Игрок воронежского «Факела» Виталий Шахов: «В сборную меня сватать рано»
Как развивается карьера одного из самых перспективных игроков сине-белых.
Павел Горячев, 9 октября 2015, 12:31
Центральный защитник «Факела» Виталий Шахов признался, что не придает значения попаданию в сборные тура ФНЛ и восторгу болельщиков от его игры. В интервью РИА «Воронеж» футболист рассказал об игре за команду родной станицы, подключениях к атакам и карьерных целях.
– Вы живете на клубной базе, хотя «Факел» наверняка мог помочь вам снять квартиру.
– Мне хотелось поскорее адаптироваться в «Факеле», привыкнуть к новой команде. А решение квартирного вопроса только отвлекло бы от этого. А сейчас до зимнего перерыва остается не так уж и долго. После Нового года уже переберусь в квартиру.
– Не скучно на базе?
– Нет, я ведь не один здесь, со мной живет Ринат Мавлетдинов. У нас не так много времени, чтобы заскучать — теоретические занятия, тренировки. После них хочется отдохнуть, а база для этого вполне подходит. А если все же появляется время, то выбираюсь в город с партнерами по команде или с друзьями из Лисок. Я уже познакомился с Воронежем, но не могу сказать, что хорошо его изучил. Еще успею.
– Вы родились в поселке Северный в Краснодарском крае.
– Да, он очень маленький. Около 2 тыс. человек. Там я жил до 15 лет, участвовал в соревнованиях первенства края. А потом «Кубань» объявила о наборе ребят 1991 года рождения, он получился довольно поздним — все же обычно клубы берут ребят помладше. Я тогда поехал, хотя и сомневался в себе, и все получилось. Хотя я все время очень волновался. Ребят, которые были со мной в команде, периодически отчисляли. И всякий раз я думал: «Я следующий».
– До 15 лет выступать за команду станицы — не очень похоже на начало звездного пути.
– Это точно. Тем более, что я до 15 лет был форвардом. Это уже в «Кубани» во мне разглядели защитника. Причем ростом я тогда не выделялся, это уже потом вытянулся. И сейчас лучше всего чувствую себя именно в центре обороны. В целом мой путь для парня из поселка, в котором около пятнадцати улиц, вполне можно считать звездным. Но я не зазнаюсь — так сложилось. А в Северном у меня до сих пор семья.
– Можете назвать себя деревенским человеком?
– Конечно, это про меня. Деревенский в моем понимании — тот, кто приучен к труду с малых лет. С раннего детства ты видишь, как люди вкалывают — на работе и на огороде. Если городские ребята после школы могут ничего не делать, то в деревне после занятий ты идешь помогать родителям по хозяйству. И после такого дня воспринимаешь футбольную тренировку не как труд, а как отдых и развлечение. Деревенские — трудолюбивые люди.
– В «Кубани» при Дане Петреску вы играли за основной состав в контрольных матчах. Чувствовали, что против более опытных конкурентов вам нечего ловить?
– Я бы не сказал, что между мной и другими защитниками была какая-то пропасть в мастерстве. Но это все же амбициозный клуб, в котором выступают опытные игроки. Я не чувствовал доверия и поэтому решил уйти. В России вообще очень часто можно встретить такое отношение к собственным воспитанникам. Про местных игроков думают: «Он тут, рядом, он подождет». Я считаю, что должно быть наоборот — своим надо доверять.
– Не внушало опасений, что талантливые молодые игроки зачастую уходят во второй дивизион и уже не выбираются обратно?
– А что мне было терять? Я уходил в Армавир, где город поменьше, условия для тренировок не такие комфортные. Но игровая практика гораздо важнее. Между дублем клуба Премьер-лиги и командой второго дивизиона есть разница. Тренер «молодежки» может похвалить команду после поражения, заметив определенный прогресс. Он оценивает в первую очередь твое мышление. А во втором дивизионе с тебя сначала спросят за результат, а потом уже посмотрят на качество игры. И во втором дивизионе все бьются — в таких условиях закаляется характер. Но сказать, что полезнее молодому игроку: игра за дубль команды РФПЛ или за клуб второго дивизиона — я не могу. Я решил уйти в аренду, чтобы играть во взрослый футбол. И не жалею — и армавирское «Торпедо», и новороссийский «Черноморец» я буду вспоминать с удовольствием.
– Вы рассматривали эти команды как трамплин?
– Я вообще не мыслю таким образом, я не строю карьеру. Мало ли, чего я хочу — я, может быть, хочу выступать за «Реал». Надо отталкиваться от того, что есть сейчас. И постепенно ставить перед собой новые задачи. Поэтому я не буду говорить, что мечтаю о национальной команде, о чемпионате мира 2018 года. Не стоит это озвучивать, пока играешь в ФНЛ. И в сборную меня рано сватать. Переходя в «Факел», я хотел стать игроком стартового состава и о дальнейшем не думал.
– А сейчас какую задачу ставите перед собой?
– Так я не считаю, что выполнил предыдущую. Да, я выхожу в стартовом составе — но уже в ближайшее время все может измениться. В центре обороны есть Могилевский, есть Степанец, Бурнаш хорошо действовал на этой позиции. Я в любой момент могу оказаться на скамейке запасных. Поэтому я пока живу от игры к игре. Сегодня, здесь и сейчас я должен отработать на максимуме собственных сил. А если вдруг на меня кто-то обратит внимание — тогда и посмотрим. Мой контракт с клубом заключен не на год, и я рад, что играю за «Факел».
– Когда зимой вы провели сбор с сине-белыми, но клубы не договорились друг с другом, были разочарованы?
– Жалко было, но не могу сказать, что я был в отчаянии. Решил, что ни делается, все к лучшему. А когда воронежский клуб вернулся к моей кандидатуре, я обрадовался. Еще на сборах зимой увидел, что команда формируется под ФНЛ, что руководство делает все, чтобы клуб пошел на повышение в классе. В одном из моих предыдущих клубов руководство говорило, что нужно выходить в ФНЛ, а потом команда добиралась на выездной матч на автобусе за час до стартового свистка.
– В начале сезона вы оставались на скамейке запасных. Не сожалели, что перешли в «Факел»?
– Ничуть. Я не обижался, понимал, что попал на новый уровень. Было огромное желание играть, и на тренировках я работал изо всех сил. Я понимал, что шанс выпадет, но нужно дождаться его, находясь в хорошей форме.
– Чувствуете, что сейчас у вас все получается?
– Я бы воздержался от таких оценок. Пока все неплохо — мы почувствовали свою игру. Но кто знает, как закончится следующий матч? А про собственную игру говорить в отрыве от команды я не могу. Как она играет — так и я. Верю, что наш лучший матч еще впереди.
– А худший?
– Это была игра с «Енисеем» – самое обидное поражение. Мы на протяжении всего матча атаковали, моментов у наших ворот вообще не возникало. Один шальной удар — и гол. Я не знаю, как это объяснить.
– Следите за медийным освещением ФНЛ — разнообразными сборными тура, голосованиями, обсуждениями болельщиков?
– Мне друзья пишут, когда я куда-то попадаю. Приятно, но не более того. Если уделять этому слишком много внимания, можно и не заметить, как расслабишься. И буду смотреть футбол, сидя рядом с болельщиками, которые меня хвалили. Я зарегистрирован в социальных сетях, но на клубные сообщества не подписываюсь — болельщиков я вижу на стадионе. И про гостевую книгу на сайте фан-клуба я слышал, но ни разу туда не заходил.
– Павел Гусев не ругает вас за подключения к атакам?
– Понятно, что при стандартных положениях я в чужой штрафной, но и в игровом моменте я могу оказаться впереди. Мой гол в матче с «КАМАЗом» мы разбирали — Павел Пантелеевич сказал, что мое подключение было оправданным. Убегая вперед, я видел, что вместо меня сзади остался один из хавбеков. Тренер всегда подчеркивает, что на поле именно мы принимаем решения, он ведь не может нами управлять в процессе игры. Так что мы чувствуем свободу, но понимаем, что несем ответственность за свои действия на поле. На теоретическом занятии мы потом разберем игру, увидим, если что-то сделали неправильно.
– Какое место способен занять «Факел» в нынешнем сезоне?
– Сложно сказать. Мы знаем о задаче попасть в десятку лучших, но сами хотим забраться еще выше. Может быть, удастся попасть в стыковые матчи — для Воронежа это было бы значительное событие. Но чтобы все получилось, должны сойтись сразу несколько факторов, самый важный из которых — здоровье игроков. Сейчас у нас немало ребят с травмами, состав более-менее понятен перед каждым матчем. Это способствует сыгранности, но тренер лишается пространства для маневра. Лучше, конечно, когда все в строю и конкурируют за место на поле. Если Павел Пантелеевич будет перед каждым матчем иметь в своем распоряжении максимум игроков, можно забраться очень высоко в турнирной таблице.
Голы Виталия Шахова за «Факел»
17 августа. «Тюмень» – «Факел». 23 минута – 0:1. Матч завершился со счетом 1:2.
28 сентября. «Балтика» – «Факел». 58 минута – 0:1. Матч завершился со счетом 1:1.
4 октября. «Факел» – «КАМАЗ». 51 минута – 3:1. Матч завершился со счетом 4:1.