Игорь Бутман: «Важнее продвигать не себя, а музыку»
В Воронеже дал концерт квартет Игоря Бутмана, считающегося «джазменом номер один» в России
, 9 ноября 2012, 21:45
Саксофонист, переигравший в разное время чуть ли не со всем звездами мирового джаза, выступавший перед президентами России и США, «торговая марка российского джаза», по его словам, использует собственную известность для популяризации жанра и развития джазового музыкального образования в России. В первую очередь – собственным примером: посетители фестиваля «Джазовая провинция» смогли убедиться как в выдающемся мастерстве Игоря Бутмана, так и в его удивительной преданности своему делу.
- Вы много раз отзывались с похвалой о «Джазовой провинции», высоко оценивали ее просветительскую миссию, но за десять лет присутствия фестиваля в Воронеже впервые смогли принять в нем участие.
- Я участвовал в концертах «Джазовой провинции», когда мне удавалось состыковать их с гастрольным расписанием моего коллектива. В частности, мы выступали в рамках этого фестиваля в Курске и Брянске. В Воронежских концертах «Провинции» участвуем действительно впервые, хотя в Воронеже я выступал и, кстати, именно в зале филармонии. Тем и хорош большой и регулярный фестиваль, что может каждый год представлять зрителю разных артистов. Сейчас наступила моя очередь, значит, какой-то другой музыкант к вам не попал. Насколько мне известно, благодаря фестивалю Воронеж услышал многих сильных джазменов и, будем надеяться, многих еще услышит.
- Как вы оцениваете прогресс «Джазовой провинции» за последние годы?
- Я восхищен тем, чего добились Леонид Винцкевич и его партнеры. К настоящему времени «Джазовая провинция» доказала многим свою значимость. Достаточно увидеть афишу нынешнего фестиваля и увидеть на ней как выдающихся музыкантов, таких, как Эрни Уоттс, так и серьезных спонсоров. Первое и второе тесно связано: чем лучше то, что мы может показать на сцене, тем больше людей захотят вложить деньги в фестиваль, стать соучастниками этого действия. Леонид Винцкевич – опытный человек, он много раз бывал в США, в Англии и знает, как сделать фестиваль. Мы общаемся, делимся опытом, вместе писали письма спонсорам, искали деньги. В нашей джазовой общине необходимо помогать друг другу, несмотря на то, что у каждого есть собственные интересы, в частности, я сам провожу ежегодный фестиваль «Триумф джаза». Но всякий раз, когда у меня есть возможность замолвить слово в пользу «Джазовой провинции», в частности, по партийной линии, я ей пользуюсь. Нас пока довольно мало, и музыкантов, и продюсеров, и важнее продвигать не самого себя, а нашу музыку.
- Вы известны не только как музыкант, но и как владелец музыкального лейбла «Butman Music Records». Назовите российских джазменов и их проекты, которые вы поддерживаете и продвигаете.
- Первый пример, который приходит в голову – Леонид Винцкевич, мы выпускаем его пластинку. Мне приятно жить и работать в атмосфере диалога и, пожалуй, здоровой конкуренции с коллегами. Хорошие музыканты, работающие рядом, вдохновляют тебя самого. Из известных и активных музыкантов назову, кроме Винцкевича, Даниила Крамара, Андрея Кондакова, Анатолия Кролла, Давида Голощекина, Александра Беринсона. Сейчас в джазе работает много интересных молодых музыкантов. Например, саксофонист Дмитрий Мосьпан, который еще в 14 лет играл в оркестре Олега Лундстрема. Сейчас он записал сольную пластинку, вместе с музыкантами из Нью-Йорка, мы выпускаем ее на нашем лейбле. Участница нашего оркестра, тромбонистка Алевтина Полякова работает над собственными проектами, пишет музыку и оранижировки. Во время недавних гастролей в Бомбее и Дели она произвела сильно впечатление на промоутеров. Назову еще несколько имен: пианисты Иван Фармаковский и Яков Окунь, саксофонисты Константин Сафьянов, Илья Морозов и Александр Сахаров, тромбонист Олег Бородин, трубач Вадим Эйленкриг. 23-летнего саксофониста Азата Баязитова уже можно назвать мастером. Антон Румянцев и его квартет играют скорее поп-джаз, тем не менее это джаз. Главное для молодых – набирать вес в профессии, соревноваться с лучшими джазменами мира. Скажем, молодой саксофонист должен хотеть превзойти Джошуа Редмана.
- Вы знаете воронежских джазменов нового поколения?
- Я слышал о группе «Нappy55». Еще не знаком с их музыкой, но слышал много хороших отзывов об этом коллективе. Так что послушаю с интересом.
- Вы часто говорите о проблемах музыкального образования.
- Одна из основных проблем в нашем направлении: не существует общепризнанного стандарта качества. У музыкантов классического направления он есть, у них есть Моцарт, Бетховен, Шостакович, Рихтер и подобные ориентиры. У нас же часто музыканты, которые немного умеют импровизировать и играют пару-тройку стандартов, считают, что этого достаточно, чтобы называть себя джазменами и выходить на сцену. Не зная, что такое секвенция, гамма, интонация, композиция. Подобные энтузиасты наносят вред репутации жанра и всем нам. Я, в свою очередь, стараюсь поднять планку повыше, вдохновить других музыкантов нашим примером. На мне лежит ответственность за профессиональный рост молодежи. Качественная музыка может пробить дорогу на самый Олимп. В партию «Единая Россия» я вступил, чтобы что-то делать в музыкальном образовании, чтобы больше молодежи были заинтересованы учиться. Именно этими вопросами я занимаюсь в рамках партийного проекта «Культура и время». Кстати, часто выясняется, что многие проблемы, созревавшие десятилетиями, можно решить в одну минуту, без вмешательства президента, или, скажем, министра культуры. Как и в организации фестиваля здесь главное – добрая воля и инициатива.