«Горела даже вода». Как жительница Воронежской области описала дни битвы за Сталинград
Эльвира Новикова находилась неподалеку от места кровопролитных сражений.
Вера Пронина, 7 августа 2020, 21:00
Жительница поселка Колодезный в Каширском районе Эльвира Новикова родилась в 1931 году, в детстве жила неподалеку от Сталинграда. В год 75-летия Победы женщина рассказала корреспонденту РИА «Воронеж» о мытарствах своей семьи во время войны и о том, как она запомнила дни битвы за Сталинград – одного из решающих сражений Второй мировой и Великой Отечественной.
Не смогла попрощаться
Эльвира родилась в интеллигентной семье: отец, Иван Слуцков, был директором школы, а мать Ирина работала учителем. Семья до войны жила на станции Кривая Музга, всего в нескольких десятках километров от Сталинграда (современного Волгограда).
– В нашей школе проходили выпускные экзамены, когда мы из громкоговорителей услышали о начале войны, – рассказала Эльвира Ивановна. – У папы была бронь (отсрочка от призыва при объявлении всеобщей мобилизации, которая, в частности, давалась партийным руководителям, директорам заводов, сотрудникам, отвечавшим за жизнедеятельность города. – Прим. РИА «Воронеж»), но в 1942 году он тоже встал на защиту своей Родины и записался в ряды Красной армии.
Эльвира Ивановна вспомнила, что ее отец в составе отряда добровольцев отправился вечером в поселок Калач (сейчас – город Калач-на-Дону в Волгоградской области), где формировались части военнослужащих.– Паники еще никакой не было. Мы поехали провожать, на Калачеевском вокзале было столпотворение: вагоны с военнослужащими, огромное количество провожающих. В таком потоке людей мы немного растерялись – мама с сестрой ушли искать папу в одну сторону, а я в другую, и мне не посчастливилось с ним увидеться. Не удалось на прощанье прижаться к его слегка небритой щеке… Состав тронулся. Это было началом страшного конца, – описала Эльвира Новикова.
Черное небо
Красноармейцев разместили на станции Клетская. Фашисты в это время уже оккупировали часть территории Сталинградской области, вскоре захватили и Клетскую. Оставшихся в живых красноармейцев согнали в наспех сооруженный концентрационный лагерь смерти.
– Многие там умерли от голода, других расстреляли, в том числе моего отца. Но мы об этом узнали уже после войны, – сообщила Эльвира Ивановна. – Фашисты стали бомбить Кривую Музгу, первые удары были направлены на соцобъекты. Разрушили нашу школу, медпункт. Началась спешная эвакуация населения. Нас погрузили в товарные вагоны и отправили в сторону Бекетовки, что недалеко от Сталинграда.
Жуткий гул и черное от самолетов небо – так Эльвира Новикова описывает те дни.– Мы видели, как бомбили Сталинград. Он полыхал: горели не только здания, горела даже вода. На Волге рдели яркие языки пламени. Кое-как мы добрались до Бекетовки…
Здесь, по словам женщины, и началась всеобщая паника. Ее семья не знала, куда идти. Люди были брошены, везде слышался плач. Приютила Слуцковых местная жительница, сжалившаяся над маленькими детьми.
– Мы разместились у нее дома и сразу же принялись копать себе землянку: мама, бабушка, мы с сестрой – все были заняты делом, – отметила Эльвира Ивановна. – Менее чем за два дня справились, выстлали яму ковриками и одеялами и так жили. Кушать было нечего, от голода нас спасали местные жители, которые делились последним куском.
Спасение немцем
Фашисты отвоевывали все новые и новые территории области, и жителей Бекетовки так же спешно вывезли в соседнее село. Но и этот населенный пункт вскоре оккупировали.
– Немцы лютовали, выгоняли жителей из домов, устраивали показательные казни и расстрелы, а потом с довольными улыбками заставляли местных жителей позировать на камеры их фотоаппаратов, – вспомнила Эльвира Новикова. – Но были среди них и добрые люди. Помню, один немец угостил нас с сестрой сахаром, погладил по голове и с улыбкой произнес: «Майне кляйн, майне кляйн» (meine kleine в переводе с немецкого – «моя маленькая». – Прим. РИА «Воронеж»). Позже он рассказывал нашей маме, что в Германии у него тоже остались дети, что он скучает и с нетерпением ждет с ними встречи. Именно он помог нам выехать в Степано-Разинскую станицу, когда узнал о планах своего командования по уничтожению всех жителей села. Благодаря немцу мы избежали страшной участи.
После войны семья Слуцковых обосновалась в станице Багаевской Ростовской области. Эльвира отыскала место гибели своего отца. Возвращаться в родную Кривую Музгу Слуцковы уже не захотели – слишком горькие воспоминания были связаны у них с этим местом.
Справка РИА «Воронеж»
Сталинградская битва происходила на территории современных Воронежской, Ростовской, Волгоградской областей и республики Калмыкии с 17 июля 1942-го по 2 февраля 1943 года. Это одна из самых кровопролитных битв в истории человечества: потери германской армии и ее союзников насчитывают более 1,5 млн человек, советских войск – около 643,8 тыс. человек. Кроме того, погибли десятки тысяч мирных жителей.
Немецкое наступление длилось с 17 июля по 18 ноября 1942 года. Фашисты планировали захватить большую излучину Дона, волгодонский перешеек и Сталинград, чтобы блокировать транспортное сообщение между центральными районами СССР и Кавказом и создать плацдарм для дальнейшего наступления с целью захвата кавказских месторождений нефти. Однако за июль–ноябрь Красная Армия заставила немцев увязнуть в оборонительных боях, а за ноябрь–январь окружила группировку немецких войск, отбила деблокирующий немецкий удар и сжала кольцо окружения к развалинам Сталинграда. Фашисты капитулировали.
Победа в Сталинградской битве положила начало «коренному перелому» в войне – перехвату стратегической инициативы советским командованием.