Ивановский ситец и узбекские мотивы. Что покажет музей вышивки под Воронежем

В Дивногорье пройдут выставки по вышивкам, орнаментам и тканям.

Анастасия Сарма, 20 февраля 2016, 15:00

Евгений Ярцев

В Дивногорье в мае 2016 года откроется домашний музей вышивки. В чем разница между узбекскими и южнорусскими петухами и почему ивановский текстиль – это искусство, корреспонденту «РИА Воронеж» рассказала основательница музея, частный коллекционер Марина Чернобылова.

От исследователя до коллекционера

В коллекции Марины Чернобыловой насчитывается больше 200 традиционных вышивок. Многие из экспонатов выставляются в воронежских музеях и галереях. Богатство народного творчества женщина решила показывать в собственном доме, где откроется выставочное пространство.

– Не в сундуках же их хранить, – говорит коллекционер. – Хочется, чтобы народ, который приезжает на хутор, увидел эти работы. У людей к вышивке – огромный интерес. Когда они видят прорисованные художником кроки (наброски – РИА «Воронеж») и потом – выпущенную по ним на станке ткань, они начинают понимать, что создание ткани – художественный процесс.

 
 

Сама себя Марина называет хуторским жителем. На хутор Дивногорье приехала еще в студенческое время – писать диплом, в котором исследовала ботанику, флору и растительность заповедника. Потом была диссертация. Во многом благодаря научным открытиям Марины Чернобыловой создали природный заповедник Дивногорье. На этом точку в своем развитии не поставила – закончила Швейцарскую международную школу флористики и дизайна. С этого началось хобби – коллекционирование вышивок.

Сюзане, живопись и южнорусские петухи

Сама Марина Чернобылова не вышивает. Начало ее коллекции вышивки положили живописные работы «королевы гобелена» Нины Балагуровой.

– Когда я начала собирать ее живопись, обнаружила, что в 1960-начале 1970х годов она была главным художником Ивановского комбината. И все ситцы, которые носила наша страна, были созданы по эскизам Нины Балагуровой, – говорит Марина. – В прошлом году в музее Крамского была выставка «Mille fleur по-русски», два зала с ее работами – кроками, графикой, живописью и образцами тканей.

За работу с текстилем художница Нина Балагурова была удостоена Государственной премии имени Репина. Ткани, созданные по ее рисункам, выставлялись за рубежом. Из ее ситцев шилась одежда для международных модных показов.

Позже коллекция Марины Чернобыловой пополнилась вышивками и орнаментами. Среди них – южнорусская и народная узбекская вышивка – сюзане (ударение на последнем слоге – РИА «Воронеж»). Сюзане – это вышитый вручную декоративный текстиль, который изготавливают в основном в Таджикистане, Узбекистане и Иране. Восточные работы Марина покупает на текстильных аукционах. Кое-что привозят друзья.

– Сюзане включена в книгу узбекского народного достояния, – подчеркивает Марина Чернобылова. – Она имеет специфический шов - если вышивку резать, ее края не будут сыпаться. Это ручная, очень ценная вышивка. И все это – народное творчество.

Некоторые работы восточных мастериц можно увидеть на нынешней выставке «Флора и фауна Дивногорья», которая проходит в галерее Х.Л.А.М.. Кстати, особенной разницы между южнорусской и узбекской вышивкой неспециалист не заметит:

 
 

– Иногда очень сложно отличить, чьи это петушки, голубки и белочки – узбекские или южнорусские, – говорит Марина Чернобылова. – Разница и в орнаменте, и в самом наложении стежка, и в мотивах, и в цвете. Петушиная тема в Узбекистане распространенная – там устраивают петушиные бои. Для них это культовый персонаж. А у нас петушиная тема связана с домом, двором и хозяйством. Об отличительных чертах можно говорить до бесконечности. Петухов вышивали к благополучию и уюту в доме. Народные темы – одинаковые, что в Узбекистане, что в Греции, что у нас.

 
 

Считается, что сюзане возник в конце XVIII – начала XIX веков, но некоторые специалисты полагают, что они были  придуманы задолго до 18 века. Сюзане традиционно делали для невест как часть их приданого для жениха в день свадьбы.

Искусство без авторства

Авторства у большинства вышивок нет – все это народное творчество. Однако в коллекции Марины есть и шесть работ дивногорской вышивальщицы. Женщина, работы которой собрала коллекционер, дарила вышитые картины: кому на свадьбу, кому на новоселье, кому – на праздник. Все они разные.

 
 

– Вышивки традиционно были неизменной частью приданого девушки, объясняет Марина Чернобылова. – Раньше говорили: «У нее в доме, як у церкви». Ведь где еще деревенские люди могли увидеть роспись? Только в церкви. Расписать изнутри хаты не могли, но старались привнести ярких красок в свое жилье с помощью примитивного орнамента, нанесенного на ткань. Вышивками украшали иконостасы, кровати, мебель.

Самые старые работы в коллекции Марины Чернобыловой – эскизные крока, датирующиеся концом XIX века. Многие из них – в ветхом состоянии и требуют реставрации.

– Это не сами ткани, а прорисовки будущих тканей нашего ивановского комбината, – поясняет коллекционер. – Есть и старые ткани – поневы. Авторства этих работ нет. Это то, что создано народом. Кто вышивал голубков в 60-70-е годы? Искусницы. Сейчас они бы создавали модные коллекции Gucci и Armani.

Марина Чернобылова планирует и дальше расширять свою коллекцию вышивки.

– Если ты начал коллекционировать, остановиться уже просто невозможно, – признается она.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.