Храм как ориентир. Церковь в честь Казанской иконы в грибановской Васильевке простояла около двух веков
Здание без предупреждения взорвали в 1967 году
Наталья Тарабрина, 23 ноября 2022, 18:20
Журналисты газеты «Знамя труда» (входит в холдинг РИА «Воронеж») продолжают рассказывать про разрушенные храмы Грибановского района. В этот раз они побывали в Васильевке. Около двух веков в селе стоял кирпичный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1967 году его взорвали. Сейчас православные молятся в маленькой церкви, открытой в здании бывшего магазина. Ее освятили в честь Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской.
На месте храма – поклонный крест
Летом 2022 года в Васильевке отметили 225-летие со дня освящения разрушенного Казанского храма. Водосвятный молебен отслужили у поклонного креста. Его в 2007 году установили на месте бывшего церковного алтаря.
Рядом с поклонным крестом в честь этой даты поставили табличку с краткой историей храма. Жительница села Анастасия Дработухина планирует разместить здесь изображение разрушенной церкви – у нее сохранилась цветная фотография 1960-х годов.
– Сейчас мало кто знает, какой красивый храм у нас стоял. Я хочу увеличить фото церкви и перенести его на керамику. Такое изображение можно будет прикрепить к поклонному кресту, – рассказала Анастасия Дмитриевна.
Первая церковь
Кирпичный храм решили возвести в селе в 1765 году. В тот год в Васильевке (она тогда называлась Русская Поляна – прим. РИА «Воронеж») сгорела деревянная церковь, которая была освящена в честь святого Василия Неокесарийского. Известно, что построил здание барон Поспелов в 1738 году, он владел этими землями с 1725 года по указу Екатерины I. Об этом упоминается в документах, которые хранятся в Московском архиве Министерства юстиции.
Об этих фактах из истории села рассказала в 2010 году ученица Васильевской школы Диана Якшева. Информацию она нашла в архивах.
«В 1765 году, когда Русская Поляна принадлежала помещику Фролову, крестьяне выступили против барина и крепостного права, – написано в докладе. – Их восстание подавили царские войска. По некоторым данным, в это же время деревянная церковь сгорела. Тогда на сходе граждан села решили построить кирпичную».
Раствор для кладки кирпича держали в секрете. Прихожане приносили яйца, соль и другие пожертвования на строительство.
Купола служили ориентиром
Новый храм переименовали в честь Казанской иконы Божией Матери.
– В храме вели службу до середины 30-х годов XX века, – рассказала Анастасия Дработухина. – В нем крестили детей, венчали пары, отпевали усопших, проводили различные службы.
По словам жительницы села, с двух сторон от храма возвышались небольшие часовни. На фото их не видно, но известно, что рядом с одной росла липа – на снимке ее запечатлели слева.
– Часовни были кирпичные, круглые, как башенки, – вспомнила Анастасия Дмитриевна. – Сверху возвышался купол с крестиком. Сейчас такие часовенки можно встретить в монастырях. Только там они огромные, у нас поменьше были. Внутрь вели подвалы. Там хоронили батюшек. Часовни использовали вместе с церковью и закрыли вместе с церковью в 1936 году. Всех служителей куда-то дели. Помню, что рядом с каждой часовней росла липа. Одну спилили, а другая уцелела. К сожалению, этой весной сильный ветер подломил ее.
Последним служителем Казанского храма был батюшка Никанор. Представители власти выслали его из села. По словам Анастасии Дработухиной, отец Никанор переехал в Поворино.
После закрытия храма в 1936 году его сильно разрушать не стали, как в других селах. Лишь колокола сбросили.
– Людей, которые это сделали, было двое, – сказала Анастасия Дмитриевна. – Знаю, что одного дразнили «Пятак». А иконы тогда разобрали по домам сельчане. Те, которые остались, сожгли большевики. Больше храм никто не трогал до 1967 года.
Чаще всего после закрытия храма в советские годы купола ломали. На Казанском храме в Васильевке их не тронули.
– Купол было видно далеко, – вспомнила Анастасия Дработухина. – Когда я на работу ходила, храм для меня был ориентиром, чтобы не заблудиться.
Взорвали без предупреждения
В 1967 году власти решили взорвать храм. По словам очевидцев, сделать это с первого раза не получилось. Только после третьего взрыва храм рухнул. Часть его ушла под землю.
– В те годы председателем сельсовета был Владимир Росляков, – рассказала Анастасия Дработухина. – Он потом оправдывался, что храм был аварийный. Говорил, что школьники могли там пострадать, если решат залезть внутрь.
Все годы до взрыва здание использовали как зерновой склад.
– В других целях храм не использовали, – сказала женщина. – Там никакого безобразия не было, как в других закрытых церквях. Танцев не устраивали. Почему именно в тот год решили взорвать, для всех осталось загадкой.
Храм взорвали летом. Динамит подключили из ближайшего дома.
– Председатель сельского совета тайно нашел взрывателей, – продолжила она. – Если бы знали, что храм хотят взорвать, то народ отстоял бы его. Странно было, что люди согласились, чтобы взрыватели из их дома подключили оборудование. Ведь школа рядом, можно было из нее это сделать.
Сейчас в Васильевке верующие молятся в небольшой церкви. Ее освятили в честь Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской.
– Эту церквушку сделали активные жители села, – рассказала ее староста Анастасия Дмитриевна. – Они переехали в Васильевку из Буденновска, когда началась Чеченская война. На тот момент в селе молиться было негде. Для будущей церкви председатель колхоза безвозмездно отдал это здание. Оно достаточно старое, сначала принадлежало помещику, в советское время из него сделали магазин, а потом колхоз использовал его как склад.
На ремонт здания деньги собирали всем селом. Большую часть вложили активисты из Буденновска.
– Пристроили к зданию купол, алтарь, – продолжила она. – Многое они сделали своими руками. Все иконы, подсвечники, жертвенники купили они.
Почему церковь не назвали в честь Казанской иконы Божией Матери, Анастасия Дработухина точно не знает. С теми активистами, которые многое сделали для православных, корреспондентам связаться не удалось.
Проблемы храма
Здание васильевской церкви никогда капитально не ремонтировали. Сейчас там течет крыша. Все эти годы ее только чуть-чуть подправляли.
– Этой крыше лет 70, – сказала староста васильевской церкви. – Подтекать она начала давно. Мы кусками ее чинили – не помогло. В 2017 году кровлю покрасили жидкой резиной. Так эта краска начала облезать сразу. Только ветер подует, она с крыши кусками слетает. Ее, наверно, нужно наносить на новое и чистое железо. А эту суриком красили.
Из-за того что крыша течет, страдают иконы. По словам Анастасии Дработухиной, краска на иконах, которые написаны на дереве, может отсыреть. Повезет еще тем, что висят под стеклом.
– Чтобы крыша перестала течь, надо перекрыть ее целиком, – считает женщина. – А для этого нужны большие деньги. По нашим подсчетам, примерно 400 тыс. рублей.
Сельчане собирают добровольные пожертвования на этот ремонт.