Исландское кино. «Ной – белая ворона» Дагура Кари
Скандинавский кинематограф как не совсем привычное, но вполне съедобное мороженое.
Ярослав Солонин, 15 декабря 2015, 12:02
Отдав дань памяти великому Одзу, мы возвращаемся к североевропейскому кинематографу. Была мысль показать что-нибудь еще из японского классика, но опрос, проведенный в группе «История кино в книжном клубе Петровский», дал понять, что киноклабберы жаждут фьордов, похлебки, хангикьота и, возможно, хуакарля (а не сакуры, сакэ, бэнту и чего-то там еще)… Немного забыл, что у нас не клуб ценителей национальных кухонь. Про Скандинавию речь у нас на встречах заходила и раньше. Еще на показе «Лос-Анджелеса без карты» было высказано пожелание показать что-нибудь из скандинавской синемы. А на «Ариэле», это я только что вспомнил, один из наших завсегдатаев, говорил что-то о кинематографе Исландии, что недурно бы... В интервью я уже упоминал об одном из главных принципов нашего возрожденного киноклуба – о принципе обратной связи. Гнуть свою линию, не забывая прислушиваться к зрителям.
Итак, исландское кино. О нем мы знаем не так уж и много. Проще вдоль и поперек исходить Исландию (ну ладно-ладно – хотя бы Рейкьявик), чем охватить вот так вот нахрапом их кинематограф (хотя, опять же, как и в Финляндии, национальное кино Исландии выросло во что-то самостоятельное – и самобытное – только к 80-м годам XX века). Первым национальным фильмом была одна документалка, снятая в 1907 году, с тех пор много воды утекло, снега нападало и вообще… Чтобы не оказаться погребенным под этой лавиной, я вынужден был ограничиться: а) хронологически. В результате чего было выбрано современное кино Исландии; б) Жанрово. Пусть это будет какая-нибудь драма. Да не какая-нибудь, а Дагура Кари (Дагюра Каури). «Ной – белая ворона» (Noi albino) 2003 года. Кажется, это первая самостоятельная полнометражная работа режиссера. Еще своей короткометражкой «Потерянные выходные» вчерашний студент датской киношколы завоевал 11 наград на международных кинофестивалях. Хороший старт, доверие, которое надо было оправдать.
И ему это удалось. Режиссер взял себе в соратники Кьеркегора, условный библейский сюжет и природу Исландии, одновременно восхищающую и пугающую чужака своим спокойствием (в тихом фьорде… Бог знает, что вообще водится). Главный герой фильма, сыгранный Томасом Лемарки, семнадцатилетний парень, живущий в глухой деревушке, флегматичен и отстранен. В нем бездна задатков, но он не спешит их реализовать на школьном поприще или еще на каком-нибудь одобренном социумом плацдарме.
Ему милее всего уединение и созерцание. Вручение себя на поруки тихим, окрашенным в идиллические (кинематографические) цвета мечтам о жизни где-нибудь поближе к экватору. Исландцы, поговаривают, народ трудолюбивый, консервативный и, в массе своей, не склонный к грезам. Герой Лемарки играет не изгоя, но такого внутреннего эмигранта. Однако как тысячелетние снега таят в себе опасность, так и он представляет из себя натянутую до предела пружину. И вот порвется или улетит, вырвавшись из опостылевшей повседневности исландского захолустья – это нам предстоит узнать. И выстрелит ли ружье, присутствующее в фильме?
Строго к просмотру (это уже в качестве «внеклассного чтения») «Темная лошадка» 2005 года и «Доброе сердце» 2009 года. В первом фильме (снятом на черно-белую пленку, лишь один кадр, но какой! – цветной) повествуется об одном маргинальном художнике-граффитисте, до поры до времени умудряющемся жить без особых взаимодействий с социумом, а потом – шерше ля фам, хотя и очень по-исландски. Во втором речь идет о сложном выборе, который придется сделать «доброму сердцем» парню, находящемуся под влиянием одного пьяньчуги со стальными принципами. И опять же – без Любви не обошлось (как не обошлось и в «Ное – белой вороне»).
Также один из активных участников паблика «История кино в книжном клубе Петровский» Андрей Хар настоятельно рекомендовал: «Подводное течение» (Brim) 2010 года режиссера Аудни Аусгейрссона, картину «Дети» (Börn) 2006 года режиссера Рагнара Брагассона и «Мистер Бьярнфредарсон» (Bjarnfreðarson) 2009 года того же Брагассона. Он же, кстати, сказал и о «Добром сердце». Все предложенное он оснастил комментарием: «Скандинавское кино – вкуснейшее кино. Айскрим».
И я склонен с ним согласиться… Как раз выпал снег и настроение… вполне себе исландское.
Начало в 19:00.
О расписании фильмов можно узнать здесь и здесь.