Известный саунд-дизайнер рассказал воронежцам, что делать, если ты «болен звуком»
Мастер-класс Василия Филатова прошел в рамках кинофестиваля «Новый горизонт».
Софья Успенская, 18 апреля 2013, 11:56
Вчера, в рамках кинофестиваля «Новый горизонт» в воронежском Доме молодежи прошел мастер-класс Василия Филатова - медиа-продюсера, саунд-дизайнера, композитора, звукорежиссера, основателя и директора компании «Toonbox Sound AV». Василий создал звуковое сопровождение более чем к полусотне полнометражных фильмов, в числе которых «День Д» Михаила Пореченкова и «Ирония Судьбы. Продолжение» Тимура Бекмакбетова. Сейчас Василий Филатов занимается производством рекламы, создает уникальные звуковые библиотеки для кино, Интернет- и ТВ-проектов и активно сотрудничает с ведущими мировыми студиями. В Воронеже он провел для всех желающих мастер-класс на тему «Звук в кино. Саунд-дизайн на рынке современных медиа» и рассказал, что такое звук, что делать, если ты «болен звуком», как начать и где учиться, если мечтаешь о работе звукорежиссера.
Что же такое – этот саунд-дизайн, о котором вы говорите? Каким образом понятие «саунд-дизайн» соотносится с более традиционными, знакомыми нам терминами – звукорежиссура, например?
– Саунд-дизайн – это часть звукорежиссуры в целом. Вообще звукорежиссер в России – это и швец, и жнец, и на дуде игрец, он объединяет в себе очень много профессий. На Западе деление более дробное, и саунд-дизайн – это создание спецэффектов. А если говорить про формат обучения нашего факультета, который я сейчас создал, то это будет обучение и звукорежиссуре, и саунд-дизайну с упором на саунд-дизайн.
Это безумно интересная работа, и лично для меня она дает возможность реализовать детские желания. Я с детства слушаю окружающий мир. И это не находило реализации еще пять лет назад, потому что пять лет назад я занимался кинопроизводством, а сейчас я могу создавать какие-то фантастически интересные звуковые миры, и это приносит не только творческое удовлетворение, но и финансовое благополучие.
– Вы ездите по разным городам с лекциями, и на многих из них вам приходится выступать перед мало подготовленной аудиторией. Что можно успеть донести до слушателей за час?
– Очень важно рассказать всем, что звук есть, и что звук играет важную роль в любом современном медиа-контенте, будь то короткометражное кино, компьютерные игры или видео-инсталляции. Это самая важная мысль. Конечно, лекции у меня бывают не только для широкой аудитории, бывают и узкоспециализированные, для профессионалов. Но на таких лекциях, как здесь, я стараюсь сделать такой обзор, чтобы рассказать просто про звук, из чего он состоит.
– Что можно сделать человеку, который решил для себя заниматься звуком? Пойти куда-то учиться или пытаться работать со звуком самому?
– Я бы не стал делать акцент на классической образовательной системе. К сожалению, конкуренции на рынке она не выдерживает. Я знаю очень много дипломированных специалистов, которые на практике не могут сделать элементарной склейки и не могут быстро работать в монтажных программах. Конечно же, нужно самообразовываться в любом случае. Я думаю, что хороший выбор – устроиться в какую-то хорошую студию. И конечно очень важно для звукорежиссера исследовать окружающий мир, больше путешествовать, больше ходить, впечатляться разными звуками, как бы странно это ни звучало. А вот телевизор лучше не смотреть.
– А с чего стоит начать?
– Начать стоит с самообразования. В Интернете есть огромное количество курсов, и если вы их прошли, а желание заниматься звуком осталось, и эксперименты уже на другом уровне, то имеет смысл пойти получить образование. С сентября я открываю курсы именно потому, что Сейчас в России фактически нет профессиональных школ по саунд-дизайну, а в этом есть необходимость. Тенденция везде одна: старая школа умирает, новая пока только формируется. И классическое образование в любом случае проигрывает современному динамическому, оно как титан, который с трудом передвигается в современном пространстве, а мир меняется каждый день.
– Что нужно в материальном плане чтобы попробовать что-то делать. Озвучивать ролики?
– Все очень просто. Для того, чтобы начать заниматься звуком, нужно огромное желание и компьютер. В Интернете есть огромное количество бесплатнных программ, и по сути, и самообразование, и первоначальное портфолио можно создать с нуля. С этим портфолио можно прийти в вуз, и, насколько я знаю, у нас будет несколько бесплатных мест в нашей школе, поэтому любой человек может прийти к нам и сказать: «Я болею звуком, я хочу быть звукорежиссером, я вижу это в себе, я хочу учиться у вас».
– Сказать так может любой, а как вы определите настоящего звуковика?
– Первостепенное значение имеет не корочка, не аттестат, а собственное портфолио. В первую очередь я смотрю на идеи, которые есть у человека. Если человек может показать свою идею, то обучить техническим моментам его можно. Если у него стандартные ходы, если он пропускает информацию через себя и проецирует без обработки внутри, то конечно же не имеет смысла обучать такого человека. Он так и останется прозрачным. Если у него есть собственный мир – а это очень важно – с ним можно работать.