Инструкция РИА «Воронеж». Как смотреть балет

Ответы на актуальные вопросы в честь открытия сезона.

Олеся Шпилева, 4 октября 2016, 16:01

Роман Демьяненко (из архива)

В честь открытия нового музыкального сезона 2016/2017 РИА «Воронеж» запустило спецпроект, который поможет сориентироваться в классической музыке. В материалах рубрики – ответы на вопросы, где лучше слушать классику в Воронеже, что надеть в оперный театр и на что обращать внимание во время концерта.

В составлении третьей инструкции о том, как смотреть балет, корреспонденту РИА «Воронеж» помог ведущий солист балета Воронежского государственного театра оперы и балета Максим Данилов.

Как подготовиться к походу на балет?

Главное, что необходимо сделать перед походом на балетный спектакль, – прочесть либретто. В балете, в отличие от оперы, нет текста, поэтому понять, что именно происходит на сцене, неподготовленному зрителю будет сложно.

Кроме того, стоит заранее узнать, сколько действий в балете. Многие знаменитые балетные спектакли – трех- и четырехактные, нужно быть готовым высидеть в зале такое количество времени.

Фото – Роман Демьяненко (из архива)

Структура большинства балетов шаблонна. Сюжет развивается линейно, главная сюжетная линия, как правило, одна. Но действие может прерываться отдельными вставками. Например, в балете «Жизель» есть номер, в котором около 10-15 минут танцуют не исполнители главных ролей, а второстепенные персонажи – крестьяне. Максим Данилов раскрыл закулисный секрет: такие «вставные конструкции» служат для того, чтобы дать передохнуть исполнителям центральных партий и не дать заскучать публике.

Отдельное место среди таких вставок занимают так называемые «харáктерные танцы». Их исполняют совершенно не связанные с основной канвой спектакля персонажи. Примером характерных танцев можно считать испанский танец из балета «Лебединое озеро» или танцы народов мира на балу из балета «Щелкунчик».

Китайский танец «Чай» из балета «Щелкунчик»

На что обращать внимание в балетном спектакле?

Так как в балете нет текста, историю рассказывает все: и декорации, и костюмы, и движения танцовщиков в балетных постановках намеренно «говорящие». Именно поэтому у артистов балетной труппы всегда очень яркий грим – чтобы даже с последних рядов были видны их лица и эмоции. Придя в театр, стоит внимательно рассмотреть все мельчайшие детали сценографии – в балетных спектаклях они продуманы.

Но главное в балете, безусловно, хореография. Внимательный зритель заметит, как тонко все движения танцовщиков связаны с музыкой, исполняемой оркестром. Иногда мелодия буквально заменяет речь героев, их смех или плач, фонетически подражая человеческим звукам.

Максим Данилов отмечает, что традиция аплодировать после каждого удачно исполненного номера важна. Это не сбивает артистов, а наоборот, подбадривает их.

Фото – Роман Демьяненко (из архива)

Как правильно называть артистов балета?

Всех танцовщиц, участвующих в балетной постановке, можно называть балеринами. Мужского варианта этого слова не существует, подчеркивает Максим Данилов. Мужчины, танцующие в балете, называются танцовщиками, артистами или солистами балета.

Максим Данилов отмечает, что, вопреки стереотипам, канонической фигуры для балерин и солистов балета не существует. Есть ограничения по весу, но без конкретных цифр – танцовщик или танцовщица просто должны быть «в форме». Балерина может быть как высокой, так и миниатюрной. Чаще всего в каждом театре балетмейстер подбирает из балерин и танцовщиков пары по параметрам, чтобы на сцене они выглядели гармонично. Как правило, в этих парах танцовщики работают помногу лет.

С чего начать?

Фото – Роман Демьяненко (из архива)

Знакомство с балетным репертуаром Воронежского театра оперы и балета Максим Данилов рекомендует с постановок модерн-балета: «Ангелы смерти», «Юнона и Авось», «7 историй из жизни, 7 смертных грехов». В этих спектаклях звучит современная музыка, они небольшие по длительности, а хореография представляет собой смесь классического балета и современных танцев. По мнению солиста, так зрителю будет проще адаптироваться к самому формату балетных спектаклей.

После этого можно перейти к классическому репертуару – небольшим «Кармен-сюите» и «Привалу кавалерии», а затем к более длинным и сложносочиненным «Щелкунчику», «Тысяча и одной ночи», «Жизели», «Лебединому озеру», «Ромео и Джульетте» и «Дон Кихоту».

Смотреть балетные спектакли на большом экране Максим Данилов не рекомендует. По словам танцовщика, так теряется больше половины ощущений, по сравнению с походом на балет в театр.

10 знаменитых балетных номеров

Вместе с Максимом Даниловым корреспонденты РИА «Воронеж» выбрали 10 наиболее известных балетных номеров, после просмотра которых наверняка захочется сходить в театр и увидеть вживую спектакль.

«Вариации с кубками» из балета «Дон Кихот», танцует Михаил Барышников

«Умирающий лебедь» из балета «Лебединое озеро», танцует Майя Плисецкая

«Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик», танцует Нина Капцова

Па-де-де из балета «Спящая красавица», танцуют Диана Вишнева и Роберто Болле

Сцена смерти Жизель из балета «Жизель», танцует Галина Уланова

Сцена бала из балета «Золушка», танцуют Анна Цыганкова и Мэтью Голдинг

Вариации из балета «Сильфида», танцует Орели Дюпон

«Хабанера» из балета «Кармен-сюита», танцует Диана Вишнева

«Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта», хореография Рудольфа Нуреева

Картина «В мире теней» из балета «Баядерка»

Контекст

Воронежский театр оперы и балета открыл 56-й сезон премьерой оперы Моцарта «Дон Жуан». В ближайших планах балетной труппы театра – постановка балетной транскрипции оперы Глинки «Руслан и Людмила», репетиции которой уже идут в Оперном. Кроме того, в 2016 году будет продолжен проект «Воронежские звезды мирового балета», в рамках которого на воронежской сцене в качестве приглашенных солистов будут выступать танцовщики мирового уровня родом из Воронежа.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.