Играй, гармонь. Как воронежский водитель стал коллекционировать гармошки-«роялки»
В его коллекции 11 таких инструментов
Ольга Рындина, 17 октября, 17:31
Житель Новой Усмани – профессиональный водитель Игорь Попов – шесть лет назад решил научиться играть на рояльной гармони. Неожиданное желание со временем стало любимым хобби. Сегодня Игорь Попов не только играет на гармони и выступает с казачьим хором, но и занимается реставрацией инструментов.
У каждого инструмента своя душа
Игорь Попов – уроженец Нижней Катуховки. После армии жил в Воронеже. В 2005 году вместе со своей семьей переехал в Новую Усмань. Игорь Владимирович – профессиональный водитель. В детстве начинал учиться на баяне, с ним и его одноклассниками занимался слепой учитель. Но тогда не хватило усидчивости. К тому же у юноши было другое увлечение – с детства любил лошадей, все свободное время проводил с ними. В 16 лет даже купил себе лошадь, которая прожила у него 22 года.
А в 46 лет Игорь Попов решил попробовать научиться играть на рояльной гармони. Услышал, как играет знакомый, и подумал: «Вот бы и мне так!»
Рояльная гармонь, по словам Игоря Владимировича, родом из Ельца. История елецкой рояльной гармоники началась в 60-е годы XIX века. По одной из версий, мастер-изобретатель – крестьянин А. П. Ильин, который приехал в Елец из Тульской губернии, создал новую гармонь на основе тульской гармошки. По другой версии, этим занималась группа мастеров. Так появилась гармонь-русянка или «роялка» с широкой правой клавиатурой и длинными клавишами.
– Для меня гармонь – отражение русской души, – говорит гармонист. – Она легко может передать целый спектр чувств человека – от печали до безудержной радости. Рояльная гармонь имеет более богатое душевное звучание, способна выразить через звуки целый спектр эмоций, у каждой свое «пение». И конечно, каждый инструмент уникален, ведь «роялки» изготавливали мастера, на производстве их никогда не делали. Каждый инструмент имеет свой голос, но не у каждого есть душа. Бывает так, что играешь на инструменте, играешь и постепенно понимаешь – нет, не то, нет нужного богатства звуков, нет у этого конкретного инструмента души. А другой – и искренность, и открытость, и глубина чувств.
Музей гармони
Игорь Попов, не имея музыкального образования, постепенно начал осваивать инструмент, подбирать мелодии. Иногда в зависимости от настроения хочется сыграть тот или иной напев.
– Изначально рояльная гармонь была создана для игры на улице, на свадьбах, вечерках, посиделках и гуляньях, – рассказывает Игорь Попов. – Для хора она не подходит. На ней хорошо играть частушки, «Матаню», «Барыню», страдания и песни о любви. Слушатели ценят неповторимое звучание инструмента, а исполнители – относительную легкость игры на нем.
На пороге XXI века напевная ельчанка оказалась на грани исчезновения. Но в 2013 году в Ельце открылась мастерская по изготовлению рояльной гармони. Сын знаменитого гармониста-рояльщика Афанасия Ивановича Матюхина Николай Афанасьевич и внуки Константин и Илья решили возродить традиции старых мастеров, создали музей рояльной гармони. Самая первая рояльная гармонь мастерской Константина Матюхина отправилась в Австрию. В 2014 году елецкая гармошка 1923 года работы знаменитого мастера Ивана Черных, отреставрированная Матюхиными, выступила на зимней Олимпиаде в Сочи, показав всему миру еще одну сторону многоликой русской культуры.
Поет в казацком хоре
Первую гармонь Игорь Попов купил шесть лет назад, затем вторую, третью... Инструменты все старые, как правило, требуют ремонта и частичного восстановления. Игорь Владимирович несколько раз ездил в Елец, первую его гармонь реставрировал Константин Матюхин, а потом он и сам занялся ремонтом.
– Свою первую гармонь купил у Николая Котова в Новой Усмани на улице Логовой, – вспоминает Игорь Попов. – С тех пор в моей коллекции собралось 18 гармоней, из них 11 – «роялок». Научился реставрировать их. Это тоже целое искусство. В основном облагораживаю гармони внешне, внутрь не лезу.
Игорь Владимирович в своей мастерской научился изготавливать специальные лаки для реставрации гармони. Хотя некоторые мастера используют автомобильные, но он считает, что это неправильно. Лак нужно уметь правильно навести, растворить, сварить, очистить на пару. Тогда гармонь засияет новыми оттенками. Гармони из своей коллекции Игорь Попов не продает – каждая дорога сердцу. Иногда помогает другим гармонистам отреставрировать их инструмент. Еще на счету мастера – два бубна, которые он перетянул своими руками и украсил колокольчиками.
Игорь Попов возлагает большие надежды на дочку Алену, которая в 2023 году с отличием окончила музыкальную школу по классу аккордеона. С этого инструмента легче перейти на рояльную гармонь. Вдруг и у нее со временем появится желание продолжить дело отца.
В прошлом году увлечение Игоря Попова нашло свое продолжение, он начал петь в хоре «Казачье сердце». Занятия два раза в неделю проходят в Культурно-досуговом центре «Шинник» в Воронеже. Коллектив из 20 человек приглашают выступать на праздниках по всей области.
– Мечтаю научиться хорошо играть на рояльной гармони, надеюсь, что в России возродится интерес к гармошке, что среди молодежи будет больше ценителей этого инструмента, хочется, чтобы ребята тоже почувствовали и ощутили на себе это: когда развернешь гармонь так, что сердце и душа радуются, – улыбается герой публикации.
Игорь Владимирович с удовольствием выступает и на концертах «Играй, гармонь», где собираются любители народной музыки.