Инструкция РИА «Воронеж». Как слушать джаз
Ответы на актуальные вопросы в преддверии открытия фестиваля «Джазовая провинция».
Олеся Шпилева, 31 октября 2016, 17:57
РИА «Воронеж» продолжает спецпроект, который поможет сориентироваться в классической и современной музыке. В материалах рубрики – ответы на вопросы, где лучше слушать классику в Воронеже, что надеть в оперный театр и на что обращать внимание во время концерта.
В составлении четвертой инструкции о том, как слушать джаз, корреспонденту РИА «Воронеж» помогал главный редактор журнала «Джаз.ру» Кирилл Мошков.
С чего начать знакомство с джазом?
Практически каждый человек сознательного возраста так или иначе знаком с джазом. Элементы джаза пронизали всю современную музыкальную культуру, фрагменты джазовых мелодий звучат даже в рекламе, потому что в массовой культуре джаз олицетворяет качество и престиж. Но если вы не уверены, что слышали джаз раньше, начните с оркестра Дюка Эллингтона – это правильное начало.
Другие важнейшие имена в столетней истории джаза – поющий трубач Луи Армстронг, саксофонист Чарли Паркер, заложивший основы современной джазовой импровизации, его коллега Джон Колтрейн, достигший в импровизационной искусстве высочайших вершин, и сумрачный трубач Майлз Дэйвис, который самолично начинал новые главы истории джаза минимум четыре раза.
Джаз – искусство личностей, и это работает в обе стороны. Разные треки одного и того же артиста по-разному резонируют в сознании разных слушателей. Просто послушайте по два трека вышеназванных артистов максимально разных лет, чтобы понять невероятное разнообразие джазовой стилистики.
Как вести себя на джазовом концерте?
Это зависит от того, где вы слушаете джаз. Филармонический зал предполагает внимательное слушание в положении «сидя и молча», джаз-клуб дает более тесный контакт артистов и публики, а на опен-эйре можно и нужно танцевать и всячески радоваться жизни, если музыка вас к этому побуждает.
На что обращать внимание во время концерта?
Следите за взаимодействием между музыкантами – как они обмениваются идеями, передают их друг другу, разрабатывают в импровизации и вместе трудятся во имя радости творчества. В некоторых ансамблях есть явный лидер, а остальные музыканты держатся как бы в тени, поддерживая его. В других, даже если номинальный лидер более именит и много старше своих коллег, может царить атмосфера творческого равноправия. Все зависит от конкретных людей: опять же, джаз – музыка личностей, а обязательных для всех канонов и правил в джазе куда меньше, чем в академической музыке.
Если на сцене классическое джазовое трио или квартет, кто из музыкантов «главнее»?
Главенствующая роль саксофона – известный стереотип, на самом деле вершины импровизационного искусства достигаются на любом инструменте. Просто саксофонистов очень много, потому что на начальном этапе обучения саксофоном сравнительно проще овладеть, чем роялем или трубой, да и растиражированный визуальный образ задумчивого саксофониста стал своего рода привычным клише массовой культуры.
Есть ли у джаза как у жанра какие-то границы?
Джаз – определение, включающее в себя, пожалуй, наибольшее количество разного рода поджанров и подстилей. Иллюстрацией этому может служить и программа «Джазовой провинции», объединяющая классические джазовые квартеты с фьюжн-музыкантами, блюзменами и даже фолком.
Еще в 70-е годы советские джазмены придумали ироничное определение «джаз – это музыка, которую играют на джазовых фестивалях». То есть границы действительно очень широки. Если музыкант идет от джазовой идиомы и хотя бы ощущает свою музыку связанной с джазовым искусством – значит, это, по крайней мере, «смежный с джазом жанр». При этом у джазовых консерваторов (а их в джазе полно, и среди музыкантов, и среди слушателей) буквально по любому поводу может выскочить категоричное «Это не джаз!»Верно ли сказать, что главное в джазе – импровизация?
Верно отчасти. Импровизация важна, но важна и композиция, и аранжировка, и ансамблевое мастерство, и множество других факторов. Искусство полностью свободной импровизации существует, и даже отчасти связано с джазом, но это отдельное направление –экспериментальное, далекое от массовой аудитории, но притягательное для некоторых любознательных слушателей.
Существует ли дресс-код для похода на джазовый концерт и стоит ли вести на джазовый концерт детей?
Опять же зависит от того, где вы слушаете джаз. В филармонии вы вряд ли появитесь в спортивном костюме или драных джинсах. В джаз-клуб или на опен-эйр люди одеваются демократичнее, но совет включить чувство уместности и тут будет не лишним. А для детей иногда устраивают специальные детские джазовые утренники или образовательные концерты. Но если ваша 10-летняя дочь может с интересом послушать одно или два отделения обычного джазового концерта, то тащить на джаз трехлетку или грудничка вряд ли правильно: и дело тут не в джазе, а в простом здравом смысле.