Историк Александр Энгельс в Воронеже: «Холокост – это не только еврейская история»

Воронеж присоединился к историческому проекту ООН.

Ольга Бренер, 23 октября 2015, 10:24

Михаил Кирьянов

Директор музея истории еврейского наследия и Холокоста на Поклонной горе (Москва) Александр Энгельс выступил перед воронежскими студентами, школьниками, учеными, краеведами с циклом лекций в рамках проекта ООН «Сохраняя память живой». В беседе с корреспондентом РИА «Воронеж» он пояснил, почему тема Холокоста актуальна для всего мира, Европы, России и даже отдельного города.

Масштаб: мир. «Самая важная часть истории – сторонние наблюдатели»

– Тему Холокоста надо рассматривать не как личную еврейскую трагедию, произошедшую семьдесят с лишним лет назад, – а как современную философскую тему. Это вовсе не еврейская, а общечеловеческая история, определяющая варианты выбора каждого человека и развития всей цивилизации. Холокост – это когда меньшинство в обществе подвергается гонению. Говорить о палачах здесь бесполезно, потому что палачи другими не станут. Говорить о жертвах следует ради увековечивания их памяти, но в мире принципиально ничего не изменится, потому что жертвы и их родственники имеют свое глубоко личностное осмысление трагедии.

 
Фото — Михаил Кирьянов

– Важно понимать, что во всей истории Холокоста участвовало три группы людей. Если бы были только две – палачи и жертвы, то Холокост бы не случился. Третья группа – все остальные люди, которые жили на оккупированной территории. Она самая многочисленная и самая важная в этой истории – сторонние наблюдатели или «байстендеры». Байстендеры всегда составляют основную часть человечества. Ведь фашисты не могли осуществить еврейский геноцид только собственными руками. Их было слишком мало для того, чтобы уничтожить такое количество людей. Сегодня или завтра современный человек окажется частью байстендеров. И он должен себя правильно позиционировать в этом положении, решить для себя, сможет ли не пойти на поводу большинства, решится ли помочь беззащитному человеку другой национальности, других взглядов или физических возможностей.

От позиции каждого, составляющих большинство, зависит, состоится ли преступление и сколько будет жертв,
Александр Энгельс

директор музея истории еврейского наследия и Холокоста на Поклонной горе (Москва)

– Осмысление трагедии отдельного народа – это всегда поиск путей сохранения всего мира. Ведь угрозой цивилизации являются не истребители и лазерные ракеты, а философия ненависти. Память о Холокосте должна научить людей оставаться восприимчивой личностью в толпе. Толпа – это рычаг тоталитарного государства. Оно озабочено генерированием толпы гораздо сильнее, чем производством военной промышленности. Тоталитаризм держится на толпе и на образе врага.

Масштаб: Европа. «Чувство вины привело к переизбытку толерантности»

– Пособники нацистов по уничтожению евреев оказались почти во всех странах на оккупированных территориях. Есть одно-два исключения. Многим известно о легендарной истории короля оккупированной Дании, который был готов пришить на свой мундир желтую звезду и тем самым показать фюреру, что датские евреи – в первую очередь - датчане. Но почти никому не известна государственная позиция Финляндии – союзника фашистской Германии. Именно в Финляндии были применены самые решительные действия, чтобы ни один еврей этой страны не пострадал. Маннергейм лично отстоял своих евреев – финских граждан, и Гитлер ничего не смог с этим поделать. Мне известно только о восьми евреях, погибших в Финляндии.

 
Фото — Михаил Кирьянов

– Я не согласен с вашим тезисом, что Европа умерла в Освенциме. Что, мол, сдав 6 млн миролюбивых созидающих евреев, она в итоге получила 20 млн ожесточенных мусульман. И вообще здесь не должно быть такого поучительного бухгалтерского подсчета, сведения «дебета с кредитом». Потому что нет никакой прямой связи между гибелью одного народа в 30-40-х годах прошлого века и наплыве беженцев сегодня. Это разные и драматичные стадии развития европейской цивилизации.

Связь прослеживается разве что так: чувство вины европейцев привело их к переизбытку толерантности, которым в свою очередь воспользовалась неразвитая и бедствующая часть азиатского мира. Ведь беженцы не хлынули в Россию. Они спекулируют сейчас на толерантности Европы,
Александр Энгельс

историк

Масштаб: Россия. «Таким преступлениям нет забвения»

– Неправильно говорить о евреях как о жертвах войны. В нашем музее большая экспозиция посвящена евреям – солдатам и офицерам Красной Армии. С войны не вернулась половина. Условно это можно проследить по семейным судьбам. Например, мой отец с Великой Отечественной войны вернулся, а его родной брат погиб. Но это «солдатская статистика» нашей страны. А среди мирного населения на оккупированных территориях примерно 90% евреев фашисты успели перебить.

 
Фото — Михаил Кирьянов – Никогда прежде советские и российские власти не уделяли столько внимания теме Холокоста, как сейчас. Эта тема вошла в вопросы ЕГЭ. 27 января 2015 года, в день 70-й годовщины освобождения советскими войсками узников концентрационного лагеря Освенцим, Владимир Путин посетил Еврейский музей и центр толерантности в Москве. Президент отметил, что таким преступлениям, как Холокост, не может быть срока давности, им нет ни забвения, ни прощения. И любые попытки замолчать или исказить эти события – недопустимы и безнравственны.

Масштаб: Воронеж. «Здесь много больше нравственности, чем в столице»

– Один из плакатов, который мы в рамках международного проекта ООН привезли в Воронеж, – работа 19-летней студентки. Изображен заклейменный мальчик в лагерной робе. Он помещен в толпу молодых людей, радостных и успешных. Лица не прочерчены, только радостные улыбки. Никто из них не видит мальчика в робе. Я объясняю студентам, что и среди вас наверняка есть люди, которым просто нужна помощь. Или вот плакат с черной дырой вместо отдельного пазла в общей картине. Потому что любой геноцид, уничтожение отдельного народа – это слом всей мировой цивилизации. Плакаты молодых россиян, которые мы представили в Воронеже – хороший способ «вхождения в тему» для тех, кто раньше с нею не был знаком или не готов потратить на ее осмысление много времени. Я стал энтузиастом этого международного проекта в России именно благодаря феномену плаката.

При талантливой работе плакат становится не наглядной агитацией, а философским кодом, открывает целые пласты смыслов. Разбирать их вместе с молодежью просто захватывающе. Осмысление Холокоста в таком метафорическом формате помогает молодому человеку найти себя в этом мире, выстроить правила жизни на каждый день,
Александр Энгельс

историк

 
Фото — Михаил Кирьянов

– Первое мое впечатление от воронежцев – это аудитория очень внимательная и чуткая. Меня удивило, что воронежские студенты и школьники слушали меня полтора часа, затаив дыхание. Они проявили много большую степень нравственности и воспитанности, чем столичная публика. Та темой пресыщена или относится к ней цинично. Хотя большинство плакатов прошлого конкурса нарисовали именно студенты московских вузов. Теперь на очереди будущие архитекторы и дизайнеры ВГАСУ, которые решили участвовать в новом конкурсе. Он начинается в конце 2015 года, а итоги будут подведены к 71-й годовщине Великой Победы.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.