Инструкция РИА «Воронеж». Что нужно знать об уходе за родными после инсульта
О самых распространенных мифах и ошибках рассказала главный воронежский невролог.
Анна Шуваева, 29 ноября 2019, 16:15
В Воронежской области в год происходит около 12,5 тыс. инсультов. После острого инсульта выживают 83,6% воронежцев (среднероссийский показатель – 81%) и, пройдя лечение в стационаре, неизбежно попадают домой, где реабилитация больного зависит исключительно от заботы и правильного ухода родных. О самых распространенных ошибках в уходе после инсульта и о том, где получить квалифицированную консультацию, чтобы этих ошибок избежать, – в материале РИА «Воронеж», подготовленном совместно с Фондом по борьбе с инсультом ОРБИ.
Почему это важно
Около 20% людей, перенесших инсульт, нуждаются в постоянном постороннем уходе. Правильный уход за такими больными – это суперважно. В противном случае можно получить такие осложнения как контрактура (конечность полностью не сгибается и/или не разгибается), спастика (высокий мышечный тонус, при котором опять же невозможно согнуть/разогнуть руку или ногу), пролежни или снижение массы – последнее может привести к смерти.
Инсульт происходит, когда в головном мозге нарушается кровообращение. Сосуды закупориваются или разрываются, а участки мозга перестают получать кислород и повреждаются или погибают. Каждые полторы минуты у кого-то в России случается инсульт. В мире ежегодно происходит 15 млн инсультов, более 6 млн человек погибает.
До 2008 года, когда началась «Программа снижения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний», не было четкой системы регистрации инсультов. Более или менее адекватные цифры появились с 2010 года, когда в регионе заработали сосудистые центры. Сегодня туда попадают 99% воронежцев, перенесших острый инсульт. Еще 1% – это те, кого госпитализируют в реанимации районных больниц, потому что перевозить их не могут по жизненным показателям. В данный момент в Воронежской области работают один региональный и десять первичных сосудистых центров.
– После того как заработала система оказания помощи больным с острым инсультом, значительно уменьшилась летальность – больше пациентов стали выживать, а значит, большее количество людей нуждаются в реабилитации. Соответственно, более актуальной стала необходимость работы с родственниками пациентов, чтобы они могли организовать правильный уход в домашних условиях, – отметила заведующая неврологическим отделением для больных с нарушением мозгового кровообращения ВОКБ №1, главный внештатный невролог департамента здравоохранения Светлана Чуприна.
Когда начинается реабилитация
Состояние человека после инсульта зависит от зоны и очага поражения. Когда сильно повреждаются стратегические – когнитивная (связанная с сознанием) или двигательная сферы, – это тяжелые случаи. Бывает, что инсульты вызывает минимальные нарушения, и человек достаточно быстро восстанавливается. Таким образом, уход за каждым пациентом, перенесшим инсульт, – индивидуальный, поскольку зависит от наличия конкретных синдромов – паралича, нарушения глотания, плохой памяти и т. д.
В так называемое терапевтическое окно попадают 38% воронежцев, у которых случился инсульт, – это первые четыре с половиной часа, когда можно лечить пациента с помощью тромболитической терапии. Если пациент поступил позже, зону поражения головного мозга уже не спасти – терапия будет направлена только на последствия инсульта. Остальные 62% пациентов обращаются за медицинской помощью позже этих четырех с половиной часов. В региональном сосудистом центре провели опрос: почему люди затянули с вызовом «скорой»? Оказалось, большинство думали, что «само пройдет».
В сосудистом центре пациент, перенесший инсульт, проходит первый этап медицинской реабилитации. Второй этап – реабилитация в городских и районных стационарах – для самых тяжелых больных. Третий этап – амбулаторно-поликлинический, когда пациент приходит в поликлинику на процедуры сам или его привозят родственники. Дома, минуя второй и третий этапы, оказываются пациенты с низким реабилитационным потенциалом. Речь идет о тех случаях, когда медики вкладываются в пациента, а он не отзывается. Почему не отзывается?.. Не хочет, не может или не понимает, по причине, к примеру, деменции, которая дает о себе знать в 30% случаях после инсультов.
Реабилитация начинается уже на второй день после инсульта.
– Одна из первых процедур – так называемая вертикализация на поворотном столе, когда пациента медленно, по 20 градусов, поднимают в вертикальное положение, наблюдая за его пульсом и давлением. Делается это для того, чтобы из процесса кровоснабжения не исключались неработающие конечности, чтобы сердце вновь привыкало к вертикальному положению и не было резкого снижения артериального давления. Начиная с реанимации и интенсивной терапии, используется кинезиотерапия – аналог лечебной физкультуры, но по гораздо более серьезным методикам. Проводится также дыхательная гимнастика, глазодвигательная гимнастика, механотерапия с биологической обратной связью, – рассказала Светлана Чуприна.
Светлана Чуприна
главный невролог Воронежской области
Основные ошибки родных при уходе за больным
По словам Светланы Чуприной, в отношении перенесших инсульт распространены мифы и заблуждения, следуя которым можно навредить пациенту.
Нельзя трогать пациента. Часто родственники становятся стеной: мол, не трогайте больного. На самом деле его надо «трогать», но правильно. Чтобы не было той же спастики, необходимо соблюдать определенные правила укладки пациента, а именно: человека кладут на специальные подушки, руки-ноги должны быть симметрично уложены. Есть заблуждение, что если руку вытянуть и привязать, то она потом будет ровная. Ничего подобного. Рука должна лежать произвольно, кисть на подушке.
Обязательно давать местнораздражающие предметы. Многие считают, что пациенту, перенесшему инсульт, обязательно надо дать какие-нибудь колючие шарики из ортопедического магазина или эспандеры, чтобы рука или нога восстановились. По словам Светланы Чуприной, это ошибка.
– Использование местнораздражающих предметов или нагрузка на парализованные конечности как раз и могут вызвать спастику. Восстановление конечностей – целая наука, здесь требуется помощь высококвалифицированных специалистов, которые используют кинезиотерапию, роботизированную механотерапию и тому подобное, – пояснила врач.
Чем больше ест, тем скорее выздоровеет. Все совсем не так. Пациент скорее пойдет на поправку, если он питается правильно и сбалансированно.
– Не секрет, что в России в больницу принято идти с едой, невзирая на то, что здесь кормят. Точно знаю: той еды, которую дают пациентам, вполне достаточно. Но это еще одна «бабушкина» традиция… Если внимательно посмотреть, что несут пациенту с инсультом, то становится страшно: огромное количество быстрых углеводов. А человеку после инсульта ни в коем случае нельзя набирать вес, поскольку возникает риск повторного инсульта. Никаких булочек, пирожных, конфеток… Никакой колбасы – она калорийная и соленая, способствует повышению давления и увеличивает риск повторного инсульта. Решительное «нет» майонезным салатам, которые, как и колбаса, чреваты повышением уровня холестерина. Должно быть сбалансированное количество овощей и фруктов, если нет проблем с желудочно-кишечным трактом. Очень полезна отварная говядина – дает хороший белок. Если пациент очень тяжелый и ему требуется спецпитание, то желательно, чтобы это было медицинское питание, которое продается в аптеках. Питаться надо понемногу, дробно и часто, – отметила Светлана Чуприна.
Кормить и поить лучше в лежачем состоянии. Этого категорически нельзя делать, говорят специалисты: человек просто-напросто может захлебнуться. Есть определенные методики, как можно расположить пациента, даже если он парализован, полусидя или со спущенными ногами. Родственники должны изучить эти методики.
Как ухаживать за больным в домашних условиях
Есть свод правил и рекомендаций для обустройства домашнего пространства, чтобы человек, перенесший инсульт, чувствовал себя комфортно, насколько это возможно. Вот лишь некоторые из них, касающиеся переустройства быта:
кровать, на которой лежит пациент, должна быть на 20 см выше, чем стандартные диваны и кровати – чтобы человека легче было пересаживать в инвалидное или другое кресло; подход к кровати должен быть с двух сторон – так проще ухаживать за пациентом; необходима специальная эргономичная посуда – нескользящие тарелки, ложки, вилки, кружки – с ручками большого диаметра;Именно эти и другие рекомендации дают специалисты по трудовой терапии, которых в скором будущем переименуют в эрготерапевтов – как это и принято во всем мире. Эрготерапевт – специалист, отвечающий за адаптацию пациентов в обычной жизни: объясняет, как правильно одеваться, обуваться, какую именно одежду и обувь использовать и т. д.
Пациентам на дом задают логопедические упражнения, задачи на логику, по математике и т. д. И конечно, очень важна психологическая помощь.
– Никогда не надо раздражаться. С пациентом нужно разговаривать спокойно, короткими, рублеными фразами – понятными, с наводящими вопросами: «Хочешь кушать?.. Пить?.. Повернуть набок?.. Махни головой или закрой глаза». Не надо употреблять запрещающие фразы типа: нельзя, не трогай, отойди. Все, что касается отрицания и запрета, будет провоцировать негативную реакцию. Нельзя, чтобы вечером человек смотрел фильмы, связанные с насилием, или фантастические – все это чревато галлюцинациями и кошмарами. Пожилым пациентам с нарушением памяти важно иметь «якорь» – например, каждый день просматривать альбомы с фотографиями: видеть, что вот сын Олег, а вот внучка Машенька… Это необходимо человеку для самоидентификации, самоуважения. Очень важна поддержка родственников. А им, в свою очередь, необходимо правильно воспринять ситуацию и понять, что теперь это на всю оставшуюся жизнь: никакая волшебная таблетка не вернет полностью того, что было. Да бывает, что человек почти полностью восстановился, но примерно 20-30% перенесших инсульт нуждаются в постоянном постороннем уходе, – отметила Светлана Чуприна.
Куда обращаться за консультацией по уходу
С любыми вопросами по инсульту и его профилактике можно обратиться на бесплатную горячую линию Фонда ОРБИ по телефону 8 800 707 52 29. В случае необходимости консультанты подскажут, как действовать после выписки из стационара, как попасть на бесплатную реабилитацию. На прямой линии можно получить консультации психолога, специалиста по уходу за пациентом, перенесшим инсульт, а также юриста. За три года работы на линию поступило почти 15 тыс. звонков. Линия работает при поддержке Фонда президентских грантов.
– Хорошо, что Фонд ОРБИ всячески поддерживает людей и помогает, когда человек, перенесший инсульт, уже находится дома. Некоторые люди вообще не готовы слышать, что они должны как-то участвовать в реабилитации своих родственников… Хотя во всем мире практика такая, что в состав мультидисциплинарной бригады – кроме специалистов, занимающихся реабилитацией после инсульта, – входят сам пациент и его родственник. От взаимодействия всех участников зависит реабилитационный потенциал человека. Когда родственники не участвуют в процессе и думают, что проблема сама рассосется, то после выписки домой выясняется, что дома мы ничего не можем делать руками, начинаются проблемы, – пояснила Светлана Чуприна.
Скоро будет год, как в Воронеже заработал скайп-канал «Инсульт. PROуход». Здесь можно получить советы по уходу, правилам безопасного трансфера, укладки пациентов и т. п. Канал работает каждый вторник с 14:00 до 15:00. На линии дежурят сотрудники регионального сосудистого центра. На скайп-канал, по словам специалистов, обращаются главным образом жители других регионов, где нет такого объема реабилитационной помощи и работы с родственниками, как в Воронежской области.
При уходе даже за тяжелыми пациентами, перенесшими инсульт, никогда нельзя расслабляться и опускать руки. У каждого есть свое реабилитационное плато, и мы не всегда знаем, насколько состояние пациента улучшится. Поэтому нужно полюбить и принять своего близкого человека таким, какой он есть. Принимают же родители нас такими, какие мы есть. Будь мы толстыми, некрасивыми, кривоногими, недовольными, но мы же для них все равно самые лучшие… Наши родственники – дедушки, бабушки, мамы и папы – должны быть любимыми, даже будучи больными. Когда-то они отдали нам свою любовь и заботу, а теперь мы должны сделать для них то же самое.Светлана Чуприна
главный невролог Воронежской области
Партнерский материал