Исполнительный заказчик. Воронежская область сэкономила 13 млрд рублей за шесть лет на бережливых госзакупках
Свободные средства направили на социальную сферу
Сергей Калашников, 13 августа, 16:54
В Воронежской области последние три года наблюдается небольшое сокращение государственного заказа, на фоне этого местные власти начали подходить к закупкам более бережно и увеличили экономию на тендерах. Так, в 2023-м профильное областное министерство заключило контракты на 54,6 млрд рублей, а 2,9 млрд удалось сохранить за счет конкуренции между подрядчиками на аукционах. Федеральные аналитики называют Воронежскую область одной из самых эффективных в РФ по организации тендеров. В ФАС хоть и находят нарушения, но признают, что их немного. Эксперты рекомендуют властям как можно больше работать с местными подрядчиками – так бюджетные деньги продолжат работать в регионе.
Клиент с бюджетом
Данные об объемах госзаказа в Воронежской области по итогам 2023 года и за последние шесть лет в ответ на запрос РИА «Воронеж» предоставили в региональном министерстве по регулированию контрактной системы в сфере закупок. По данным ведомства, рекордным по объему закупок для Воронежской области предсказуемо стал 2020 год, когда регион тратился на лекарства и медицинское оборудование для борьбы с пандемией коронавируса. В 2020-м общая сумма заключенных контрактов достигла 62,43 млрд рублей (здесь и далее учитываются начальные максимальные цены договоров по результатам проведения региональным министерством закупок по 44-ФЗ. - Прим. ред.). Речь шла сразу о почти двукратном росте – в 2019 году объем закупок региона составлял 35 млрд рублей, а в 2018-м – 27,78 млрд рублей. После 2020-го объем госзакупок в Воронежской области несколько сократился. В 2021 году он составил 38,97 млрд рублей, в 2022-м вырос до 57,36 млрд рублей, не дойдя, впрочем, до рекорда.
Объемы госзакупок в Воронежской области несколько сократились с 2020 года, но в горизонте последних шести лет – с 2018-го по 2023-й – рост стал почти двукратным
По итогам 2023 года (промежуточные данные за кварталы 2024-го не публикуются) сумма заключенных контрактов составила 53,62 млрд рублей. Как сообщили в министерстве, всего объявлялось 15 958 закупок. В ведомстве подчеркивают, что они являлись «конкурентными» и были направлены на «обеспечение государственных потребностей региона». Почти 70% закупок связаны с медициной и строительством, сообщили РИА «Воронеж» в министерстве госзаказа. По итогам 2023 года лидируют контракты на поставку лекарственных средств, медицинского оборудования и изделий (35,3%). А на 33,1% тендеров ищут подрядчиков по строительству и ремонту капитальных объектов и автодорог в районах области.
Эконом-класс
Одним из основных показателей эффективности регионального госзаказа является экономия по итогам проведения закупок – критерием выбора подрядчика, наряду с его профессионализмом, является запрос минимальной цены по сравнению с конкурентами. Коэффициент экономии в Воронежской области последние три года находится на устойчиво высоком уровне, а суммы сэкономленных средств показывают динамику, соответствующую общему объему закупок.
В частности, по данным областного министерства, в 2018 году относительная экономия по результатам закупок составляла 3,76% от общей суммы, а в денежном выражении – лишь 962,2 млн рублей. К 2021-му коэффициент увеличился до 5,47%, а сумма экономии – до 2,11 млрд рублей. По итогам 2022 года регион смог сэкономить уже 2,99 млрд рублей (5,19% от суммы закупок). За 2023 год экономия бюджетных средств в Воронежской области по итогам проведения закупок составила 2,86 млрд рублей, или 5,33% относительно общего объема.
В ведомстве отмечают, что «сэкономленные в результате снижения начальных цен контрактов бюджетные средства подлежат перераспределению и в дальнейшем расходуются на социально значимые нужды».
– С 2018 года практически в три раза выросла сумма экономии бюджетных средств, полученной по результатам закупок. Это говорит как об эффективности проведения конкурентных процедур, так и о заинтересованности бизнеса в обеспечении нужд региона, – подчеркивает первый замглавы областного министерства госзаказа Тарас Семеренко. – Благодаря систематической работе по развитию регионального сегмента контрактной системы и закупок отдельных видов юридических лиц, методологической поддержке заказчиков и поставщиков в Воронежской области обеспечивается высокая прозрачность, доступность и конкурентность государственных, муниципальных и корпоративных закупок товаров, работ и услуг.
Один из примеров бережливого отношения к закупкам – торги по приобретению техники в автопарк Воронежского лесопожарного центра. С начала 2024 года в рамках проекта «Сохранение лесов» в центр приобрели семь автоцистерн, два грузовика, 45 пожарных рукавов. Одну из автоцистерн на базе автомобиля Sadko Next удалось купить дополнительно сверх плана – за счет экономии средств на аукционах по приобретению других таких же. На машине будут работать сотрудники Савальской лесопожарной станции в Терновском районе.
Лав ми, тендер
Показатели Воронежской области год за годом выводят ее на лидирующие строчки рейтингов в сфере госзакупок. Федеральные эксперты и надзорные органы выделяют регион как демонстрирующий лучшие результаты и высокую эффективность закупок среди других субъектов РФ.
В частности, в мае этого года на XIX Всероссийском форуме-выставке «Госзаказ» Воронежскую область признали лидером индекса эффективности закупочной деятельности регионов по оценке Ассоциации организаций и специалистов в области торгов («РОСТ»). Работа воронежских специалистов в сфере госзакупок по итогам 2023 года получила высокие оценки по всем выдвинутым ассоциацией 18 критериям, оценивающим централизацию конкурентных закупок, участие в закупках поставщиков, а также поддержку субъектов малого предпринимательства. В общем рейтинге по этим критериям регион занял пятое место среди 85 оцениваемых субъектов РФ.
Также Воронежская область была поставлена на первое место среди регионов за активное использование заказчиками единого агрегатора торговли (ЕАТ) «Березка». На том же форуме федеральные эксперты наградили воронежское министерство госзаказа за бережливое отношение к расходу бюджетных средств на тендеры премией «Экономный заказчик России», а подведомственное учреждение «Агентство государственных закупок Воронежской области» – «за активную работу по централизации закупок отдельных видов юридических лиц».
По итогам 2023 года Воронежская область вошла в пятерку лучших регионов РФ по эффективности госзаказа.
Надзирающая за рынком госзаказа Федеральная антимонопольная служба также дает высокую оценку организации закупок в Воронежской области. Во внутреннем рейтинге ведомства, ранжирующем субъекты РФ по состоянию конкуренции на торгах и прозрачности критериев выбора подрядчиков, регион по итогам 2023-го поднялся сразу на вторую строчку – с 16-й позиции годом ранее. Рейтинг готовит центральный аппарат ФАС.
– Нарушения все равно, как и в каждом регионе, мы выявляем. Но закупок в год, по данным за 2023-й, почти 16 тыс., а нарушений – десятки. Поэтому общий показатель нормальный, – отметил в беседе с РИА «Воронеж» руководитель областного управления ФАС Денис Чушкин. – Где-то они происходят в силу незнания, а подчас, разбирая проблемные ситуации, мы и для себя находим прецеденты, с которыми раньше не встречались.
Вместе с тем Денис Чушкин сообщил, что по итогам первого полугодия 2024-го доля жалоб участников торгов, признанных обоснованными, выросла в регионе в полтора раза (речь идет не только о закупках, объявленных областным министерством, но и в целом обо всех гостендерах в регионе. – Прим. ред.).
– Это настораживает, тенденция нам не нравится. В качестве мер профилактики планируем провести ряд совещаний, круглых столов и других мероприятий как в районах области, так и с профильным министерством, – сказал руководитель воронежского УФАС.
Контракты для местных
Экс-руководитель управления Федеральной налоговой службы (УФНС) в Воронежской области, эксперт в сфере налоговой и бюджетной политики Сергей Дуканов отмечает, что объективно эффективность госзакупок сложно оценить, основываясь только на количественных показателях. Эксперт считает, что региональным властям стоит обратить внимание еще как минимум на три критерия.
– При определении эффективности бюджетных расходов, в том числе и на госзаказ для бизнеса, можно подсчитывать оборачиваемость этих расходов обратно в бюджет с точки зрения выплаченных исполнителями налогов, – сказал РИА «Воронеж» Сергей Дуканов. – Дать оценку несложно с инструментарием для мониторинга компаний, который имеется сегодня у ФНС. Но этот критерий нравится не всем.
Во-вторых, эксперт предлагает обратить внимание на «социальный эффект» бюджетных расходов, а для этого – давать приоритет местным подрядчикам при условии одинаковых предложений по цене и качеству. По его оценке, доля воронежских исполнителей на местном рынке госзаказа могла бы быть и большей, в особенности в отрасли дорожного строительства.
– Не нужно отдавать доходы по тендерам другим регионам. Госзаказ с приоритетом на местные компании дает загрузку производств, рабочие места, поддержку бизнеса, а в итоге – налоги, которые остаются в регионе на развитие социальной сферы, – говорит Сергей Дуканов. – К примеру, бизнесмен имеет актив, который при вложении денег и хорошем управлении будет расти. А что должна получить область, которая вкладывает бюджетные деньги через господдержку, льготы, субсидии, софинансирование расходов или госзаказ? Она получает налоги и увеличение занятости населения, рабочие места.
Наконец, эксперт рекомендует оценивать и собственно экономический эффект госзакупок – сколько было произведено продукции, выполнено работ, оказано услуг.