Инструкция РИА «Воронеж». Как слушать классику

Ответы на актуальные вопросы в преддверии открытия сезона.

Олеся Шпилева, 12 сентября 2016, 20:14

Михаил Кирьянов (из архива)

В преддверии открытия нового музыкального сезона 2016/2017 РИА «Воронеж» запускает спецпроект, который поможет сориентироваться в классической музыке. В материалах – ответы на вопросы, где лучше слушать классику в Воронеже, что надеть в оперный театр и на что обращать внимание во время концерта.

В составлении первой инструкции о том, как слушать классику, корреспонденту РИА «Воронеж» помогал дирижер академического симфонического оркестра Воронежской филармонии, заслуженный деятель искусств Воронежской области Игорь Вербицкий.

Фото – Роман Демьяненко (из архива)

С чего начать?

Знакомство с классической музыкой можно смело начать с произведений самых известных композиторов. Для начала стоит послушать Моцарта, Бетховена и Баха, а из русских композиторов полюбить классику помогут Чайковский, Глинка и Рахманинов. Их музыка может быть воспринята очень легко и подвигнет человека на плотное знакомство с классикой, считает Игорь Вербицкий.

Как слушать классику?

Интернет сегодня предоставляет фантастические возможности для интересующихся классикой – достаточно вбить в поисковик название произведения или имя композитора и слушать предложенные варианты. Игорь Вербицкий советует слушать одни и те же композиции в разных исполнениях, например, одну и ту же симфонию в исполнении разных симфонических оркестров или фортепианный концерт в исполнении разных пианистов. Так произведение откроется по-новому, можно будет заметить в нем тонкие нюансы, которые каждый музыкант подчеркивает по-своему.

А вот слушать классику в машине Игорь Вербицкий не рекомендует – в отличие от поп- или рок-музыки в классике гораздо больше «слоев», что требует от слушателя большей внимательности. Находясь за рулем или в общественном транспорте, эти тонкости можно попросту упустить.

Лучше всего слушать классику в живом исполнении – только так вся сложная структура классического произведения предстанет во всем полнозвучии.

Фото – Роман Демьяненко (из архива)

Где лучше слушать классику в Воронеже?

В столице Черноземья две основные площадки, где можно послушать классику, – это Воронежская филармония и Воронежский концертный зал (опера будет рассмотрена в отдельном материале спецпроекта – РИА «Воронеж»). В филармонии регулярно выступают Академический симфонический оркестр, Губернаторский эстрадно-духовой оркестр, ансамбль «Воронежские солисты», камерные ансамбли. В Воронежском концертном зале дает концерты Воронежский молодежный симфонический оркестр. Оба заведения работают по системе абонементов. По словам Игоря Вербицкого, программа абонементов составлена так, чтобы слушатели могли познакомиться с классикой в самых разных ее проявлениях: и с популярными произведениями композиторов XVIII-XIX веков, и с авангардными творениями XX века, с симфониями и фрагментами оперных постановок, концертами и выступлениями хора. Можно покупать и разовые билеты на концерты, а можно приобрести абонемент на год и раз в месяц устраивать себе вечер классической музыки.

Фото – Андрей Архипов (из архива)

Нужно ли готовиться к походу на концерт классической музыки?

Есть два способа слушать классическую музыку. Первый – это приходить на концерт и просто слушать – так же, как любую другую музыку, получая своеобразный эмоциональный и информационный поток. Но это достаточно поверхностно.

Второй путь – это слушать классику, имея представление и о содержании, и о форме конкретного произведения. Определенный порядок частей произведения можно сравнить с синтаксисом. Если человек имеет представление о правилах построения музыки разных жанров, он лучше поймет, что хотел сказать композитор. Композитор – это в некотором роде иностранец, который говорит со слушателем на своем языке. Конечно, чтобы понять его, нужно хотя бы немного знать этот язык.

Кроме того, неплохо, если человек почитает что-нибудь и о самом произведении, которое он будет слушать, и о композиторе, написавшем его. Так можно будет составить впечатление о времени и об условиях создания музыки. Слушать Симфонию №7 Шостаковича, не зная, что она была написана в блокадном Ленинграде, или «Патетическую» Чайковского, не зная, что она стала его последним произведением, – означает потерять половину впечатлений от музыки.

Фото – Михаил Кирьянов (из архива)

На что обращать внимание во время концерта?

Рихард Штраус был не только композитором, но и дирижером, причем очень экспрессивным и подвижным. Однажды после концерта к нему подошла дама и сказала: «Какой замечательный танец вы исполнили под музыку оркестра!»
Игорь Вербицкий

дирижер

Сегодня часто классическая музыка начинает смешиваться с шоу-бизнесом, и дирижеры пытаются вести себя на концерте, как звезды – очень активно двигаться, заводить публику. Дирижер старой школы никогда не станет так себя вести. Если произведение отлично отрепетировано, если у дирижера налажена мощная связь с оркестром, то даже от скупых взмахов дирижерской палочки музыканты ловят фантастический энергетический заряд. Поэтому самое главное, на что стоит обращать внимание, – это музыка. Придя на концерт, можно даже закрыть глаза, чтобы лучше сосредоточиться на звуках.

Фото – Роман Демьяненко (из архива)

Существует ли дресс-код для похода на концерт классической музыки?

Одним из способов популяризации классической музыки сегодня является демократизация самих концертов – люди могут прийти в филармонию в джинсах и кедах, не боясь, что их выставят за дверь за неподобающий внешний вид. Однако в том, что люди наряжаются и приводят себя в порядок, когда идут на концерт классической музыки, есть элемент соучастия к предстоящему событию, считает Игорь Вербицкий. Оркестр много работает, чтобы представить исполняемое произведение в самом лучшем виде, поэтому музыканты в некотором смысле ждут от слушателей такого же подхода. Кроме того, для музыкантов каждый концерт – это праздник, и гостям они желают того же.

Где самостоятельно знакомиться с классикой?

Для самостоятельного знакомства с классической музыкой существует множество специализированных интернет-ресурсов. На портале «Классическая музыка» можно узнать биографии композиторов, истории создания произведений, либретто оперных и балетных спектаклей, послушать записи и познакомиться с последними новостями. Большой объем новостей, рецензий и интервью о классической музыке собран на сайте Classical Music News. Разнообразные образовательные передачи, посвященные классической музыке, а также записи выступлений можно слушать на сайте радиостанции «Орфей». Еще один полезный образовательный ресурс – блог о классической музыке Muzium, в котором публикуют исторические заметки о знаменитых композиторах и тематические музыкальные подборки. Также нельзя не упомянуть просветительский проект Arzamas, на котором регулярно появляются лекции, инструкции, тесты и другие материалы о классике.

Контекст

Воронежская филармония открыла 91-й сезон в пятницу, 9 сентября. С Воронежским академическим симфоническим оркестром под управлением народного артиста России Владимира Вербицкого выступила народная артистка СССР Элисо Вирсаладзе. 

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.