Известный испанский гитарист Хосе Мария Гальярдо дель Рей сыграет для воронежцев по раритетным нотам
Маэстро исполнит «Аранхуэсский концерт» для гитары, ставший для него судьбоносным.
Наталья Трубчанинова, 6 июня 2014, 17:57
Сегодня, 6 июня, в музыкальной программе Платфеста состоится дебют нового инструмента – классической гитары. Всемирно известный испанский гитарист, композитор и дирижер Хосе Мария Гальярдо дель Рей вместе с Воронежским молодежным симфоническим оркестром исполнит со сцены филармонии как классические произведения, так и несколько опусов собственного сочинения.
Также маэстро обещает сыграть одно из самых популярных и узнаваемых сочинений для гитары – «Аранхуэсский концерт» Хоакина Родриго. Его средняя часть – адажио, где использован мотив андалузского песнопения Страстной седмицы, получила широкую известность благодаря джазовым аранжировкам Майлза Дэвиса и Чика Кориа и вокальным версиям Хосе Каррераса и Демиса Руссоса.
Интересно, что «Аранхуэсский концерт» страстный испанец будет играть по самым первым своим нотам, которые ему достались 47 лет назад.
– Мне было 7 лет тогда, к нам в гости на Рождество приехал мой дядя Хосе Мария. Он подарил мне маленькую гитару и партитуру «Аранхуэсского концерта». Именно на той гитаре и по той партитуре я начал обучаться музыке. Наверное, дядя предвидел, что я буду играть музыку всю свою жизнь. До сих пор вожу эти ноты с собой и совершенно искренне считаю, что это великое произведение стало для меня судьбоносным, – признался корреспонденту РИА «Воронеж» Хосе Мария Гальярдо дель Рей.
Кстати, в нашем городе прославленный гитарист выступает не впервые. Артист рассказал, как несколько лет назад участвовал в Международном гитарном фестивале, который проходил в Воронеже. И там он познакомился с юной конкурсанткой Ириной Куликовой. Девочка так завораживающе играла, что сразила маэстро наповал.
– Я был просто потрясен ее талантом, и даже не сразу обратил внимание на гитару. А инструмент, по правде говоря, был очень плохой. Год спустя, когда мы снова встретились, я подарил ей настоящую испанскую гитару. На ней она продолжила обучаться. Знаю, что ваша Ирина сделала блестящую карьеру, сейчас она живет в Голландии, и в следующем году будет записывать собрание моих гитарных сочинений.
Знаменитый гитарный виртуоз Виктор Зинчук, как известно, застраховал руки на полмиллиона долларов. Мы поинтересовались у Гальярдо дель Рея, как он бережет свои пальцы.
– Хоть с Зинчуком я и не знаком, но у меня тоже страховка есть – не только на кисти, а на все руки, – ответил музыкант. Правда, на какую сумму они застрахованы, сказать постеснялся.
– Несколько лет назад у вас был большой тур по России и Белоруссии, какие впечатления остались от публики?
– Мне кажется, внимание к испанской гитарной музыке в этой части мира огромное. Мы, испанцы, и вы, русские, вообще разделяем одну и ту же страсть к музыке. Но если говорить о гитарных исполнителях, в российском музыкальном обществе статус гитары недостаточно высок. В вашей стране консерваторское образование получают больше по классу скрипки и фортепиано. Я, кстати, большой поклонник русских композиторов. Рахманинов, Прокофьев – очень часто их слушаю. То же самое касается и русской литературы, живописи.
– Какие русские произведения нравятся?
– Нравятся рассказы Чехова, «Анну Каренину» Толстого несколько раз перечитывал. У меня есть друзья-поэты в Мадриде, мы часто встречаемся и разговариваем как раз о русской литературе.
– А Платонова, в честь которого проходит данный фестиваль, читали?
– Я слышал о нем, знаю, что у него много драматических произведений, но никогда не сталкивался с Платоновым, как читатель. Обещаю к следующему приезду прочитать.
– Проводятся ли у вас в Испании фестивали, подобные Платоновскому, где бы жители провинции знакомились с культурой мировых исполнителей, театров, изобразительного искусства?
– Я восхищаюсь многообразием концепции Платоновского фестиваля! Очень интересно под одной крышей объединить несколько направлений в искусстве: театр, музыку, хореографию, литературу. И здорово, что у жителей Воронежа есть возможность познакомиться с людьми из разных уголков мира. Для меня большая честь быть участником столь масштабного проекта, я очень рад, что меня пригласили. В Испании есть 4-5 фестивалей, которые немножко похожи на Платоновский. Но там превалирует театральное направление, музыка и другие искусства представлены меньше.
– Вы впервые вышли на большую сцену в 9 лет. А кто привил вам любовь к музыке?
– Мне очень повезло, потому что у меня была прекрасная атмосфера в семье, мои родители очень любили музыку. Плюс мне повезло с учителями, которые помогли мне стать на этот путь. Среди них – Тереза Берганса (знаменитая испанская оперная певица, - прим. РИА «Воронеж»), я называл ее своей музыкальной мамой.
– Сколько гитар в вашей коллекции, какая самая любимая?
– У меня около 15 гитар, самая дорогая стоит где-то 30 тысяч евро. А самая любимая – американская, я на ней сейчас играю. Никогда не думал, что смогу изменить испанской гитаре с американской. Но когда в прошлом году в Нью-Йорке увидел ее, сразу влюбился. В Воронеж я привез как раз свою любимицу.
– Откуда черпаете вдохновение?
– Думаю, фламенко меня вдохновляет. Я ведь из Севильи – родины фламенко, у нас оно везде звучит. Эти ритмы когда-то соблазнили меня, и я стал выражать свои чувства к фламенко через музыку. А вообще, я люблю говорить, что мой разум принадлежит классической музыке, а душа – фламенко. Сочетание фламенко и классической гитары как раз и формирует то, что я называю испанской гитарой.
– Сколько часов день вы репетируете, и как соседи реагируют на вашу игру, устраивают овации?
– В этом плане мне повезло: я живу в частном доме, поэтому соседи далеко. Так что, своей игрой я никому не мешаю. (Смеется.). У меня еще собственная звукозаписывающая студия есть, там очень хорошая звукоизоляция. А репетирую я по-разному: от 4 до 6 часов в день. Иногда могу вообще несколько дней не приближаться к инструменту. А бывает, так заиграюсь, что напрочь забываю про обед и отдых!