Граффити-художник из Петербурга рассказал воронежцам, как избавиться от заборных надписей
Лекция об уличном искусстве и урбанистике прошла в рамках проекта «Хип-хоп Академия»
Софья Успенская, 8 декабря 2013, 20:54
В Воронеже продолжает работу проект «Хип-хоп Академия». Вчера, 7 декабря, в танцевальной студии UnderStand петербургский райтер Николай Сапрыкин (Funk Fanatix) прочел лекцию о граффити и урбанистике и рассказал о том, как уличное искусство преобразило Пермь, Санкт-Петербург и Москву, как граффити может помочь детям с ограниченными возможностями и как можно защитить городские стены и заборы от хулиганских надписей.
Лекция началась с экскурса в историю граффити – Николай рассказал, как появлялись первые надписи на стенах, заборах и вагонах метро в Нью-Йорке 1970-х годов и как они трансформировались в то, что рисуют уличные художники сегодня.
– Я бы не хотел, чтобы метро у нас выглядело, как в Нью-Йорке 80-х, но мы тоже с этого начинали, – рассказал Николай. – У нас в Питере было время, когда приезжаешь на конечную станцию метро, а там группа парней с маркерами уже ждет. Думаю, каждый графитчик проходит в юности такой этап – когда у тебя много энергии и ты хочешь зарисовать все подряд, но еще мало что умеешь.
Со временем менялись не только умения уличных художников, но и отношение общества к ним.
– Сейчас у нас эра постграффити, когда граффити уже превращается из вандализма в уличное искусство, появляются персонажи вроде Бэнкси. В Лондоне я видел в районе Ноттинг-хилл Гейт на стене трафарет Бэнкси. Он был закрыт плексигласом, привинченным к стене, чтобы защитить рисунок от вандалов. Я думаю, когда-нибудь и в нашей стране начнут так ценить работы уличных художников.
О том, как наладить отношения уличных художников с властями и как превратить вандализм в искусство, участники встречи обсуждали на примере разных городов. Воронежский райтер Некит Спиков рассказал о том, с какими сложностями сталкиваются уличные художники в нашем городе, а Николай привел в пример Пермь, где за несколько лет при поддержке областных властей появилось множество масштабных работ.
– Мы сделали там несколько крупных проектов. Например, при поддержке «Пермского Центра Развития Дизайна» расписали под «хохлому» и финно-угорские орнаменты подпорную стенку пермского парламента, интегрировав туда европейские достопримечательности, – римский Колизей, лондонский Биг Бен и открыточный вид самой Перми, тем самым решив проблему нежелательных граффити, в том числе экстремисткой направленности. И это все сразу стало выглядеть по-другому.
И хотя в Воронеже такой поддержки художники пока не находят, и даже крупные проекты вроде фестиваля уличного искусства «Здесь» сталкиваются с непониманием официальных лиц, в итоге все сошлись на том, что искать пути взаимодействия с властями необходимо.
– Все-таки я считаю, что надо развивать легальную составляющую граффити, потому что с помощью этого инструмента мы можем преображать пространство визуально, менять эти серые фасады, Николай Сапрыкин, райтер.Николай напомнил воронежцам, что в любом городе есть места, где люди сами готовы пойти навстречу райтерам.
– В Питере мы совместно с музеем Анны Ахматовой и при поддержке «Скандинавского культурного Фонда» реализовали проект «Граффити в подарок» в школе для детей с ограниченными возможностями. В рамках мероприятия художники-граффити из Швеции, Дании, Норвегии и России оформили стенку во дворе школы на тему национальных сказок: шведы изобразили Пеппи Длинный Чулок, наши ребята Илью Муромца и Змея Горыныча, художник из Норвегии изобразил сказку Кариус и Бактус, а датчане нарисовали сценку из Гадкого Утёнка. Дети были просто в восторге, – поделился опытом лектор.
– Надо выходить со своими инициативами и что-то предлагать, – резюмировал Николай.