Из колонии – к рабочему месту: в Воронеже обсудили эффективность системы пробации
В текущем году начался второй этап внедрения государственной программы социальной помощи бывшим заключенным
Юлия Мостовая, 16 октября, 19:50
С 1 января 2025 года в России начался второй этап внедрения системы пробации – государственной программы социальной помощи бывшим заключенным. Теперь центры ресоциализации, которые должны помочь адаптироваться к жизни за пределами колонии, могут создавать некоммерческие и общественные объединения, в том числе религиозные. В связи с этим в Воронеже прошел круглый стол, посвященный роли общественных формирований в становлении и развитии института пробации в Воронежской области. Мероприятие в четверг, 16 октября, посетили корреспонденты РИА «Воронеж».
Закон о пробации был подписан Президентом в феврале 2023 года. С 1 января 2024 года он вступил в силу в части, касающейся исполнительной (для людей, чье наказание не предусматривает изоляции от общества) и пенитенциарной пробации (для осужденных, которые еще находятся в местах лишения свободы). Положения, которые затрагивают освободившихся граждан, начали действовать 1 января 2025 года. В законе говорится, что постпенитенциарная пробация должна обеспечить ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию. Региональные уголовно-исполнительные инспекции будут консультировать бывших заключенных по вопросам оформления документов, помогать им с трудоустройством, получением образования и медицинских услуг.
– Процесс обучения, лечения, получения навыков профессии традиционно производится в системе исполнения наказания. Но случалось так, что человек выходил на свободу и оказывался никому не нужным, даже получив образование или профессию. Почему? Во-первых, потому что человек судимый, он совершил преступление и не очень охотно он воспринимается обществом. Работодателей это отталкивало. Пробация как раз направлена на то, чтобы снять мнение о том, что бывший осужденный не может быть законопослушным. Во-вторых, органы власти теперь, как второй субъект пробации, обязаны содействовать трудоустройству, проживанию и другим аспектам процесса, если человек в этом нуждается, – рассказал первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты Российской Федерации по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Воронцов.
Пробация применяется только на добровольной основе. Чтобы попасть в программу, нужно подать заявление в уголовно-исполнительную инспекцию по месту проживания или пребывания. Решение о целесообразности оказания содействия принимает администрация учреждения в индивидуальном порядке.
– В этой индивидуальной программе освободившихся граждан отражаются все потребности. Когда человек освобождается, он обращается ко второму субъекту пробации – к органу власти. Мы понимаем, что у власти много задач, помимо пробации. И здесь подключаемся мы, общественники, которые занимаются этими вопросами, мы помогаем создать коммуникацию между системой исполнения наказаний, органами власти и вот этим человеком, который вышел. Наша задача – помочь выстроить эти коммуникации. И чтобы человек, действительно нуждающийся в поддержке, встал на путь исправления и больше преступлений не совершил. И конечная цель пробации – снижение рецидивных результатов, – сказал Александр Воронцов.
Директор департамента государственной политики в сфере уголовно-исполнительной системы Минюста России Владимир Шведов, в свою очередь, рассказал, что на конец прошлого года в отношении лиц, которые находятся в исправительных центрах и местах лишения свободы, было подготовлено чуть меньше 7 тыс. регулярных программ.
– Главная цель закона о пробации – снижение уровня повторной преступности. Мы на сегодня имеем уже центры пробации в 65 регионах и всего их 92. Самая главная проблема – это трудоустройство. У нас уже есть исправительный центр, есть предприниматели, которые готовы с этой категорией граждан работать. Шанс, что они будут трудоустроены, действительно очень высокий. Нередки случаи, когда осужденные заключают контракт с Минобороны, уходят на фронт и не знают про пробацию. Мы внесли изменения в соответствующий приказ, поэтому теперь граждане после увольнения с военной службы в течение шести месяцев могут обратиться в уголовно-исполнительную инспекцию и включиться в мероприятия пробации, если в этом нуждаются, – отметил Владимир Шведов.
В Воронежской области уже работают центры пробации. Они созданы на базе автономных некоммерческих организаций «Маяк» и «Приют Покров». Центры представляют собой социальные общежития, в которых смогут бесплатно проживать оказавшиеся в трудной жизненной ситуации лица, освободившиеся из мест лишения свободы, а также лица, имеющие судимость, не связанную с лишением свободы. Помимо получения временного места проживания, все нуждающиеся смогут обратиться в центры за прохождением профессиональных курсов, решением вопросов трудового и бытового устройства, а также восстановлением документов, психологической и медицинской помощью. Руководители центров также присутствовали на совещании и рассказали о своей работе.
– Я считаю, что первый шаг нашей страны, нашего государства в систему пробации – это принудительные работы. Нами построено шесть участков, функционирующих как исправительные центры (УФИЦ) на 734 места. Принудительные работы смогли показать работодателям, что наши бывшие заключенные или даже те, кто еще находятся в местах лишения свободы на принудительных работах, – это очень хорошие квалифицированные работники. И работодатели оценили такой персонал. За последние два года поступило много коммерческих предложений. Примеров масса, когда после отбывания принудительных работ и проживания в УФИЦе наши бывшие осужденные остаются работать на этом предприятии. Например, на одном заводе осталось 12 человек после освобождения, еще на одном предприятии – шесть. Бывали случаи, когда бывший осужденный женился на сотруднице компании, – отметил заместитель начальника УФСИН России по Воронежской области Владимир Муковнин.
Заместитель начальника объяснил, что в связи с принятием нового закона в ведомстве произошли структурные изменения. В УФСИН России по Воронежской области создан новый отдел из четырех сотрудников, занимающихся пробацией. Еще двадцать человек ФСИН России добавили в уголовно-исполнительную инспекцию для работы по вопросам исполнительной пробации. Одиннадцать специалистов теперь решают вопросы пенитенциарной пробации.
– Основным направлением, с которым осужденным нужно помочь, – это трудоустройство. Но есть парадокс. Например, одной компании требуется 1 тыс. сотрудников – а их нет. Численность осужденных, которые состоят на учете в УФСИН, сократилось в разы, по сравнению с тем, что было пять лет назад, – привел цифры Владимир Муковнин.
Заместитель министра труда и занятости населения Воронежской области Вячеслав Шамарин, в свою очередь, сообщил, что из зоны спецоперации уже вернулось более 2 тыс. воронежцев, из которых более 100 – бывшие заключенные.
– Мы работаем с этими гражданами проактивно. Мы не ждем, пока они обратятся в службу занятости, а предлагаем им соцподдержку сами. Из бывших заключенных, вернувшихся после службы домой, уже трудоустроено более 10 граждан. Эта работа продолжается на постоянной основе. Мы отслеживаем их дальнейшую трудовую деятельность. Есть примеры, когда люди создают семьи, закрепляются на предприятиях, заводят или усыновляют детишек, поэтому примеры очень позитивные, что мотивирует нас дальше продолжать эту работу. Ежегодно мы получаем порядка 400 уведомлений о предстоящем освобождении граждан из мест лишения свободы, которые обрабатываются нашими кадровыми центрами на территории всех муниципальных районов. В среднем около 60 осужденных, освободившихся граждан проходят процедуру пробации. Уровень трудоустройства составляет 73%. Мы предоставляем меры поддержки, такие как профессиональная ориентация, профессиональное обучение, психологическая поддержка. Каждому бывшему осужденному назначается персональный куратор. В наших ярмарках вакансий приняли участие более 600 осужденных, которые лично смогли задать интересующие вопросы работодателям. Сформирован перечень из 43 работодателей, которые рассматривают возможность обустройства данных категорий, – сказал Вячеслав Шамарин.
Заместитель министра труда и занятости населения Воронежской области также обозначил задачи для дальнейшей работы:
- увеличение количества работодателей, которые готовы к взаимодействию в рамках пробации различного уровня;
- организация медицинских комиссий, потому что, как правило, работодатели не берут без медкомиссии, а прохождение медкомиссии в период отбывания определенным образом затруднено;
- территориальная удаленность мест проживания граждан до возможных работодателей;
- участие осужденных в ярмарках вакансий в режиме ВКС.