«Их имена забыться не должны». Ко Дню памяти жертв политических репрессий Воронежской области

Массовые политические репрессии – одна из самых трагических страниц истории СССР

Юлия Волкова, 5 ноября, 18:07

«Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области»

До сих пор неизвестно точное количество людей, пострадавших от репрессий, но за время существования Советского Союза жертвами стали миллионы человек из различных политических, конфессиональных и национальных групп.

В память об этих событиях в России 30 октября ежегодно отмечается День памяти жертв политических репрессий. Этот день был установлен в 1991 году в честь массовой голодовки, проведенной в 1974 году узниками трудовых лагерей. Целью голодовки было привлечение внимания общественности к продолжающимся политическим преследованиям и бесчеловечным условиям содержания арестантов. В этот день по всей стране проходят масштабные памятные мероприятия и траурные акции, посвященные памяти людей, которые погибли или пострадали в годы политических репрессий. Вспоминают всех тех, кто был подвергнут политическим репрессиям из-за своих убеждений, а также по национальному, социальному и другим признакам, став жертвой произвола тоталитарного режима.

Мемориальная зона захоронения жертв политических репрессий 

Политические процессы 1920-х – начала 1950-х годов стали важным фактором, способствовавшим началу массовых репрессий. В этот период были сломаны судьбы огромного количества ни в чем не повинных людей. В те времена запрещалось даже упоминать имена жертв тоталитарного режима, а их родные и близкие часто не знали, где они похоронены.

Термин «враг народа» появился в России после Февральской революции. Впервые его использовал А. Ф. Керенский в марте 1917 года, чтобы обозначить человека, который выступал против нового режима. Позже этот термин переняли большевики. При Сталине «врагами народа» считались те, кто был уличен в контрреволюционной деятельности, шпионаже и других тяжких преступлениях. 5 июля 1937 года Политбюро постановило жен «врагов народа» заключать в лагеря на срок не менее пяти лет, а их детей отправлять в лагеря-колонии НКВД или в детские дома особого режима.

Судопроизводство по этим делам осуществлялось как судебными, так и внесудебными органами: Коллегией ГПУ – ОГПУ, Особым совещанием (ОСО) при Коллегии ОГПУ, а позднее – ОСО при НКВД – МГБ – МВД СССР, Чрезвычайными «тройками» и «двойками» – Комиссиями НКВД и Прокурора СССР. Решением данных органов людей приговаривали к заключению в исправительно-трудовые лагеря (ИТЛ), высшей мере наказания (ВМН) – смертной казни, ссылке в отдаленные районы страны, депортации и высылке за границу.

После смерти И. В. Сталина, в 1953 году, начался процесс реабилитации политических репрессированных. Однако уже в середине 1960-х годов он был приостановлен. Причиной этому стали новые репрессии, на этот раз направленные против диссидентов. Известно, что в период с 1967 по 1971 год сотрудники КГБ обнаружили около 3 тысяч групп «политически вредного характера».

13 августа 1990 года президентом СССР М. C. Горбачевым был подписан указ «О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 20−50-х годов». 26 апреля 1991 года Верховный Совет РСФСР утвердил закон «О реабилитации репрессированных народов».

В местах массовых захоронений жертв политических репрессий, таких как поселок Дубовка, 30 октября собираются родственники невинноубиенных, представители общественности, священники, учащиеся и просто неравнодушные люди, чтобы почтить их память.

В Дубовке, на Аллее скорби, перезахоронены останки около 3300 человек. В захоронениях убиенных были найдены их личные вещи: нательные кресты, расчески, мундштуки, пенсне и очки, кружки, зубные протезы, а также фрагменты одежды и обуви. Иногда в захоронениях обнаруживались гильзы от револьвера системы «Наган» и мелкокалиберного пистолета. В редких случаях на истлевших от времени вещах удавалось разглядеть едва читаемые имена и фамилии их владельцев. Тела людей привозили в Дубовку на машинах. Большинство их них расстреливали в подвалах Управления НКВД по Воронежской области. Выстрелы производили в затылок с близкого расстояния. Данный факт подтверждается многочисленными протоколами эксгумаций, в которых были описаны характерные пулевые отверстия диаметром 8 мм: входное – в затылочной части черепа, выходное – в лобной. За поселком Дубовка, на пустынном песчаном поле между дорогой на Маклок и поймой реки Усманка, раскинулось целое кладбище из тайных расстрельных ям. Также следы большого террора были обнаружены еще в шести городах области: Боброве, Богучаре, Борисоглебске, Новохоперске, Острогожске и Россоши.

На основании Указа Президента РСФСР от 24.08.1991 №82 «Об архивах Комитета государственной безопасности СССР» «Центр документации новейшей истории Воронежской области» (ныне – КУВО «ГАОПИ ВО») начал осуществлять прием архивно-следственных дел из бывшего Управления КГБ по Воронежской области.

Предоставление доступа к материалам архивных следственных дел значительно повысило интерес к ним, позволило многим людям узнать о судьбе своих близких. Как правило, архивно-следственные дела включают в себя: ордер на арест, анкету арестованного, постановление об избрании меры пресечения, протоколы допросов обвиняемых и свидетелей, приговоры судов, военных трибуналов, решения внесудебных органов («троек», «двоек», Особого совещания), заключения по реабилитации, материалы о конфискации имущества, пересылке дел и др. В деле также могут встретиться материалы, содержащие сведения, относящиеся к оперативно-разыскной деятельности органов безопасности, меморандумы, списки граждан, компрометированных показаниями проходящих по делу лиц, и другие документы.

В казенном учреждении Воронежской области «Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области» в архивном фонде 9353 на хранении находится архивно-следственное дело в отношении отца всемирно известного виолончелиста Мстислава Леопольдовича Ростроповича – Леопольда Витольдовича Ростроповича. Его обвиняли в сотрудничестве с белогвардейцами и в декабре 1920 года приговорили к двум годам лишения свободы с отбыванием наказания в лагере. Однако благодаря амнистии срок сократили до одного года. В январе 1921 года Ростроповича отправили в лагерь, где он трудился на принудительных работах. Благодаря вмешательству Центрального исполнительного комитета в июне того же года Леопольда Витольдовича освободили.

После выхода Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16.01.1989 №10036-XI «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30−40-х и начала 50-х годов» и Закона Российской Федерации от 18.10.1991 №1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий» начался масштабный процесс восстановления справедливости и реабилитации жертв политических репрессий.

С 1994 года сотрудники архива начали работу по исполнению запросов граждан и организаций, связанных с реализацией Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». К этому времени прием архивно-следственных дел на реабилитированных лиц из УФСБ России по Воронежской области был завершен.

Подробную информацию о репрессированном родственнике можно получить, обратившись в казенное учреждение Воронежской области «Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области». Все поступающие запросы этой категории исполняются только на основании документов из этого фонда. Если запрос касается информации, содержащейся в прекращенных архивно-следственных делах, заявителю направляется ответ по материалам дела, в котором обычно указываются сведения об аресте, осуждении, мотивах обвинения, статье Уголовного кодекса, мере наказания, а также о реабилитации и конфискации имущества.

Одним из способов увековечения памяти жертв политических репрессий являются региональные «Книги Памяти». Эти книги объединяют исторические знания с личной и семейной памятью, которая хранится в сознании миллионов людей, переживших одну из самых страшных трагедий века.

В соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 16.12.1991 №2046−1 «О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий» была создана Комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Воронежской области для контроля исполнения Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» на территории Воронежской области. 21 июля 2009 г. на заседании Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Воронежской области было принято решение: «Работу по подготовке списка жертв политических репрессий с краткими сведениями о репрессированных поручить провести за счет дополнительного финансирования из областного бюджета ОГУ «ГАОПИ ВО». 16 февраля 2010 г. состоялось заседание комиссии, на котором была создана редакционная коллегия по изданию Книги Памяти жертв политических репрессий Воронежской области. В ноябре-декабре 2011 г. КУВО «ГАОПИ ВО» был разработан план мероприятий на 2012−2014 гг. по подготовке необходимой информации, создана рабочая группа по подготовке материалов для издания Книги Памяти. 22 марта 2012 г. состоялось совместное совещание членов редколлегии по изданию Книги Памяти, членов рабочей группы архива по подготовке материалов к ней и представителей УФСБ России по Воронежской области, на котором были выработаны общие подходы по практической реализации проекта.

В 2014 году был опубликован первый том Книги Памяти, в котором были представлены краткие биографические сведения о жителях Воронежской области, пострадавших от политических репрессий в 30−40-х годах XX века. На данный момент архивом подготовлено 7 томов Книги Памяти жертв политических репрессий Воронежской области. Сотрудниками казенного учреждения Воронежской области «Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области» продолжается работа по восстановлению исторической справедливости и увековечению памяти жертв политических репрессий Воронежской области.

Книга Памяти открывает новую страницу в истории тех, кого несправедливо считали «врагами народа». Она воздает должное тем, чья честь была растоптана репрессивным режимом. На страницах этой книги – имена и фотографии многих людей, чьи судьбы были искалечены, а также трагические истории их семей.

Тысячи воронежцев смогут теперь узнать о судьбе своих близких и земляков. Многие из них уже ушли из жизни, но их дети и внуки живут, и эта книга создается именно для них – для поколения, которое не испытало ужаса массовых репрессий. Сейчас уже трудно точно назвать количество невинно пострадавших. Но наша главная цель – восстановить их доброе имя и сохранить память о них для будущих поколений.

Современное общество должно знать историю своей Родины. Важно сохранить память о жертвах политических репрессий, чтобы не допустить повторения подобных трагедий в будущем.

Главный архивист казенного учреждения Воронежской области «Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области» Юлия Волкова

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.