Израильский театр показал в Воронеже балет-головокружение
Спектакль «Vertigo 20» воронежские зрители увидели первыми в России.
Софья Успенская, 9 июня 2015, 14:10
Израильская «Вертиго Дэнс Компани» представила в Воронеже свой новый балет «Vertigo 20». Спектакль, показанный на сцене Театра оперы и балета 8 июня, стал российской премьерой.
«Вертиго Дэнс Компани» – это уже третья танцевальная компания, приехавшая на Платоновский фестиваль при поддержке посольства государства Израиль. И хотя хореограф Ноа Вертайм, как и до этого хореографы Охад Наарин и Авшалом Поллак говорит о своей собственной танцевальной школе («Я живу в деревне и не знаю, что там в остальном мире существует», - заявила Ноа, отвечая на вопрос о хореографах-вдохновителях), во всех постановках есть нечто общее: великолепная техника танцоров, основанная на самых разных видах физической подготовки, и мощные мультикультурные этнические корни. В этом смысле «Вертиго» стал для многих воронежцев ожидаемым событием и ожидания оправдал.
Представление открыл 15-минутный отрывок из спектакля «Мана».
– Этому слову много лет, оно из зороастрийской веры, и оно значит «вместилище света», – рассказала перед спектаклем хореограф Ноа Вертайм. – И для меня вместилище света – это тело, оно очерчено границами, и я хочу понять, как я могу двигаться изнутри. Тело – это бесконечный источник вдохновения, дополнительный не нужен.
Спектакль «Vertigo 20» труппа поставила к 20-летию «Вертиго Дэнс Компани», в нем переплетаются элементы всех созданных ранее произведений компании. Само название Vertigo означает головокружение, а точнее состояние потери контроля над равновесием и пространством. По словам Ноа Вертайм, это название принес сооснователь компании Ади Шаалом, летчик израильских ВВС (состояние вертиго возникает в момент взлета), и оно очень хорошо отражает и идею, и хореографическую технику, которую стали развивать Ноа и Ади.
– Современный танец обычно не содержит простой сюжетной истории, и я в этом спектакле пользуюсь символами – это тема празднования и символы, с ней связанные, – рассказала Ноа Вертайм. – Может быть, вы не поймете историю напрямую, ее как таковой нет, в современном искусстве все постигается не столько мозгом, сколько зоной интуиции, скорее подсознанием, чем сознанием.
Тем не менее некоторые образы спектакля вполне узнаваемы: человек с шариками как символ празднования дня рождения, пара, изображающая свадьбу. День рождения получается не столько праздничным, сколько грустновато-ироничным, наполненным мыслями и вопросами, которые вместе с важными датами приходят в голову большинству людей.
– Весь спектакль мы задаем вопрос – что определено нами, а что решается за нас. Весь спектакль вы видите сиденья, которые возвышаются над сценой и на которых артисты оказываются в таком подвешенном состоянии между землей и небом. Для меня это вопрос, принимаю ли я решение или оно предопределено, я делаю выбор или он уже написан? В Ветхом завете, в Торе, всегда есть вопрос, насколько предписан наш путь или мы делаем самостоятельные шаги. Я пытаюсь спросить, что мы можем изменить - в личной жизни, в стране, и перевожу это на язык танца. В начале движения танцоров напоминают кукол – это несамостоятельные решения, чья-то воля. Но по ходу спектакля они все больше освобождаются.
В том, как танцоры показывают это освобождение, уже видна школа «Вертиго Дэнс Компани»: Ноа Вертайм очень много времени уделяет «гравитации» и во многих сценах кажется, что актеры буквально летают над сценой или двигаются в невесомости.
–Конечно, история танца на меня влияла, но в какой-то момент я оставила все и начала строить свой собственный язык, – рассказала Ноа. – Я все еще верю в балет, он входит в число основных техник, которые изучают наши танцоры, но помимо этого есть освобождение, есть контактная импровизация. В балете все очень стабильно, а перемещение веса – это другой вопрос, это мы берем от системы боевых искусств и восточных практик. У меня своя система отбора танцоров в труппу – два простых критерия. Во-первых, я смотрю на технику, а во-вторых, я должна влюбиться в танцора – это очень важно. Тело ты можешь подправить, а душу нет.