Как это работает. Воронежские дети-инвалиды начали обучаться по новым правилам

Что поменялось для семей после вступления в силу областного закона.

Наталья Каплина, 13 декабря 2017, 15:48

Евгения Емельянова (из архива)

В Воронежской области живут более 6 тыс. детей-инвалидов и более 3 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). По данным проведенного в 2016 году исследования, половина родителей детей с ОВЗ хотели бы обучать их в общеобразовательных школах.

В октябре 2017 года законодательные акты Воронежской области привели в соответствие положениям федеральных законов «О социальной защите инвалидов» и «Об образовании». Изменения вступили в силу с 15 октября. Какие именно изменения предполагает областной закон №124-ОЗ – в материале РИА «Воронеж», подготовленном совместно с департаментом социальной защиты и департаментом образования, науки и молодежной политики области.

Для чего приняли изменения?

Одна из задач реформы образования в России, которая идет с 2013 года, – доступность образовательных учреждений для детей с ОВЗ. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» закреплены положения о совместном обучении и воспитании здоровых детей и детей с ОВЗ. То есть термина «необучаемый ребенок» не существует. Люди с инвалидностью имеют право на образование, и любого ребенка можно чему-то научить.

Теперь, после принятия областного закона, члены психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) не смогут говорить о невозможности обучения ребенка и будут рекомендовать ему индивидуальный образовательный план. Все без исключения дети будут включены в единую систему образования.

Фото – Евгения Емельянова (из архива)

Как будет проходить обучение ребенка с ОВЗ?

Обучение происходит за счет бюджетных средств. Образовательную программу и условия организации обучения и воспитания детей-инвалидов будут составлять медики и педагоги. Они учтут состояние здоровья, особенности психофизического развития и индивидуальные возможности ребенка-инвалида.

Некоторые дети в силу психофизического состояния не могут учиться в обычных школах, но посещают занятия в коррекционных группах и реабилитационных центрах. Дети, которые не в состоянии посещать вообще никакие учреждения, вынуждены учиться на дому. Родителям таких детей власти компенсируют затраты на обучение.

Какова компенсация на организацию обучения ребенка-инвалида на дому?

Родители детей-инвалидов, обучающихся по основным общеобразовательным программам на дому, ежемесячно получают 7,8 тыс. рублей на каждого ребенка. Это денежная компенсация затрат на организацию обучения.

В Воронежской области родители освобождены от сбора документов, подтверждающих фактические затраты на организацию обучения на дому. Такая практика существует не по всей стране. Например, в Калмыкии, Иркутской области и Приморском крае договоры, квитанции и чеки – необходимое условие для получения компенсации. В ряде регионов эта выплата вовсе отменена, так как учебники предоставляются в пользование бесплатно.

Что изменилось в плане выплаты компенсаций?

С 15 октября 2017 года родители детей с ОВЗ в Воронежской области продолжают получать компенсации, но порядок их оформления изменился. Теперь для получения компенсации нужно предоставить новую справку или новое заключение медорганизации о наличии заболевания, дающего право на обучение на дому, а также справку из общеобразовательного учреждения о зачислении на надомное обучение.

Что делается для того, чтобы все дети с ОВЗ могли учиться в школе?

С 2014 года власти Воронежской области реализуют проект, который обеспечит 100% доступ всех детей с ОВЗ к образованию. Проект «Создание региональной системы обеспечения равного доступа к образованию детей с ОВЗ с учетом разнообразия их образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (Особенный ребенок)» в апреле 2017 года представил руководитель департамента образования, науки и молодежной политики области Олег Мосолов.

Предполагается, что реализация проекта позволит к 2019 году создать условия, обеспечивающие равный доступ к образованию детей с ОВЗ с учетом разнообразия их образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Для этого в регионе сформируют систему комплексного сопровождения таких детей. В частности, планируется создать модель, которая включает систему комплексной межведомственной помощи семье, где воспитывается ребенок с ОВЗ. Основным звеном функционирования этой модели станет региональный Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Фото – Евгения Емельянова (из архива)

Контекст

Условия для получения детьми-инвалидами качественного образования сейчас создают в 18 образовательных организациях региона. Чтобы обеспечить безбарьерную среду, в 2017 году власти заключили четыре контракта на общую сумму 3,1 млн рублей. На эти деньги в школах установили пандусы и поручни, оборудовали санузлы, расширили дверные проемы, устранили перепады и стыки полов.

Кроме этого, облдепартамент образования в 2017 году заключил четыре контракта на общую сумму 1,1 млн рублей для закупки спецоборудования. Деньги пошли на коррекционно-развивающее и реабилитационное оборудование, программно-аппаратные комплексы для занятий детей-инвалидов и оборудование для сенсорной комнаты.

Также для повышения доступности приоритетных объектов и услуг для инвалидов в Воронежской области реализуется госпрограмма «Доступная среда» на 2011-2020 годы. Планируется, что к 2020 году количество школ, отвечающих условиям для инклюзивного образования, будет составлять 25% от общего числа общеобразовательных учреждений.

В 2017 году на базе Новоусманского многопрофильного техникума в Воронежской области создали организацию для поддержки инклюзивного профессионального образования инвалидов.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.