Индивидуальный подход. Как воронежцам будут рассчитывать стоимость ОСАГО
Вступил в силу закон, который делает тарифы более персонифицированными.
Евгения Полухина, 14 сентября 2020, 13:49
В России в очередной раз изменились правила расчета стоимости ОСАГО. Страховщики будут учитывать факторы риска каждого водителя. Таким образом, тариф станет более персонифицированным. Закон, который внес соответствующие корректировки, вступил в силу 24 августа, а уже 5 сентября ЦБ увеличил коридор базового тарифа. В чем суть изменений и как они скажутся на стоимости страховки, корреспонденту РИА «Воронеж» рассказали представители страховых компаний и независимые эксперты.
Как будут рассчитывать стоимость страховки?
Поправки в закон об ОСАГО предполагают большую дифференциацию тарифа для водителей с разным уровнем риска. Стоимость полиса также будет рассчитываться на основе базовой ставки тарифа (в рамках установленного Центробанком коридора) и коэффициентов, рассчитанных для каждого водителя индивидуально.
По новым правилам, помимо возраста, стажа водителей, мощности транспортного средства, а также аварийности, учитывать будут количество нарушений правил дорожного движения. В частности, стоимость полиса вырастет, если:
водителя лишили прав (в течение года после возобновления права на вождение); водителя поймали за рулем пьяным; он был виновником ДТП со смертельным исходом или серьезными травмами (учитывается год после истечения наказания); он скрывался с места ДТП или неоднократно в течение года нарушал ПДД (нарушения должны быть оформлены инспектором ГИБДД).Кроме того, компании смогут вводить собственные критерии, такие как семейное положение водителя, «возраст» и пробег транспортного средства. ЦБ обозначил только несколько ограничений: компании не должны обращать внимание на национальность, языковую, расовую принадлежность водителя, его политические взгляды, должностное положение, вероисповедание. Каждая компания на своем сайте должна разместить факторы, влияющие на стоимость ОСАГО. Кстати, в списке ограничений ничего не говорится о гендере водителя.
Как изменился тарифный коридор?
Тарифный коридор для владельцев легковых автомобилей расширился на 10% в обе стороны. Теперь он составляет от 2471 до 5436 рублей.
Изменения для легковых автомобилей юридических лиц составляют 20% вверх и вниз – от 1646 до 3493 рублей.
Для автомобилей, которые используются в качестве такси, – на 30%: от 2 877 до 9 619.
Для грузовых авто изменения составят 20% (тариф рассчитан в зависимости от максимальной массы перевозимого груза).
Вырастет ли стоимость полиса?
Представители страховых компаний полагают, что индивидуализация тарифа позволит справедливо рассчитывать стоимость полиса для каждого водителя. Опытные, аккуратные автовладельцы больше не будут переплачивать за тех, кто становится виновником аварии и не считается с правилами ПДД. Однако независимые эксперты считают, что из-за нововведения стоимость страховки вырастет практически для всех. На скидку могут рассчитывать только единицы.
В частности, руководитель автомобильного издания и канала CarzClub Алексей Шамарин уверен, что в России дорожное движение организовано таким образом, что соблюдать все правила практически невозможно:
– В целом я думаю, что стоимость страховки для большинства водителей возрастет. Нововведение отразится практически на каждом – мало кто не нарушает ПДД. В день выписывают огромное количество штрафов, – считает основатель общественного движения «Дорожный контроль» Вадим Серов.
От чего будет зависеть расчет?
В том, что для большинства водителей стоимость ОСАГО вырастет, уверен и председатель воронежского отделения Комитета по защите прав автомобилистов Николай Киселев. Однако он считает, что соблюдение ПДД по факту ни на что влиять не будет. Система взаимодействия между страховщиками и ГИБДД не налажена. Чтобы нарушение ПДД учли, должен быть реальный протокол, составленный инспектором, – фото- и видеофиксации недостаточно. Сейчас количество инспекторов на дорогах уменьшилось. Водителей останавливают реже, реже составляют протоколы. То есть, как полагает Киселев, реально страховщики использовать количество нарушений ПДД как фактор, влияющий на расчет стоимости страховки для конкретного водителя, не смогут. При этом возможность для страховщиков самостоятельно устанавливать критерии ударит по кошельку водителей существеннее.
Ключевое изменение, по словам эксперта, расширение тарифного коридора. Именно это решение и повысить стоимость ОСАГО для большинства водителей.
По его мнению, страховщики озолотятся за счет молодых водителей. Опытные, с большим стажем, безаварийной ездой, может быть, получат небольшую скидку:
– Получается, что регулятор кинул подачку в виде скидки, которую смогут получить только очень опытные водители. Но, по сути, это очередной обман народа. Водители со стажем три года получить страховку меньше чем за 10 тыс. рублей не смогут. Поэтому я не вижу ничего хорошего от этой реформы.
Улучшится ли ситуация на дорогах?
По логике, нововведение должно подталкивать автомобилистов к аккуратному вождению. Вадим Серов считает, что ради скидки внимательнее на дорогах будут и так аккуратные водители, которые стремятся не нарушать правила. Для тех, кто не считается с ПДД, скидка на ОСАГО стимулом не будет:
Вадим Серов добавил: реформа может привести к тому, что водители, которые не соблюдают правила, перестанут страховаться.
– Штрафы за отсутствие полиса ОСАГО невелики – 800 рублей. Если заплатить в течение 20 дней, то выйдет с 50%-ной скидкой 400 рублей. Каждый месяц водителя за отсутствие ОСАГО, естественно, штрафовать не будут. Инспекторов на дорогах мало, вероятность, что автомобилист будет часто попадаться, маленькая. Проще заплатить штраф, чем покупать дорогостоящую страховку.
Что говорят представители страховых компаний?
Представители страховых компаний заявляют о справедливости расчетов. В частности, как подчеркнул директор филиала ООО «Зетта Страхование» в Воронеже Иван Маликов, теперь аккуратным водителям не придется платить больше из-за безалаберных автовладельцев.
В том, что реформа – еще один шаг к справедливой цене ОСАГО для каждого водителя, убежден и директор филиала ПАО СК «Росгосстрах» в Воронежской области Евгений Тютин:
Директор воронежского филиала «Страховой Дом ВСК» Владимир Носов считает, что для многих автовладельцев стоимость полиса снизится, но найдутся и такие, для кого она вырастет: