Инструкция РИА «Воронеж». Как слушать оперу
Ответы на актуальные вопросы в преддверии открытия сезона.
Олеся Шпилева, 15 сентября 2016, 14:41
В преддверии открытия нового музыкального сезона 2016/2017 РИА «Воронеж» запустило новый спецпроект, который поможет сориентироваться в классической музыке. В материалах – ответы на вопросы, где лучше слушать классику в Воронеже, что надеть в оперный театр и на что обращать внимание во время концерта.
В составлении второй инструкции о том, как слушать оперу, корреспонденту РИА «Воронеж» помогала ведущая солистка Воронежского государственного театра оперы и балета Светлана Дюдина.
Как готовиться к походу на оперный спектакль?
Людям, которые никогда не были на оперном спектакле, Светлана Дюдина рекомендует для начала изучить репертуар театра и выбрать какую-нибудь оперетту или мюзикл, чтобы просто адаптироваться к звучанию оркестра и классических оперных голосов, чтобы было не настолько тяжело воспринимать информацию сразу цельным оперным полотном. Ведь оперетта и мюзикл – это и вокал, и разговорная речь, и зачастую более простая музыка, что облегчает восприятие.
Перед походом на оперу нужно обязательно прочесть в интернете ее либретто (содержание – РИА «Воронеж»). В случае с оперой не стоит оставлять для себя сюжетной загадки, потому что во время спектакля из-за этого могут возникнуть сложности. Оперный текст тяжелее воспринимать на слух, не все слова могут быть разборчивы и понятны. Знакомство с оперным либретто нельзя сравнить со спойлером фильма, наоборот, это объяснение того, что будет происходить на сцене. Особенно если опера на иностранном языке. Если в театре есть бегущая строка с переводом, это здорово. Но если нет, как в воронежском Оперном, зрителям придется внимательно следить за происходящим на сцене. А когда опера идет, например, на итальянском, понять ход сюжета по игре актеров будет сложно.
Также Светлана Дюдина рекомендует перед походом на спектакль посмотреть фотографии с постановок этой оперы в разных театрах, послушать отрывки из них. К примеру, в опере «Дон Жуан» самый известный отрывок – это ария с шампанским. Это очень популярный номер, в котором исполнитель главной партии предстает во всей красе.
Обязательно посмотрите, сколько по времени идет спектакль и на сколько действий он разбит. Оперные спектакли довольно долгие, зрителю нужно быть готовым высидеть 3 часа, как, например, на «Доне Жуане».
Существует ли дресс-код для похода на оперный спектакль?
Театр – это самое высокое искусство из всех существующих, поэтому по отношению к нему необходимо соблюдать определенные этические нормы, считает Светлана Дюдина. Конечно, в современном обществе никто не будет осуждать человека, пришедшего на оперу в джинсах. Но желательно все-таки настроить себя на высокое искусство. В конце концов, большинство современных людей не так уж часто ходит в оперу, так почему же не оформить этот поход как знаковое праздничное событие и не принарядиться?
Как вести себя на оперном спектакле?
Если вы идете на оперу в выходной день, вам повезло. В свободный день до вечера можно успеть прогуляться, отдохнуть. Но если вы идете на оперу после работы, будет тяжеловато. Иногда классическую музыку действительно используют как успокоительное средство, и, что скрывать, временами она нагоняет сонливость. Поэтому желательно идти на оперу отдохнувшим. И не стоит принимать горячительных напитков, потому что они тоже могут «сморить».
Не нужно приходить в театр за час и даже за полчаса – это очень рано. Двери театра открываются примерно за 20 минут до начала представления, а в зал капельдинеры запускают публику за 10-15 минут до спектакля. Поэтому, придя за час, зрители рискуют простоять на ступеньках.
Если у вас плохое зрение, в гардеробе можно взять театральный бинокль. По словам Светланы Дюдиной, иногда зрители даже приходят в оперный театр со своими подзорными трубами и военными биноклями.
В театре запрещена фото- и видеосъемка, особенно со вспышкой. Артистам сложно работать, когда их что-то отвлекает.
Если вы хотите взять автограф у артиста или вручить ему букет, дождитесь конца спектакля, не нужно пытаться попасть за кулисы в антракте. Во время антракта оперные артисты переодеваются, меняют прически, распеваются, переговариваются с дирижером и режиссером.
Мне бы не хотелось напрашиваться, но это прекрасно, когда зрители дарят цветы понравившемуся артисту. Это хорошая традиция, полезная как публике, потому что люди учатся доносить эмоции до артистов, так и актерам, потому что это выражение благодарности и похвала. Эти цветы от зрителей для каждого артиста – важный комплимент, который мы все очень ценим. Неважно, какие эти цветы, даже маленький букет артист отнесет домой и будет беречь как зеницу окаСветлана Дюдина
оперная певица,
Нужно ли хлопать после каждого удачно исполненного номера?
Аплодисменты после каждого удачно исполненного номера не нарушают канву спектакля, считает Светлана Дюдина. Более того, грамотный режиссер ставит паузы после сильных номеров, а дирижер всегда выдерживает паузу до последнего хлопка. Это общепринятая традиция, которую артисты также очень ценят.
В то же время слишком частые аплодисменты могут отвлекать артистов и музыкантов. Если очень хочется похлопать, но вы не уверены, стоит ли это делать сейчас, – лучше ориентироваться на зал, аплодируют остальные или нет.
Кто главный в оперном спектакле – артисты, оркестр, дирижер? На кого стоит обращать больше внимания?
Конечно, каждый считает главным себя: и артист, и дирижер, и каждый отдельно взятый музыкант оркестра, который, например, уверен, что без его единственного за весь спектакль удара литавр не возникнет должного эффекта. На самом деле, все участники оперного спектакля важны в равной степени – это единый организм. Больше всего внимания достается артистам, так как они выдают тот самый продукт, за которым люди и идут в театр. Но они не пели бы, не будь оркестра, а оркестр без артистов играл бы в филармонии. К тому же, стоит помнить, что за спинами артистов – сотни невидимок: осветители, гримеры, костюмеры, реквизиторы, монтировщики сцены. В воронежском Оперном общий штат – 450 человек.
«Главные» появляются в определенных фрагментах спектакля – во время исполнения конкретных ключевых арий. Например, в опере «Дон Жуан» главный, конечно, Дон Жуан, хотя в некоторых моментах на передний план выходит Донна Анна или Лепорелло. В опере «Евгений Онегин» главная, безусловно, Татьяна – у нее гораздо больше музыкального материала, чем у остальных, а свое знаменитое письмо она поет целых 13 минут.
Также, например, куплеты Тореадора и «Хабанера» в опере «Кармен» стали самыми популярными мелодиями, поэтому зрители считают, что главные герои – Кармен и Тореадор, забывая о Хозе, хотя у него сложнейшие арии, и в сюжете он тоже играет далеко не последнюю роль.
Стоит ли водить на оперу детей?
Если вы решили прийти на оперу с детьми, заранее подумайте о том, как их развлечь. Серьезная оперная музыка сложна для детского восприятия, особенно на иностранном языке. Лучше водить детей на детские спектакли или балет. В крайнем случае – на музыкальную комедию.
Если вы все-таки пришли с ребенком на серьезную оперу на иностранном языке, например, на «Дона Жуана», будьте готовы к тому, что малышу придется несколько раз сходить в туалет, попросить у мамы пирожное, и в итоге пойти домой.
Знакомство детей с оперным искусством стоит начинать в подростковом и старшем подростковом возрасте, убеждена Светлана Дюдина. Первой серьезной оперой, на которую можно отвести подростка, может стать «Евгений Онегин». Во-первых, это очень популярная музыка, во-вторых – русский язык, в-третьих – известный классический материал. Детям помладше наверняка понравится «Волшебная флейта», так как музыка Моцарта очень легкая, а происходящее на сцене интересно визуально – в опере яркий сказочный сюжет, в воронежской постановке используются ростовые куклы.
Почему оперные премьеры происходят так редко?
Музыкальный материал оперы сложный, его репетируют всегда несколько составов артистов, и на разучивание партий уходит много времени.
К тому же опера финансово себя не окупает. Для постановки оперного спектакля требуются массивные декорации и множество костюмов.
Воронежский театр оперы и балета изначально был театром музыкальной комедии, и до сих пор многие зрители так его и воспринимают, считает Светлана Дюдина. Мюзиклы и оперетты неизменно пользуются успехом, а на серьезные оперы люди идут с меньшей охотой.
Плейлист для знакомства с оперой
Светлана Дюдина рекомендует новичкам начинать знакомство с оперой не с просмотра целых спектаклей, а с прослушивания наиболее популярных арий из отдельных произведений. Вместе с певицей корреспонденты РИА «Воронеж» выбрали топ-10 наиболее известных или интересных с вокальной точки зрения номеров, после прослушивания которых наверняка захочется сходить в театр, чтобы услышать оперное пение вживую.
Хабанера из оперы Бизе «Кармен»
Ария Германа «Что наша жизнь? Игра!» из оперы Чайковского «Пиковая дама»
Ария Каварадосси из оперы «Тоска» Пуччини
Ария Куклы из оперы Оффенбаха «Сказки Гоффмана»
Ария Королевы ночи из оперы Моцарта «Волшебная флейта»
Ария Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин»
Ария Радамес «Celeste Aida» из оперы Верди «Аида»
Ария Фигаро из оперы Моцарта «Свадьбы Фигаро»
Casta Diva из оперы «Норма» Беллини
«Застольный дуэт» из оперы Верди «Травиата»
Контекст
Сезон 2016/2017 в Воронежском театре оперы и балета откроется в субботу, 17 сентября, премьерой оперы Моцарта «Дон Жуан» в постановке известного воронежского режиссера, худрука Камерного театра Михаила Бычкова. В новом сезоне Оперный запустит проект «На оперу – в Воронеж!», в рамках которого в репертуарных спектаклях театра будут солировать приглашенные вокалисты из Большого и других знаменитых музыкальных театров страны.