«Глаза стали глубже». В Воронеже открылась выставка снимков фотомодели с разницей в 25 лет
Автор необычной подборки – Владимир Голуб
Леонид Шифрин, 19 марта 2021, 14:00
Фотограф Владимир Голуб представил в выставочном зале на улице Кирова подборку снимков одной и той же воронежской фотомодели – Веры Бирюковой – в 1994 и 2019 годах. На ранних фото ей 18−19 лет. Выставка, открывшаяся в четверг, 18 марта, уникальна не только для столицы Черноземья, но и, пожалуй, в масштабах России.
Корреспонденты РИА «Воронеж» расспросили автора и организатора экспозиции, руководителя фотошколы и фотоклуба «Фотум» Владимира Голуба и Веру Бирюкову о том, как пришла идея такой выставки и как им работалось вместе тогда и теперь.
В фойе выставочного зала на небольшой площади разместились 35 снимков.
– Когда я развешивал эти фотографии, мой друг, фотохудожник Антон Воронин, спросил, сколько всего было фотосессий. Я ответил, что четыре в 1995 году и две в 2019-м, он не поверил. «Как такое возможно, Вера везде разная», – удивился. Это и есть талант модели, талант женщины, талант Веры. Если я ей объясняю, что хочу сделать, она всегда становится полноценным соавтором снимка. Я нашел кусок виниловой пластинки, думаю, как его использовать при съемке. Обмахиваться типа веера – банально. Объяснил ей, что хочу, сказал: «Представь, что ты танцуешь фламенко». И Вера сама встала так, как нужно, – вспомнил Владимир Голуб.
Он рассказал историю знакомства с Верой Бирюковой:
– В 1992 году наша с Верой общая знакомая сказала мне: «Есть классная девочка, не хочешь ли с ней поработать?» Те годы – начало 1990-х – период самой активной работы с моделями, тогда я нарабатывал профессионализм. После развала СССР, в котором «секса не было», люди были куда раскованнее, чем сейчас. Был расцвет, появилась свобода, стало многое можно из того, что ранее было под запретом, и людей это вдохновляло. А Вера всегда была красавицей и умницей – это крайне редко сочетается в женщине. В 1994 году у меня была большая персональная выставка в музее имени Крамского, и сразу после нее я предложил своему другу, художнику Алексею Загородных, проект, подобного которому в Воронеже еще не было: выставку живописи и фотографии. Для нее я целенаправленно снимал моделей, в том числе Веру. В 1995 году прошла эта выставка. Вера и тогда была звездой в смысле сочетания красоты, ума, пластичности и редкого умения быть разной. За эти годы она не изменилась, но стала для меня как для фотографа интереснее, чем тогда. Глаза стали глубже.
Модель поделилась:
– В 1992 году, в 16 лет, я пришла в модельное агентство Игоря Комарова, и вскоре там же появился в качестве приглашенного фотографа Владимир Александрович. Наша первая фотосессия стала и моим первым фотографическим модельным опытом. Хотя фото меня в 10-летнем возрасте висело в фотоателье Советского района Воронежа на витрине в качестве образца – с детства я очень любила фотографироваться. Тогда я была старшеклассницей и вообще не имела представления о том, что такое фотомодель. Собиралась поступать в политехнический институт – и поступила, получила диплом инженера-экономиста, но по этой специальности практически не работала. После получения диплома вышла замуж. Принимала участие в различных показах. Так сложились обстоятельства, что я все-таки ушла в модельный бизнес, а потом мне предложили работать постановщиком показов, чем я сейчас и занимаюсь.
Владимир Голуб встретился с Верой Бирюковой случайно несколько лет назад.
– Подумали: почему бы не продолжить нашу давнюю совместную работу в новом формате. Сказано – сделано. Так родилась эта выставка. Она была подготовлена еще в 2020 году, но из-за ковидных ограничений перенеслась на 2021-й, – добавил фотограф. – Это, насколько знаю, первая подобная выставка, когда одну и ту же модель можно увидеть на снимках через большой промежуток времени.
Вера Бирюкова рассказала историю одной из фотографий – с тубой:
– Эта туба тогда уже была недействующей, а до того являлась одним из инструментов духового оркестра воронежского мясокомбината. Ее нашли в каком-то подвале и принесли в студию. До меня две девушки-модели как-то пытались «обвиться» вокруг нее, сесть поудобнее, но у них не получилось. А мне хотелось только одного – сесть так, чтобы холодный инструмент меня не касался, и частично это удалось.
Самое тяжелое в съемках, по словам модели, – физические неудобства: когда фотограф просит принять ту или иную позу, может затечь рука, нога, плечо.
Если переживаешь тяжелый период жизни, это отразится на снимке. На выставке есть работа, сделанная через небольшое время после того, как Вера похоронила подругу.
– Конечно, сегодня я отличаюсь от себя 18-летней. Лицо больше зависит от возраста, чем тело. Сейчас мне сложнее: тогда было желание показать себя, а теперь у меня есть 12-летний сын, и я не могу позволить себе что-то этакое. Егор смотрит на фото и говорит: «Да, мама, ты, конечно, да...». Подходит к другой фотографии и говорит то же самое. Однажды он побывал у меня на занятиях по дефиле и в конце заплакал из-за того, что ему стало жалко моделей, с которыми я работала на его глазах.
По словам одной из посетительниц этой выставки, Веры Сидельниковой, работы все необычные:
– Просто здорово, что двое талантливых людей нашли друг друга и это воплотилось в такой замечательной выставке.
– Если доживем, может быть, лет через десять сделаем с Верой еще одну съемку и назовем ее «Фотомодель 35 лет спустя», – заметил Владимир Голуб.