Как покорить полис?
Большинство автовладельцев Воронежской области ездят по «липовым» полисам ОСАГО.
Леонид Шифрин, 23 июля 2013, 19:52
По оценке старшего госинспектора УГИБДД по Воронежской области Татьяны Сушковой, на территории области за первые пять месяцев нынешнего года на 20 процентов выросло число ДТП, причины которых связаны с техническим состоянием автомобилей. «И, скорее всего, эти цифры будут расти и дальше, пока в контроле за техническим состоянием транспорта не будет наведен должный порядок», - считает подполковник полиции Сушкова.
Сегодня с прохождением техосмотра складывается парадоксальная ситуация - игнорируя возможность пройти эту процедуру быстро и беспроблемно, немалая часть автовладельцев идет в обход закона, вовсе не предъявляя свое авто на станции техосмотра (СТО). А «липовые» диагностические карты, являющиеся основанием для покупки полиса ОСАГО, им продают страховые компании, которые и выписывают этот самый полис.
По оценке директора НП «Центр поддержки СТО Черноземья» Сергея Курицына, чье ведомство на территории Воронежской области объединяет 52 операторов техосмотра, владеющих 58 (21-на территории Воронежа) станциями техосмотра, на сегодняшний день на территории области насчитывается около 900 тысяч автомобилей.
– Большая часть СТО сейчас функционирует нормально – проверяет машины, выдает диагностические карты. Часть операторов пошла по другому пути – они работают в тандеме со страховыми компаниями. Сейчас наличие самой диагностической карты на дороге никто не проверяет – достаточно одного полиса ОСАГО. А его можно получить, только имея на руках эту самую диагностическую карту, вот некоторые операторы и страховые компании нашли выгодный для себя путь: не проводя техосмотра, они сами выписывают диагностическую карту, которая нужна им для того, чтобы легально выписать полис ОСАГО. По нашей оценке, около 40-45% автовладельцев в стране покупают ОСАГО именно так. Следствие – ежегодный рост ДТП из-за технического состояния автомобилей, Сергей Курицын, директор НП «Центр поддержки СТО Черноземья».Стоимость процедуры техосмотра на территории нашей области сегодня - 480 рублей, при отсутствии очередей на его прохождение. Но часто автолюбитель едет в страховую компанию, где ему с радостью выписывают за разные суммы (от 700 до 1500 рублей) фиктивную диагностическую карту, на основании которой он получает полис ОСАГО. Он есть, и все – больше автовладельца на дороге никто не проверит!
Парадокс, но в российских регионах сегодня нет ни одного органа, который уполномочен контролировать эту ситуацию.
Минэкономразвития выпустило проект изменений в законе о техосмотре, в котором наконец-то прописано, что субъект федерации получает полномочия не только по организации и проведению техосмотра, но и по контролю качества его проведения. Кстати, сегодня аккредитация операторов техосмотра происходит очень легко : соискатель отправляет документы- и все. Если они в порядке, обратно приходит аттестат аккредитации.
Но документы еще не показатель, что на СТО все на самом деле хорошо. У нас в области, например, четыре оператора успешно аккредитовались, не имея своего оборудования для техосмотра…
Корреспондент РИА «Воронеж» позвонил в одну из вполне уважаемых страховых компаний и спросил, можно ли приобрести полис ОСАГО и побыстрее.
– Можно! – ответил на другом конце провода приветливый женский голос. – Приезжайте.
– Но мне еще техосмотр проходить…
– Не проблема, пройдете у нас. Записывайте адрес.
– Где пройду, прямо в вашем кабинете?
– Приезжайте, решим проблему, приобретете у нас диагностическую карту, возьмем недорого, всего 900 рублей. И тут же купите у нас полис ОСАГО.
– Мне бы машину посмотреть, проверить…
– Ну, мужчина, решайте сами, что вам надо, сами же сказали, что хотите все сделать быстро.
Мы не утверждаем, что большая часть автовладельцев проверяют техническое состояние своих авто именно так. Корреспонденты РИА «Воронеж» побывали на одной из вполне благополучных СТО Воронежа.
Технический эксперт станции Андрей Парфенов показывает новое оборудование, позволяющее осматривать в день порядка 30-35 автомобилей.
– У нас все, как положено. Параметры проверки выводятся на монитор компьютера, если есть неисправность, она отражается в диагностической карте, и когда автовладелец устраняет ее, то, снова приезжая к нам, оплачивает только новую проверку именно этого узла или агрегата автомобиля. Примерно 20% всех автомобилей, приезжающих к нам, не проходят техосмотр с первого раза. Мне кажется, чтобы все автомобили проходили через СТО, надо просто внести в КОАП ответственность за непрохождение техосмотра, а в единую базу данных ГИБДД вносить машины, прошедшие инструментальный контроль. Тогда легче будет выявить тех, кто просто покупает диагностическую карту вместе с полисом ОСАГО, Андрей Парфенов, технический эксперт СТО.Автовладелец по имени Андрей, проходивший в этот день техосмотр своих «Жигулей», потратил на эту процедуру около часа , заплатил в кассу 480 рублей и загнал свою «Ласточку» на стенд.
– Все быстро, никаких очередей, как это было еще лет 7-10 тому назад, – заметил он,- зато теперь я точно знаю : машина исправна.
На тему покупки «липовых» полисов ОСАГО корреспондент РИА «Воронеж» пообщался с воронежским автоюристом Валерием Зориным.
– Думаю, для того, чтобы упорядочить эту ситуацию, нужно несколько громких судебных процессов с реальными приговорами страховым компаниям, продающим липовые диагностические карты и, соответственно, полиса ОСАГО. Можно сделать вообще по-другому – продавать их на СТО сразу после прохождения техосмотра, пусть там сидит 5-7 представителей разных страховых компаний, чтобы клиент мог выбрать. А сам процесс техосмотра можно снимать на видео и заносить его в базу данных ГИБДД. Тогда инспектор на дороге мог бы через ноутбук войти в эту базу данных и уточнить : действительно этот автомобиль проходил реальный техосмотр или нет.