На что будет жить Воронежская область: в облправительстве представили прогноз развития экономики региона

В ближайшие годы рост ВРП обгонит среднероссийский показатель

Роман Карпов, 24 октября, 11:45

Виктория Курляндская (из архива), пресс-служба правительства Воронежской области

В среду, 23 октября, в правительстве региона были представлены ключевые документы на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов – прогноз социально-экономического развития и проект областного бюджета. Заседание провел губернатор Александр Гусев, сообщили в пресс-службе облправительства.

Промышленность вырывается вперед

Прогноз социально-экономического развития Воронежской области на трехлетний период представила министр экономического развития региона Людмила Запорожцева. Параметры документа заложены в основу проекта областного бюджета. Прогноз разработан в базовом и консервативном вариантах, в докладе основные показатели были представлены по базовому сценарию.

Сначала Людмила Запорожцева представила условия развития экономики РФ. В 2024 году ожидается рост ВВП на 3,9%. Согласно прогнозу Минэкономразвития России, среднегодовой темп роста ВВП в период с 2025 по 2027 год составит 102,6%. Промышленное производство в стране в 2024 году должно вырасти на 4%, в сельском хозяйстве ожидается спад на 3% на фоне рекордов прошлых лет. В 2025 году с учетом жестких денежно-кредитных условий 2024 года темп инфляции ожидается на уровне 4,5%.

– Экономика Воронежской области демонстрирует темпы роста выше общероссийских. По итогам 2024 года прогнозируемый объем ВРП составит 1,625 трлн рублей – рост на 3,9% к уровню 2023 года. В 2025 году рост экономики области должен составить 103,8% к предыдущему году. Далее по аналогии с РФ темпы прогнозируются более сдержанные – до 103,2% в 2026 году и 102,9% в 2027 году, что выше среднероссийских показателей. Интенсивным в Воронежской области ожидается промышленный рост. К 2027 году промышленное производство должно увеличиться к оцениваемому уровню 2024 года на 9,7%, – доложила министр.

Людмила Запорожцева отметила, что в 2024 году прогнозируется временное снижение производства сельхозпродукции на фоне рекордных урожаев прошлых лет и сложных погодных условий 2024 года, которые привели к гибели значительной части посевов. Начиная с 2025 года прогнозируется рост производства сельхозпродукции: в 2025 году – 106,8%, в 2026 году – 102,5% к предыдущим годам.

В строительстве, по предварительной оценке, в 2024 году объем работ может составить 199,7 млрд рублей, объем введенного жилья – около 1,96 млн кв. м. В 2027 году ожидается рост ввода жилья на 25,8% к уровню 2024 года.

Зарплата работников превысила 60 тыс. рублей

Темп роста зарплаты в Воронежской области в 2024 году оказался выше, чем годом ранее. За январь-июль 2024 года зарплата работников организаций превысила 60 тыс. рублей (118% к аналогичному периоду прошлого года). С 2025 года ожидается сохранение темпов на уровне 9−10% ежегодно, что выше среднероссийских значений.

– ВРП Воронежской области в 2027 году должен превысить показатель 2024 года на 10,2% (8,1% в РФ). В промышленности опережающая динамика – 3,1% (2,3% в РФ) – может быть достигнута за счет ускоренного роста обрабатывающих производств, в сельском хозяйстве – за счет наращивания производства в животноводстве и переработке. В среднесрочной перспективе ожидается положительная динамика инвестиций с ежегодными темпами 103,1% (102,2% в РФ). На ближайшие пять лет в перспективный план областной адресной инвестпрограммы включено более 300 объектов на 91 млрд рублей, – сообщила Людмила Запорожцева.

По ее словам, возвращение инфляции на целевой уровень 4%, как и в целом по стране, в Воронежской области ожидается в 2026 году: основные меры по ее снижению принимаются на федеральном уровне.

Рост зарплаты в бюджетном секторе должен быть наравне с другими категориями

Также в докладе проанализированы позиции Воронежской области по основным показателям среди субъектов РФ. В 2023 году по промышленному производству регион занимал 29-е место, в 2024 году эта позиция должна сохраниться.

– В сельском хозяйстве в 2023 году Воронежская область заняла третье место, но из-за неблагоприятных погодных условий может временно ухудшить свое положение в рейтинге. Однако оценки являются предварительными, и ситуация может измениться в лучшую сторону, – отметила Людмила Запорожцева.

До 12 декабря в Воронежской области также планируется утверждение прогноза социально-экономического развития региона на долгосрочный период до 2042 года.

Содокладчиком о прогнозе социально-экономического развития региона выступил проректор РАНХиГС, директор Института финансов и устойчивого развития Андрей Марголин. Он отметил реалистичность представленного региональным министерством прогноза.

– Я прошу первого заместителя председателя правительства области Данила Александровича Кустова переходить к формированию нормативной документации о поддержке инвестирования в модернизацию производств, прежде всего промышленных, для повышения производительности труда. Если инвестиции направляются на автоматизацию и роботизацию, то такие инициативы должны получать все возможные меры господдержки, как и наши особо значимые проекты, – обратился к своему зампреду губернатор Александр Гусев.

Также глава региона отметил важность роста зарплат бюджетников наравне с другими категориями.

– Мы по-прежнему планируем рост заработной платы в бюджетном секторе в зависимости от среднего уровня по экономике. Это касается и «указных», и «неуказных» работников, – отметил губернатор.

Собственные доходы бюджета должны вырасти на 4,7%

С основным докладом о проекте закона об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов выступила министр финансов региона Надежда Сафонова.

– Собственные налоговые и неналоговые доходы областного бюджета в 2025 году должны вырасти к оценке 2024 года на 4,7% до 160,44 млрд рублей. В 2025 году в структуре собственных доходов будут лидировать налог на доходы физических лиц – 33,6% - 53,96 млрд рублей и налог на прибыль организаций – 27,5% - 44,14 млрд рублей. Также значимыми источниками остаются акцизы – 14,2%, а также налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения, – 9,9% и налог на имущество организаций – 7,3%, – доложила Надежда Сафонова.

По ее словам, несмотря на выпадающие доходы областного бюджета от изменения законодательства – на 595,4 млн рублей, все налоги планируются с ростом к оценке текущего года: по НДФЛ – на 7,5%, по налогу на прибыль – 2,2%, по упрощенной системе налогообложения – 8,7%, по налогу на имущество – 1,3%.

– Расходные возможности в 2025 году превышают 197,97 млрд рублей. Доходы ожидаются на уровне 183,46 млрд рублей. При этом значительная часть федеральных трансфертов еще будет распределяться ко второму чтению федерального бюджета, поэтому и доходная, и расходная части проекта бюджета будут корректироваться. В нынешнем году сохранятся для использования в 2025-м 16 млрд рублей остатков средств на счете. Кроме того, в бюджете учитываются уже одобренные на федеральном уровне 2,16 млрд рублей инфраструктурных кредитов, а также погашение 4,3 млрд рублей ранее полученных бюджетных кредитов, – отметила Надежда Сафонова.

Расходы на социальный сектор

На реализацию национальных проектов в 2025 году предусмотрено почти 15,94 млрд рублей, из которых лишь около 39% - уже подтвержденные на данный момент средства федерального бюджета. Хотя минимальные уровни софинансирования установлены в размере 2%, реальное участие области превышает 60%.

Совокупные расходы на образование, здравоохранение, соцзащиту, культуру, физкультуру и спорт, а также занятость населения (без учета капитальных вложений) на 2025 год запланированы на уровне 103,2 млрд рублей. Все социально значимые расходы проиндексированы.

В частности, на поддержку семей с детьми – всего 37 мер – предусматривается почти 8,36 млрд рублей. Учтены и новые меры поддержки многодетных семей – это питание учащихся в школах и в колледжах, обеспечение школьной и спортивной формой. По полномочиям областного бюджета в сфере здравоохранения направляется в два раза больше средств, чем установлено нормативами.

Расходы на развитие экономики и инфраструктуры региона на 2025 год запланированы в объеме 61,77 млрд рублей – 31% от общей суммы. Вложения в инфраструктуру превысят 53,48 млрд рублей. Из них на строительство объектов социальной сферы, ЖКХ и дорожного хозяйства планируется направить свыше 40,05 млрд рублей. Запланированы средства как на переходящие значимые объекты: детсад на 600 мест на Московском проспекте, школа на 2 тыс. мест по улице Острогожской, инфраструктура для третьей очереди Петровской набережной, так и на новые масштабные проекты – к примеру, на реконструкцию Центрального стадиона профсоюзов.

В сфере межбюджетных отношений будут сохранены все виды финансовой поддержки муниципалитетов.

Госдолг Воронежской области – один из самых низких в ЦФО

При этом госдолг Воронежской области является одним из самых низких среди регионов Центрального федерального округа. Ожидается, что на конец 2024 года его объем составит 29 млрд рублей. С 2025 года планируется сокращение долга, в том числе за счет бюджетных эффектов от реализации инфраструктурных проектов.

Содокладчиком о проекте бюджета региона на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов выступил председатель комитета Воронежской областной думы по бюджетной политике, налогам и финансам Иван Воробьев. Он положительно оценил работу участвовавших в составлении документа министерств и отметил, что проект бюджета может быть внесен в областную думу на рассмотрение.

– Мы сейчас активно участвуем в финальной стадии разработки национальных проектов, и там еще будут появляться дополнительные источники. По государственному долгу тоже все понятно – никаких сложностей в последующие периоды не ожидается. Обращаюсь к главам районов: мы договаривались, что в бюджете защищенной статьей является не только, в частности, заработная плата, но и такой вид расходов, как содержание общественных пространств и территорий, которые появляются по программе благоустройства городской среды. Принципы формирования мы до вас довели, расценки, которые нужно применять при планировании содержания, тоже, – отметил губернатор Александр Гусев.

Доходы фонда ОМС вырастут

Далее доклад «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» представил первый замдиректора территориального фонда ОМС Михаил Гладышев.

Доходы фонда на 2025 год планируются в объеме 49,08 млрд рублей – это на 7,6 млрд рублей больше уровня 2024 года. На 2026 год – 52,94 млрд рублей, на 2027 год – 56,56 млрд рублей. В 2025 году 97% доходной части должна составить субвенция из федерального фонда ОМС. Также прогнозируются поступления от других территориальных фондов – в рамках взаиморасчетов, от применения санкций, безвозмездные поступления. Планируемые расходы фонда практически совпадают с его доходами.

Александр Гусев поинтересовался причинами существенного роста межтерриториальных платежей. Михаил Гладышев объяснил это ростом количества граждан, приехавших в Воронежскую область преимущественно из Белгородской и Курской областей. Губернатор запросил более подробный доклад. Также глава региона поручил внимательно проанализировать обеспечение медицинской страховкой трудовых мигрантов.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.