Хозяйка постоялого двора. Жительница Воронежской области рассказала о предках, которые владели гостиницей в Россоши
Пенсионерка бережно хранит старинные фотографии и документы
Ольга Миронова, 22 февраля, 20:00
Пенсионерка Раиса Мироненко хранит документы и фотографии предков, которые больше века назад держали в Россоши постоялый двор.
Историей своей семьи Раиса Мироненко поделилась с корреспондентом РИА «Воронеж».
Пристанище для путешественников
К сожалению, самого здания, в котором располагался постоялый двор, уже нет. На нынешней площади Октябрьской напротив рынка стояло два двухэтажных дома, один и сейчас находится здесь в окружении магазинов, а второй снесли несколько лет назад. Именно в нем и останавливались путешественники, проезжавшие через Россошь, на ночевку.
– Поговаривали, что отдыхали тут даже представители дворянского рода Веневитиновых, которые владели землями в Рамонском районе. Когда они на своей карете ездили на юг, останавливались в Россоши, чтобы напоить лошадей, – говорит Раиса Мироненко.
Бабушка и дедушка мужа
Владели постоялым двором Иван и Евдокия Сандуловы. Они приходились дедушкой и бабушкой мужу Раисы Мироненко. Так сложилось, что теперь именно она хранит фотографии и документы семьи.
Евдокия была родом из Нижегородской области. В шесть лет она осталась сиротой, воспитывалась у дяди.
– Мы думаем, что Иван Сандулов ездил на Нижегородчину за каким-то товаром, так как был предпринимателем, как мы сейчас бы сказали. Там он увидел молодую Евдокию и сосватал ее, – рассказала наша собеседница.
В дом мужа Евдокия вошла в 18-летнем возрасте. Было это в 1898 году. Женщина стала вести хозяйство на постоялом дворе.
– Дом был двухэтажный. На втором этаже жило само семейство Сандуловых, а на первом располагались постояльцы. Здесь же на кухне все время проводила Евдокия вместе со старшей дочерью Анной, моей свекровью, – говорит Раиса Мироненко. – Вместе они готовили еду для гостей, убирали.
В свое время Анна Сандулова делилась воспоминаниями с невесткой. Она говорила, что отец, Иван Сандулов, вел переписку с чаеводами из Англии. Те высылали ему посылки с разными сортами чая в специальных коробках, так называемых цибиках. Это были обшитые кожей короба для перевозки товаров, боящихся сырости. Хозяин двора смешивал листья для напитка по своему вкусу.
– Свекровь говорила, что вкуснее чая больше в своей жизни не пробовала, – рассказывает наша собеседница. – Еще один интересный факт из жизни самой Россоши – здесь разводили йоркширскую породу свиней. Сват Ивана Сандулова выписывал производителей из самого графства Йоркшир в Англии.
Выселение
Рассказывала Анна своей невестке и о том, как вся слобода Россошь ходила на железнодорожную станцию посмотреть на царя.
– Свекровь тогда училась в россошанской гимназии. Поезд, в котором император Николай II со своей семьей ехал на юг отдыхать, перед населенным пунктом замедлял ход. Открывалась дверь, и, проезжая мимо станции, царская чета махала собравшейся толпе. Очевидно, о проезде самодержца людей оповещали заранее. Никакого общественного транспорта тогда не было, поэтому люди шли к железной дороге пешком, ехали на телегах, кто-то даже арендовал лошадь с повозкой, только бы взглянуть на царя, – поведала пенсионерка.
Постоялый двор Сандуловых работал во время Гражданской войны и еще несколько лет после установления советской власти. В 1920-х годах семью выселили из их дома. На улице Кирова из дореволюционных соляных лавок новое правительство сделало жилые помещения. В одну из квартир и поселили Евдокию с младшей дочерью, остальные дети уже были взрослыми. Иван Сандулов пропал бесследно.
– Предполагаю, что его репрессировали. Я пришла в эту семью уже в 1960-х годах, о дедушке Иване здесь никогда не говорили, поэтому ничего не знаю о нем, что с ним случилось. За могилой бабушки Евдокии ухаживает моя семья, а вот где упокоился ее муж, не знаем, – говорит Раиса Мироненко.
Золотая звезда за подвиг материнства
Интересна жизнь самой Евдокии Сандуловой. Родилась женщина в 1880 году. В 1900-м у них с мужем Иваном появилась на свет первая дочь, Анна. Самая младшая, Нина, родилась в 1920 году. Евдокия была многодетной мамой – родила 14 детей, выжили десять.
В 1947 году указом Президиума Верховного Совета СССР женщине присвоили звание «Мать-героиня» и вручили одноименный орден в виде золотой звезды. К высокой награде прилагалась книжечка с пятью разовыми билетами на проезд в общественном транспорте, ни один из которых многодетная мать так и не использовала. Эти документы в оригинальной красной папке, а также газеты, где опубликованы заметки о присвоении звания, Раиса Мироненко бережно хранит. Из личных вещей Евдокии Сандуловой остался только церковный календарь за 1974 год, который из Москвы ей привезла одна из дочерей. После выселения из постоялого двора вся жизнь Евдокии так и прошла на улице Кирова, 7, в однокомнатной квартире.
– Самым старшим из братьев был Феоктист, его называли ласково Фотя. Он первым перебрался в Москву и перетянул туда практически всю семью, – пояснила Раиса Мироненко.
Дети и внуки
Начинали Сандуловы покорять столицу с обычных рабочих профессий и со временем смогли стать уважаемыми людьми. Феоктист в 1960-х годах работал старшим мастером на московском заводе электротехнических приборов. Леонид из рядового строителя метрополитена дорос до заместителя начальника дистанции связи этого транспортного предприятия.
Виктор из столицы вскоре переехал в Калинин и трудился там начальником мастерских комбината синтетических волокон. Надежда и Нина работали на одном предприятии в Подмосковье. В Россоши остались Анна, Зоя и Григорий. Две сестры стали педагогами и работали в школе. Григорий был бухгалтером на Россошанском хлебозаводе.
– Все братья Сандуловы воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Александр в 1941 году погиб в боях за Москву, до этого тоже был рабочим одного из столичных заводов. Владимир пережил блокаду Ленинграда, умер где-то в конце 1950-х. Остальные мужчины этой семьи прошли всю войну до самой Победы, – вспоминает Раиса Мироненко.
Несмотря на такое количество детей, у Евдокии было всего шестеро внуков. Успела она увидеть и четверых правнуков. Они ласково называли ее «бабушка Душа». Евдокия была женщиной очень доброй, верующей.
– Из Москвы дети присылали посылки с различными деликатесами, которых у нас в Россоши негде было купить. Бабушка всегда старалась разделить гостинцы, чтобы досталось каждому из внуков, – говорит россошанка.
Звание «Мать-героиня» Евдокия Сандулова получила, когда ей было уже 64 года. Умерла женщина в 1969-м в возрасте 89 лет.