Из жителей – только кот Тихон. Зачем супруги Мышинские восстанавливают дом в опустевшем воронежском поселке
Любовь и Владимир хотят сохранить для потомков память о населенном пункте
Екатерина Колохова, 6 августа, 16:45
Любовь Мышинская живет в поселке Участок №12 Таловского района, но родилась она на 15 Шанинском участке. Он еще числится в списке поселков района, но там уже несколько лет никто не живет. Чтобы сохранить для потомков память о населенном пункте, женщина с супругом решили облагородить один из немногих уцелевших там домов.
Ностальгия
История Шанинского поселения начинается в дореволюционной России в 1906 году, когда на землях, прилегающих к железной дороге перегона Таловая – Абрамовка, возникло 40 отрубных участков. Первыми жителями новых поселков стали переселенцы из Новой Чиглы и Александровки.
Дом, который взялась обустраивать семья Мышинских, появился как раз в те времена. Он не очень большой, немного реконструированный обычный пятистенок с низким потолком.
– Когда мы поженились с Володей, одно время жили в соседнем доме, – сказала Любовь Мышинская. – Потом в 1989 году мы переехали на Участок №12, чтобы детей в школу было удобнее водить.
Вернулась семья на Участок №15 спустя 30 лет, в 2019-м, когда последний дом в поселке опустел.
– Мы часто бываем здесь проездом, и, как вижу родные места, так ностальгия берет, – продолжила Любовь Петровна. – Вот и предложила супругу купить уцелевший домик и по силам его восстановить. Владелец жилища, узнав, для чего нужна постройка, согласился бесплатно его отдать, ведь все равно пропадет от времени без хозяина.
Обустройство
Работа закипела. Любовь и Владимир первым делом вычистили мусор, спилили поросли вокруг, вставили стекла в оконные рамы. Все работы по благоустройству дома и прилегающей территории супруги делают самостоятельно. Они починили протекающую крышу, обшили стены утеплителем, покрасили фасад, построили порог с небольшим навесом, соорудили что-то вроде беседки: поставили лавочку и стол под окнами, над ними сделали крышу.
– Стараемся потихоньку сделать наш домик краше, – говорит Любовь Мышинская. – Конечно, материально вкладываемся по мере возможности, сами понимаете, пенсионеры сильно не шикуют.
Около дома женщина сделала клумбы и высадила цветы. Вдруг мы услышали шорох и обернулись посмотреть, кто это пробирается сквозь заросли с соседнего участка.
– А вот и хозяин дома, кот Тихон, – пошутил Владимир Мышинский. – Он приблудился к нам уже давно, подкармливаем его регулярно. А в двери сделали прорезь, чтобы мог зайти погреться в холода.
Экскурсия
Корреспондента РИА «Воронеж» пригласили посмотреть убранство дома изнутри. В первой комнате супруги утеплили стены, поставили небольшую газовую плиту, чтобы можно было чайник вскипятить.
– Здесь, конечно, уже нет ни света, ни воды, – продолжила Любовь Петровна. – Питьевую привозим из дома, а техническую можно из пруда набрать.
Во второй комнате стоит русская печка с теплой лежанкой.
– Мы побелили стены, потолок, прочистили дымоход. Кстати, печка до сих пор работает. Тут можно даже зимой отдыхать, не замерзнешь, – сказала Любовь Мышинская.
На стенах в комнате висят календари. По ним можно отследить, сколько лет здесь обитают Мышинские. По их словам, они обязательно каждый год вешают новый численник: и красиво, и в хозяйстве пригодится. Здесь же имеется старая кровать с металлической сеткой. Она аккуратно застелена, а на покрывале сушатся травы и ветки деревьев для банных веников.
– А вот, познакомьтесь, хозяйка дома, кукла Маня, – показала на игрушку наша собеседница. – Мы нашли ее здесь неподалеку, отмыли и оставили тут. Вообще мы все вещи, которые были на участке, по возможности привели в порядок, теперь это что-то вроде музея.
Экспонаты
Среди самобытных экспонатов мы заметили советский чемодан, в нем даже сохранились некоторые вещи прежнего хозяина. Любовь Петровна достала из-под кровати еще один. Он выглядел немного свежее, весь декорирован разноцветными картинками-открытками.
– А вот эту прялку привезли узнавшие о нашем увлечении знакомые, – продемонстрировал станок Владимир Мышинский. – Нам часто передают старинные вещи, которые выкинуть рука не поднимается, а хранить негде. Среди находок имеется фотоальбом с черно-белыми снимками. Супруги предполагают, что он принадлежит последнему жильцу этого дома Виктору Степанову. Среди снимков Мышинские находят общих знакомых, вспоминают о жизни в селе. А недавно одна из знакомых передала Любови и Владимиру на хранение большую стопку различных заметок из газеты «Заря» (входит в холдинг РИА «Воронеж»), в которых упоминаются Шанинские участки.
Мышинские стараются поддерживать связь со всеми выходцами из поселения.
– Сейчас многие разъехались. Есть, конечно, и те, что живет в районе, мы с ними стараемся видеться как можно чаще, – сказала наша собеседница. – Когда немного привели дом в порядок, стали всех приглашать к нам. Природа здесь замечательная, пруд напротив, такой чистый, что заходишь в воду и ноги видно.
И действительно, для отдыха уставшим людям – это очень удобное место. Природа вокруг выглядит нетронутой, сложно представить, что всего несколько десятков лет назад здесь кипела жизнь. Поселок насчитывал около 40 домов, были колхоз, клуб, магазин, птичник. А сейчас из постоянных жителей – только кот Тихон.
– В прошлом году мы организовали большую встречу жителей Шанинских поселков, – поделилась Любовь Мышинская. – Приехало около 20 человек. Посидели, вспомнили минувшие годы. Договорились чаще встречаться. Да и вы приезжайте, если будете в наших краях!