«Глубоко раскаиваюсь». Почему воронежский суд оставил на свободе экс-главу отдела полиции
Избежать тюрьмы Николаю Сабельникову помогли безупречные характеристики со службы и семья.
Оксана Грибкова , 15 апреля 2016, 19:58
Резонансное дело о взятке закончилось для экс-начальника отдела Павловского отдела полиции Николая Сабельникова рекордным условным сроком в 7 лет. Облсуд в пятницу, 15 апреля, изменил приговор лишь в одной части – расширил список должностей. Экс-полицейский не сможет занимать должности не только в правоохранительных органах, но и связанные с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций.
Несмотря на жалобу прокурора, 50-летнему Николаю Сабельникову не назначили обязательный для коррупционной статьи штраф в связи с «исключительными обстоятельствами». В последнем слове Сабельников признал вину и пообещал суду «трудом показать», что может «находиться вне изоляции».
Суть дела
Экс-глава Павловского отдела полиции приехал на апелляцию в отглаженном костюме и сиреневой рубашке, которые сделали его совсем непохожим на прежнего человека в форме. Заседания Сабельников ждал без группы поддержки, вдвоем с адвокатом. Бывший начальник заметно нервничал несмотря на то, что заседание прошло довольно спокойно, без накала страстей между участниками процесса.
Председатель коллегии из трех судей коротко огласил суть приговора, который в конце декабря 2015 года вынес суд в Верхнем Мамоне. Суд установил, что начальник Павловского отдела МВД решил получать деньги от предпринимателя из села Лосево Андрея Гоголева и его партнера по бизнесу в феврале 2014 года. За ежемесячные взятки в 20 тыс. рублей начальник отдела полиции обещал покровительство – предприниматель и его партнер могли незаконно торговать на трассе раствором мочевины, который добавляют в топливо.С марта по июнь 2014 года Сабельников получил в сумме 80 тыс. рублей. С июня 2014 по январь 2015 года главный полицейский Павловска был в командировке. После возвращения он напомнил Гоголеву о долге за полгода в 180 тыс. рублей. Тот пообещал отдавать деньги частями и стал приносить по 20-30 тыс. рублей. А 17 марта 2015 Гоголев передал Сабельникову 50 тыс. рублей у отдела полиции. После этого полицейского задержали следователи и оперативники УФСБ. Общая сумму взяток составила 260 тыс. рублей. После громкой поимки с поличным Николай Сабельников попал в СИЗО, откуда вышел под домашний арест, полностью признав вину.
Суд процитировал Николая Сабельникова, который во время процесса в первой инстанции называл то, что принял предложение Андрея Гоголева, «стечением жизненных обстоятельств». Теперь непростая семейная ситуация, состояние здоровья и отличные характеристики со службы помогли Сабельникову не оказаться в тюрьме. Суд первой инстанции объяснил отсутствие штрафа для Сабельникова «исключительными обстоятельствами»
Возражения прокуроров
Гособвинение возражало против условного срока для Николая Сабельникова и отсутствия в наказании штрафа для него. Жалобу прокурора Верхнемамонского района Сергея Шелаева в облсуде поддерживал гособвинитель облпрокуратуры Евгений Бутырин. Он настаивал, что приговор нужно отменить «в связи с чрезмерной мягкостью и несправедливостью». По мнению прокуратуры, суду не следовало применять условное наказание по такой тяжкой статье, как получении взятки в крупном размере (ч. 5 ст. 290 УК РФ, от 7 до 15 лет лишения свободы). Обвинитель отметил, что Николай Сабельников должен был сам бороться с проявлениями коррупции. Бутырин назвал несправедливым приговор еще и потому, что Сабельникова полностью освободили от наказания в виде штрафа. После короткого выступления прокурор попросил назначить Николаю Сабельникову 4,5 года колонии строгого режима и взыскать с него 3,9 млн рублей – 15-кратный штраф.
Доводы защиты
Выступление Владимира Исаева, адвоката экс-полицейского, оказалось намного длиннее. Сначала Исаев указал на недопустимые доказательства и процессуальные нарушения, объяснив про одинаковое время в постановлениях о возбуждении дела и обыске в отделе полиции. Так как сделать их одновременно «физически невозможно», нарушения «ставят под сомнение возбуждение уголовного дела», отметил защитник.
Николай Сабельников после задержания
Фото — РИА «Воронеж»Исаев обратил внимание суда на то, что Гоголев и его напарник не были оформлены как индивидуальные предприниматели. Мужчины торговали раствором мочевины на трассе М4 у села Лосево, то есть как таковыми бизнесменами не являлись.
Исаев отметил, что у Сабельникова отсутствовали полномочия для проверок на торговли на трассе, так как сам он никого не проверял, а те проверки, что планировали сотрудники, нужно было согласовывать с прокуратурой.
– За шесть месяцев, пока Сабельников был в командировке, торговля продолжалась. С Гоголевым он не созванивался, указаний по поводу него подчиненным не давал. На аудиозаписи, сделанной при передаче денег 13 марта, Гоголев предъявлял претензии, что Сабельников ничего не делает для устранения конкурента, который также незаконно торговал раствором мочевины на трассе. Все это доказывает то, что Сабельников совершил покушение на мошенничество в крупном размере и с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК РФ). Поэтому мы просим о переквалификации дела, назначении условного наказания без штрафа, – пояснил Исаев.
По семейным обстоятельствам
Защита Сабельникова представила в облсуд его положительные характеристики и документы, подтверждающие семейную ситуацию. Николай Сабельников более 30 лет отслужил в правоохранительных органах, имеет 33 поощрения, ряд наград, участвовал в боевых действиях. После задержания начальника Павловского отдела полиции называли «человеком» главного полицейского Воронежской области Александра Сысоева. Сабельников стал одним из немногих полицейских, которых Сысоев пригласил с собой с прежнего места службы, где возглавлял МВД Адыгеи.
Николай Сабельников в Павловском райсуде
Фото — Ольга КолегаеваВладимир Исаев представил документы, подтверждающие, что гражданская жена экс-главы отдела полиции беременна. Сабельников воспитывает ее старшего ребенка, помогает в воспитании своей несовершеннолетней дочери от первого брака. Других трудоспособных людей, кроме экс-полицейского, в семье нет. После увольнения из полиции он трудится мастером-наладчиком. На попечении Сабельникова родители-инвалиды, которым нужна его забота. Сам экс-полицейский состоит на учете в больнице с диагнозом «сахарный диабет».
У семьи нет автомобиля, сбережений и недвижимости, кроме дома, где она живет, да и тот взят в ипотеку. Об этом Владимир Исаев напомнил, когда говорил о том, что у Николая Сабельникова нет средств для оплаты большого штрафа.
Осужденный экс-правоохранитель был немногословен.
– Затрудняюсь что-либо сказать по поводу переквалификации. Про то, что предъявили, скажу: совершил, глубоко раскаиваюсь. Свою вину я осознал полностью. Прошу суд не лишать меня свободы. Своим трудом покажу, что могу находиться вне изоляции от общества, – сказал Николай Сабельников в последнем слове.
Коллегия судей принимала решение в совещательной комнате порядка 25 минут. Сабельников заметно нервничал, мерил шагами зал. Напряжение прошло, когда суд огласил решение по апелляционным жалобам. За исключением небольших дополнений в список должностей, которые не сможет занимать осужденный, судьи фактически утвердили Сабельникову прежний приговор.
Бывший глава отдела полиции поставил своеобразный рекорд среди воронежских взяточников, получивших большой, но все-таки условный срок.