«Идеальный вариант». Воронежские общественники – о пешеходном проспекте Революции

Опрос активных горожан о том, стоит ли перекрывать главную улицу по выходным.

Олеся Шпилева, 30 июня 2020, 19:00

из архива; предоставлены спикерами

В начале июня власти Воронежа перекрыли проспект Революции для ремонта теплосетей и дорожного полотна. Горожанам так понравилось гулять по свободному от машин проспекту, что в Сети появилась петиция с требованием сделать главную улицу города пешеходной по выходным и праздникам. Корреспондент РИА «Воронеж» опросила воронежских общественников, как они оценивают такую инициативу и насколько она, по их мнению, осуществима.

Юрий Родионов, соавтор и редактор сообщества «Удобный Воронеж», глава воронежского отделения «Городских проектов» Ильи Варламова и Максима Каца:

– Пешеходные улицы – не что-то особенное или экзотическое, в России уже есть опыт подобных практик, взять хотя бы улицу Красную в Краснодаре. Сейчас в Воронеже явно не хватает пешеходных зон и массово вышедшие на перекрытую улицу люди – лучшее доказательство этого. Улица имеет глубокий исторический отпечаток и замечательную архитектуру, поэтому она как никакая другая подходит для создания пешеходной зоны.

Я с командой волонтеров 13 и 14 июня проводил исследование автомобильных и пешеходных потоков: мы считали автотрафик на улицах-дублерах и пешеходный трафик у входа на проспект. Исследование мы проводили с 15:00 до 21:00. Гипотеза была следующая: перекрытие проспекта Революции по выходным летом не приводит к транспортному коллапсу, а запрос на пешеходную зону существует. За два дня мы собрали большой массив данных о распределениях авто и пешеходных потоков, после их анализа гипотеза подтвердилась: автотрафик в два, а местами и в три раза меньше, чем существующая пропускная способность улиц. Подробнее с нашим исследованием можно ознакомиться по ссылке.

Я считаю, а сейчас и с данными на руках утверждаю, что перекрытие проспекта летом на выходные – отличная идея, которая не вызывает транспортного коллапса. Улицы-дублеры справляются с нагрузкой. Думаю, что пробовать делать улицу пешеходной нужно уже этим летом. В выигрыше останутся все: горожане получат место отдыха, бизнес – посетителей, город – больше доходов в бюджет с налогов.

Вадим Серов, защитник прав автомобилистов, лидер общественного движения «Дорожный контроль»:

– Я не совсем согласен с этой идеей. На мой взгляд, если и делать проспект Революции пешеходным по выходным, то только в вечернее время, например, с 21:00 до 6–7 утра. Дело в том, что в это вечерне-ночное время в субботу и воскресенье на проспекте регулярно происходят какие-то гонки, трюкачи пытаются выделиться среди других автомобилистов. Поэтому совершенно точно в это время перекрывать улицу необходимо. И это вызовет минимум неблагоприятных последствий для пешеходов, автомобилистов и бизнесменов. Но бездумно перекрывать проспект на все выходные, по-моему, совершенно неправильно. В этом районе работает множество людей, огромное количество воронежцев ездят по проспекту по требованиям своей работы. Я думаю, им это доставит огромные неудобства.

Виталий Иванищев, общественный активист:

– Надо ли это городу? Однозначно надо. В теплое время года, вечерами народу интересно погулять по центру. Проспект Революции в нынешнем виде не приспособлен для прогулок. Тротуары местами очень узкие, к тому же не очень приятно проводить вечер под гул авто и выхлопные газы. Да, у нас есть пешеходная Карла Маркса, но одной такой улицы мало, а вместе с проспектом они создадут единую зону. К тому же это может стать дополнительной точкой притяжения для туристов. Опыт Киева и Краснодара нам это подсказывает. А еще наш проспект архитектурно и атмосферно похож на Дерибасовскую. В Одессе есть прогулочные зоны на набережной, но Дерибасовская в центре – пешеходная, потому что и горожанам, и туристам хочется иметь разные общественные пространства.

Жилых домов на проспекте немного, и ситуацию с проездом к каждому можно продумать индивидуально. С транспортом проблем никаких не вижу – перекрывать планируется по выходным дням, когда и так трафик падает. Объехать проспект Революции в зависимости от маршрута можно и по широкой и просторной Кольцовской, и по ближайшей Фридриха Энгельса, и по Театральной, и по 20 лет ВЛКСМ. В рабочее время, возможно, нагрузка на эти улицы была бы высокая, но трафик в выходные уменьшается в разы. То же самое и с общественным транспортом – дублеры вполне справляются. Единственное, над чем надо подумать, это возвращение двустороннего движения по Чайковского и Комиссаржевской – при перекрытии проспекта там могут возникнуть проблемы. Из минусов – до 23 часов местным жителям могут мешать уличные музыканты, но это будет абсолютно законно. К тому же, выбирая центр для жизни, люди обычно понимают, что это за место, многие делают это осознанно.

Игорь Титов, основатель движения «ВелоВоронеж»:

– Я уверен, что однажды проспект станет полностью пешеходным. Это нормальное развитие любого привлекательного города – вывод автомобилей из центра и предоставление его людям для пеших прогулок, по делам и просто так, для посиделок в открытых летних кафе. Никаких проблем с реальностью осуществления первого шага – перекрытия на выходные – я не вижу. Даже если сейчас просто взять и не открывать улицу после ремонта, как это сделали в Любляне, если не ошибаюсь, никто и не заметит. А для тех, кто предпочитает двигаться по проспекту на авто, полно вариантов проехать, не выезжая на него. Что уж говорить про перекрытие на выходные, когда центр пустеет – основной же трафик по будням, а сейчас и его нет, многие из дома работают. Зато все будут знать, что по выходным регулярно проспект перекрыт и можно выбираться в центр. Нужно будет продумать расширение посадочных мест для рестораторов, на выходные можно прямо в несколько раз и без лишней волокиты, а также какие-то активности, площадки для музыкантов и тому подобное. Если это сделают, будет новый качественный этап развития Воронежа, можно даже сказать, рывок.

Ольга Рудева, краевед, экскурсовод, член Общественного Совета при департаменте архитектуры:

– Сначала думала, что будут пробки на соседних улицах в рабочие дни и желающих совершить променад по проспекту окажется мало, особенно в выходные, ведь люди разъезжаются на дачи. Ходила, смотрела – пока получается наоборот. Проспект под ремонтом, но люди с удовольствием гуляют по доступным кусочкам улицы, катаются на мопедах, у Дома офицеров их можно взять напрокат. И автомобили по Фридриха Энгельса проезжают с такой же скоростью, как обычно. Точкой притяжения стала отремонтированная площадь Победы – люди с разных концов города приезжают в центр. Появился новый вид отдыха – прогуляться по центральной улице. Так давайте делать проспект пешеходным! И добавим в пешеходную зону улицу-парк Комиссаржевской со «взрослыми» каштанами и уютными кафе – вернее, ее начало, до пересечения с Фридриха Энгельса.

Михаил Аксенов, сооснователь общественного движения «Город и транспорт»:

– На самом деле все эти вопросы риторические, потому что мы видим, что пешеходный проспект городу нужен (по крайней мере на выходные) и видим, что это реально осуществимо и множество горожан рады тому, что это осуществилось, пусть и на время ремонта.

О положительных сторонах, как ни странно, пока судить рано – горожанам гулять нравится, но во время ремонта на веранде в кафе не посидишь, да и нужно как-то переосмыслять для бизнеса форматы во время пандемии. Но я уверен, что воронежский бизнес справится с вызовами времени. Про отрицательные – к пробкам перекрытие по выходным не приводит (согласно исследованию «Удобного Воронежа»), а для более детального исследования в будние дни необходим более тщательный анализ, желательно с использованием электронной модели города.

Еще перекрытие проспекта снова затрагивает вопрос целесообразности односторонних улиц – при перекрытии и Комиссаржевская, и Чайковского «превращаются в тыкву» и становятся бесполезными – или заехать, или выехать. Ну и самое главное, обращаясь к мэрии: не забывайте спрашивать у горожан, что мы думаем. Нам не все равно!

Ян Посадский, уличный художник:

– Здорово, когда любой архитектурный проект тестируют, проверяют на работоспособность при помощи инструментов тактического урбанизма. Например, в течение месяца дорога перекрывается на выходные, ставятся разные малые архитектурные формы: где-то импровизированная сцена, где-то скамейки, где-то озеленение, где-то рампы для скейтбордистов и прочее. И выходные для города превращаются в некий спонтанный праздник, неожиданный фестиваль для локальной воронежской культуры. Сначала одним образом, потом по-другому, и в итоге разрабатывается схема, которая работает на протяжении всего лета. Затем это все анализируется, данные сверяются. В итоге мы получаем информацию о том, как можно сделать проспект пешеходным, в какое время, чтобы город не погружался в пробки и не было других негативных моментов, как из этого извлечь максимальную пользу для города и горожан. Без аналитики и обратной связи от жителей все это не имеет смысла. Пока маловато данных, необходимо более глубокое исследование, но пробовать этот сценарий нужно уже сейчас. На мой взгляд, на такой пешеходной улице можно проводить концерты, флешмобы, уличный театр, все, связанное с актуальной городской культурой. В этом плане пешеходный проспект Революции был бы идеальным вариантом того, как это сделать массово, публично, чтобы вовлечь максимум людей. Я думаю, это несомненный плюс.

Денис Евграфов, урбанист:

– Я поддерживаю перекрытие проспекта Революции на праздники и выходные. Это давно назрело еще с момента, когда хотели Комиссаржевскую в районе кинотеатра «Юность» перекрывать. В городе не хватает пешеходных пространств, особенно окруженных всякими кафешками, летними верандами и прочим. Я считаю, что это повысит культуру города, может подстегнуть туризм. Минусы могут возникнуть, если не сработают службы, которые убирают мусор, могут быть проблемы с туалетами. Нужно продумать, как люди будут приезжать в центр и уезжать из него, как будут добираться до дома люди, проживающие на этой территории. Но, насколько я знаю, сейчас все эти вопросы прорабатываются мэрией и общественниками. Я не думаю, что будут транспортные проблемы. В копилку плюсов – деньги будут аккумулироваться в городе, люди будут больше тратить в Воронеже, а не за его пределами. Хотелось бы, чтобы все рестораны подошли к этому ответственно и оборудовали красиво веранды, чтобы было по-европейски. Я был в Ростове-на-Дону, мне очень понравилось, как там перекрывают улицы и оформляют веранды. Вначале, конечно, могут быть какие-то притирки, но в целом это очень хорошее и правильное движение.

Александра Мозговая (Сизинцева), архитектор, дизайнер:

– Идея хорошая. Когда проспект перекрывают в праздничные дни, это действительно что-то будоражащее – прогулка по дороге по такому огромному проспекту вызывает очень яркие положительные эмоции. Тем более что проспект Революции – это наш исторический центр. Не знаю, насколько эта идея полностью реализуема, но видела, что сейчас проводится независимое исследование по поводу трафика и проблем на дорогах. Если горожанам настолько понравилось гулять по проспекту, что даже появилась группа во «ВКонтакте» на эту тему, петиция, – значит, это важно и нужно. И значит, недостаточно закрывать проспект по праздникам типа 9 Мая и Дня города. Знаю, что подобный опыт есть в Краснодаре и других южных городах России. Было бы здорово, если бы сработало и в Воронеже.

Контекст

Проект благоустройства проспекта Революции должен появиться до 25 ноября 2020 года. На его создание выделили 4,95 млн рублей. После появления петиции с требованием сделать проспект пешеходным по выходным дням мэр Вадим Кстенин призвал общественников принять участие в разработке проекта. Окончательное решение будет принято позже. 

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.