поэтому, если вы не профессиональный спортсмен и не собираетесь применять экстремальные нагрузки на ваш велосипед, вам не имеет практического смысла покупать рамы из карбона, скандия и других «космических» материалов.
Подбор рамы: человек становится над рамой, держась руками за руль и не садясь в седло. Между верхом рамы (ближнем к рулевой колонке крае) и промежностью должно оставаться расстояние не менее чем 5-8 см. Это важный критерий при подборе горного велосипеда, так как если рама будет слишком низка, то велосипед будет иметь меньшую накатистость и может причинять неудобство из-за сильно согнутого положения тела. Если рама высока, то при резкой остановке человек, случайно слетев с седла на раму, может об нее удариться. Если же выбирать из двух зол меньшее, лучше подобрать низкую раму, нежели слишком большую. Но если человек хочет просто спокойно кататься по дорогам и паркам, то рама может быть и «впритык».
Навесное оборудование, установленное на велосипеде, во многом определяет его цену. Основные производители навески - японские фирмы Shimano и Sram. Следует отметить, что все ведущие производители велосипедов комплектуют свою продукцию навеской именно этих фирм, и если вы видите на велосипеде навеску других производителей – это серьезный повод усомниться в качестве велосипеда в целом.
Навеска (включает в себя: втулки, каретку, систему (передние звёзды с шатунами), манетки (переключатели на руле), передний и задний переключатели, тормоза. )подразделяется на следующие классы: туристический (Tourney, Altus, Ascera), экспертный (Alivio, Deore) и спортивный (LX, XT, XTR).
– В Воронеже чаще всего покупают велосипеды «кросс-кантри» – это самый распространенный и максимально универсальный вид. Такие берут и мужчины, и женщины. Такой велосипед годится и для города, и для грунтовых дорожек. По моим ощущениям, их спрашивают в 80-90% случаев. На все остальные модели, включая круизеры и городские велосипеды, приходятся оставшиеся 10% запросов. Да и цены на них очень разные – начиная от трех тысяч за китайский ширпотреб до нескольких сотен тысяч. Тем, кто только собирается покупать велосипед, я бы советовал ориентироваться на сумму около 30 000 рублей: за эти деньги вы в любом случае получите хороший велосипед, а может даже и очень хороший, если повыбираете. Впрочем, и дешевый велосипед – тоже выбор. Я бы сравнил его с дешевой машиной: это не очень хорошо, ехать на ней неудобно, но все-таки она везет! Степан, менеджер магазина «Триал-спорт»Первое, с чем нужно определиться человеку, который желает приобрести велосипед, это зачем он ему и сколько он готов за него заплатить?
– Самая главная главная ошибка новичка — это покупка дешевых горных велосипедов. Многие обосновывают такое решение тем, что не собираются участвовать в гонках и ездить на стокилометровые расстояния, а хотят просто прокатиться по лесу в выходной день, потому не готовы отдавать больше 5–10 тысяч за велосипед. Но тогда зачем брать именно маунтинбайк? Купите обычный прогулочный велосипед с полулысой резиной, удобным креслом. Они недорогие, и будут во много раз надежнее, чем горный велосипед с компонентами низкого уровня. Низкого, потому что маунтинбайк с нормальным обвесом, который не рассыплется в первый же сезон — стоит от 15 тысяч рублей. Если же человек хочет именно горный велосипед, понимает, что покупает его для бездорожья, а не для асфальта, и готов приобрести его за 15-30 тысяч, то тогда перед ним останется лишь один вопрос: какая марка? Антон Чуев, велосипедистВот бренды, на которые стоит обратить внимание: Merida, Mongoose, Cube, GT, Norco, Kona, Corratec – у этих байков прекрасное качество исполнения, и все без проблем можно найти в Воронеже.
По мнению экпертов, велосипеды марок Stern, Stinger, TopGear, Forward стоит обходить стороной, так как они очень пытаются быть похожими на горные велосипеды, но таковыми не являются по ряду причин: вес рамы, качество сварки, особенности геометрии, качество навесного оборудование. Еще год назад в этом списке был и Stels, но начиная с 2013 года в серии Navigator 8xx у них стали выходить более-менее перевариваемые байки, хоть и тяжелые, как танки.
Если человек каким-то чудом добрался до идеи купить велосипед автомобильной марки (BMW, Ferarri, Audi и т. д.), то ему следует тут же выкинуть эти мысли из головы. Да, это неплохие автомобили, но купив велосипед одной этих марок, вы получите классную наклейку на железе посредственного качества, предупреждают эксперты.
Но, оказывается, купить велосипед – это только самое начало. Теперь-то и начинается самое интересное.
На что еще нужно потратиться после покупки велосипеда?
Шлем – 200-1900 руб.
Велосипедные очки от мошек, ветра и солнца – 300-1100 руб.
Флягодержатель для перевоза питьевой воды (бывает сразу с флягой, а может подойти и для стандартной бутылки) 99-250 руб.
Велозамок – 200-1300 руб.
Насос – на выбор от меленького ручного мини-насоса, который цепляется прямо к раме вместе с флягодержателем, до ножного насоса с мини-ремкомплектом – 99-750 руб.
Подножка, чтобы ставить велосипед – 250-900 руб.
Дождевик – от 400 рублей за самый простой до 1600 за «мажорскую» модель с отражателями
Набор велоодежды (велошорты, майка) – 1400-2500 руб.
Перчатки – 300-700 руб.
Крюки для хранения велосипеда – 139-300 руб.
Зеркало заднего вида – 275–400 руб.
Сумочка для инструментов – 150-600 руб.
Корзинка – 560-1500 руб.
Багажник – 1200 руб.
Освещение – 250-700 руб.
Велокомпьютер – 500-1700 руб.
Крылья на переднее и заднее колесо, чтобы не попадала грязь – 300-1000 руб.
Набор инструментов – 250-400 руб.
– Как правило, новички покупают вместе с велосипедом 4-5 позиций из этого списка в зависимости от модели велосипеда – например, на некоторых уже есть и крылья, и багажник, и корзинка. Кстати, шлем редко кто покупает сразу – обычно за ним возвращаются те, кто уже немного покатался и знает, что это штука необходимая, либо те, кто сразу нацелен на велоспорт, поездки на большие расстояния. Если же человек выезжает пару раз за лето прокатиться вокруг дома, то ему и шлем обычно ни к чему. То же и с велоодеждой,
Андрей, менеджер магазина «Декатлон»Читайте в ближайшее время на портале РИА «Воронеж» рассказы опытных веловоронежцев о том, как они выбирали свой велосипед и что получили в итоге.